День рождения Месье Верду

Apr 11, 2023 07:24


11 апреля 1947 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Чарльза Чаплина "Месье Верду".





Трудно со 100-процентной уверенностью сказать, кто был автором сценария этого фильма. Орсон Уэллс утверждал, что, якобы, он написал сценарий и пригласил Чарли Чаплина сыграть в нем главную роль. Но, якобы, Чаплин захотел сам выступить в роли режиссёра. Уэллс с этим согласиться не мог, поскольку, по его мнению, "как актёр Чаплин был гением, а как режиссёр - так себе". (Иными словами, не чета самому Уэллсу.) А потом, якобы, Чаплин попросту присвоил себе сценарий.



Чаплин же эту историю представлял иначе. По его словам, Уэллс не имел никакого сценария, а лишь идею сделать несколько документальных кинозарисовок (то, что сегодня называется "реконструкция") о похождениях известного женоубийцы Ландрю, настоящего французского "Синей Бороды". И Чаплину, действительно, предлагалась роль этого самого Ландрю в этих реконструкциях.



Чаплину предложение показалось слишком мелким. Он решил сделать полнометражный художественный фильм. А за идею он, по взаимной договорённости, заплатил Уэллсу пять тысяч долларов (сегодня это примерно 60 тысяч долларов). Судя по тому, что в титрах к фильму имя Уэллса значится как автора идеи, и нет никаких сведений о каких-либо судебных претензиях к Чаплину со стороны Уэллса, всё было именно так, как описывал Чаплин.



Впрочем, кто их разберёт, этих великих? Но, как бы то ни было, в результате родился очередной киношедевр Чарли Чаплина. Но! Сказать, что публика приняла фильм холодно, - ничего не сказать. Демонстрации фильма сопровождались пикетами, протестами. В ряде штатов местные цензорские комитеты попросту запретили показ фильма. Католические организации требовали вообще выслать Чаплина из страны.



Отдельные положительные отзывы кинокритиков были чрезвычайно редкими, поскольку в сложившихся условиях требовали определённого гражданского мужества и не сулили никакой материальной выгоды. Как отмечает современный американский кинодеятель Альфред Икер,

"Лишь Джеймс Эйджи, Кеннет Анже и Босли Кроузер были среди немногих знаменитостей, которые пошли против течения и спели похвалы фильму, объявив его шедевром."

Что говорить, если даже Роджер Эберт и даже гораздо позже, в начале 70-х, осмелился лишь вскользь, в рецензии на другой шедевр Чаплина, упомянуть "Месье Верду", и то - как пример провала великого Мастера у критиков.) Короче, вскоре после премьеры фильм был снят с экранов США. На долгие 17 лет.



Принимая все эти обстоятельства во внимание, можно понять, почему Американская киноакадемия осмелилась выдвинуть шедевр Чарльза Чаплина только в одной номинации - за лучший сценарий. Но только номинировать: Оскар в этой номинации был присужден Сидни Шелдону за сценарий к фильму "Холостяк и девчонка". Хороший фильм? Я, честно говоря, никогда раньше о нём не слышал.



Впрочем, говорить о провале фильма как произведения искусства не приходится, поскольку в то же время в Европе, в особенности, во Франции фильм пользовался большим успехом. А в Дании фильм получил престижную премию Bodil как лучший американский фильм.



Известный французский кинокритик Жак Лурселль в своей рецензии на фильм Чаплина писал:

""Месье Верду" наполнен блестящим чёрным юмором, близким к карикатуре, достигающим высшей точки...Конечно, "Месье Верду" в первую очередь стремится быть кровавым аттракционом. И всё-таки, неизбывная чаплинская склонность к человеколюбию проявляет себя даже здесь, подобно слабому свечению, поднимающемуся из глубин посреди океана цинизма и насмешек."



Уже в XXI-м веке один из самых известных и плодовитых американских кинокритиков (автор рецензий на 10 тысяч фильмов за 17 лет), Деннис Шварц отметил:

"Месье Верду" остается необычайно провокационной сатирической черной комедией, настоящей бомбой, которая дает большое ощущение политической широты Чаплина, даже большее, чем его предыдущая работа (имеется в виду " Великий диктатор" - FG)».



В чём же причина столь неоднозначного восприятия одного и того же киношедевра в разных странах? Главная причина - социально-политическая обстановка в США в 1947 году. Как многим известно, незадолго до выхода фильма на экраны находившийся в США Уинстон Черчилль заявил о «железном занавесе» и положил тем самым начало "холодной войне". А чуть ли не накануне премьеры фильма президент США Гарри Трумэн, выступая в американском Конгрессе, сформулировал внешнеполитическую программу США («доктрина Трумэна»), согласно которой США должны поддерживать всех, кто выступает против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов. В СССР эта доктрина была охарактеризована как неприкрытая программа построения однополярного мира и сдерживания СССР.



Чарли Чаплин же, по мнению американского истэблишмента, представлял прокоммунистические силы, симпатизирующие Советскому Союзу. Многие в Америке не могли простить Чаплину то, что начиная с 1942 года великий актёр и режиссёр вел активную кампанию за открытие "Второго фронта" в целях оказания реальной помощи Советскому Союзу в его борьбе против нацистской чумы. Многие сенаторы и конгрессмены готовы были поддержать вышеупомянутые требования некоторых радикальных католических организаций по выдворению Чаплина из страны. И только страх, что они могут оказаться персонажами очередного сатирического киношедевра великого Мастера, удерживал их от принятия соответствующего официального решения. Впрочем, пять лет спустя американский истэблишмент реализовал свою мечту и обманным путём выдавил Чарли Чаплина из страны - "оплота демократии".



Спустя 17 лет после первой премьеры, в 1964 году, после окончания "эпохи маккартизма", фильм Чарли Чаплина вновь был выпущен на экраны американских кинотеатров. В рецензии, опубликованной в The New York Times на следующий день после повторной премьеры, изложена главная идея фильма, далеко не всем понятная с первого взгляда:

"Дело в том, что отдельный убийца - «мелкий бизнесмен в убийстве», как говорит главный герой, - считается преступником, но крупному бизнесмену, производителю боеприпасов, способствующих массовому убийству, и профессиональным солдатам, осуществляющим массовые убийства, оказывают большие почести и предоставляют крупные денежные вознаграждения."- Charles Chaplin in ‘Monsieur Verdoux’ Returns for First Time Since '47 - The New York Times, July 4, 1964

Весьма характерно, что, несмотря на "свободу прессы", автор этой рецензии не осмелился обнародовать своё имя.



Впрочем, несмотря на все симпатии Чарльза Чаплина к Советскому Союзу, в СССР фильм не демонстрировался. Видимо, вывод главного героя "Убей одного - и ты убийца. Убей миллионы - и ты герой" никак не мог прийтись по вкусу коммунистическим вождям.



Но, несмотря на все проблемы, сопровождавшие прокат фильма в разных странах, кинозрителями фильм был оценен весьма высоко. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки 8 и выше. Благодаря этому показателю и сказанному выше рейтинг фильма Чарльза Чаплина "Месье Верду" по версии FilmGourmand'а составляет 8,186, благодаря чему фильм занимает 498-е место в Золотой Тысяче.



черная комедия, американское кино, шедевры мирового кино, чарли чаплин

Previous post Next post
Up