День рождения Великого диктатора

Oct 15, 2022 01:59


15 октября 1940 года в Нью-Йоркских кинотеатрах "Астор" и "Капитолий" при полном аншлаге состоялась премьера фильма Чарльза Чаплина "Великий диктатор". Для Чаплина этот фильм стал первым звуковым фильмом в его фильмографии.





Идею создания фильма нечаянно подсказал Чарльзу Чаплину его друг, знаменитый британский режиссёр Александр Корда. Он как-то в шутку заметил, что экранный образ Чаплина и Адольф Гитлер несколько похожи. Позже Чаплин, заинтересовавшийся этим сравнением, выяснил, что они оба родились с разницей всего в четыре дня (Чаплин 16.04.1889, Гитлер 20.04.1889), были примерно одинакового роста и веса, и оба выросли в бедности, пока не достигли больших успехов, каждый в своей области. К тому моменту в планах Чарльза Чаплина было снять фильм о Наполеоне Бонапарте и сыграть в этом фильме. Примерно в 1936 году он создал сценарий фильма о Наполеоне, но происходившее в 30-х годах в Германии жесточайшее преследование евреев, которое Чаплин воспринимал как личную трагедию, побудило его изменить эти планы.



Снимая фильм "Великий диктатор", Чаплин шёл на определённый риск. Ещё когда в 1937 году Чарльз Чаплин только объявил о своих намерениях снять этот фильм, британское правительство, политика которого в то время была политикой умиротворения нацистской Германии, объявило, что фильм будет запрещен. В Америке конца 30-х годов были очень сильны позиции практически во всех сферах, включая кинематографические и властные структуры, нацистских симпатизантов. Опросы Gallup показывали, что 96% американцев выступали против участия США в войне в Европе. Когда Чарльз Чаплин всё-таки начал работу над картиной, в студию посыпались письма с угрозами от сторонников нацизма. Наряду с угрозами от открытых сторонников Гитлера, Чаплин получил множество "дружеских" советов от представителей сил позиции невмешательства, имевших очень прочные и взаимовыгодные деловые отношения с фашистской Германией и не желавших хотя бы намёком обидеть Гитлера и его ближайшее окружение. Многие "доброжелатели" рьяно уговаривали Чаплина отказаться о идеи снимать этот фильм. Когда слухи об этих попытках дошли до президента США Франклина Д. Рузвельта, он направил к Чаплину своего личного представителя, чтобы передать режиссёру заверения о своей поддержке и просьбу о продолжении начатой работы.



Чаплин вложил в фильм "Великий диктатор" всего себя, и всё своё состояние - 1,5 миллионов долларов (эквивалентно нынешним 28 миллионам долларов), а весь бюджет картины составил 2 миллиона долларов. Фильм вышел на экраны и даже принёс прибыль, собрав в Америке около 5 миллионов долларов. Более того, он даже получил 5 номинаций на Оскар. Правда, ни одной не выиграл. В главной номинации "Великий диктатор" уступил фильму Альфреда Хичкока "Ребекка". При всех достоинствах произведения Хичкока, у зрителей по всему миру, да и у кинокритиков "Великий диктатор" получил значительно более высокие оценки. Достаточно сказать, что шедевр Чаплина получил от Роджера Эберта 4 звезды из 4-х возможных, а "Ребекка" не была удостоена ни одной.



Даже вечно брюзгливый критик Босли Кроузер отозвался на фильм весьма лестной рецензией, не избежавшей, правда, нескольких традиционных для Кроузера мелочных придирок.

"Перспектива маленького «Шарло», самого универсально любимого персонажа во всем мире, направить его превосходный талант на насмешки против самого опасного злого человека из живущих, вырисовывалась как титаническая шутка, трансцендентный парадокс. «Великий диктатор», возможно, не самая лучшая картина, когда-либо сделанная - на самом деле она имеет несколько неутешительных недостатков. Но, несмотря на это, это действительно великолепное достижение действительно великого художника - и, с одной точки зрения, возможно, самого значительного фильма, когда-либо созданного. «Великий диктатор» - это, по сути, трагическая картина - или трагикомическая в классическом смысле - и она имеет сильно горький оттенок. Потому что это душераздирающая притча о несчастной судьбе целого народа в тоталитарной стране, обо всем ненавистном угнетении, которое выбило человечество из человеческих душ."



Адольф Гитлер запретил фильм в Германии и во всех странах, оккупированных нацистами. Первой после США и Канады и некоторое время единственной европейской страной, где был показан этот фильм, в декабре 1940 года, стала Великобритания. Иными словами, британское правительство за весьма короткий срок диаметрально изменило свое отношение к произведению Чаплина.



Несмотря на собственный запрет фильма, Гитлер испытывал сильнейшее любопытство в отношении картины, и это любопытство взяло над ним верх. Он приказал добыть ему копию фильма. История гласит, что он, как минимум, дважды смотрел его в одиночестве. Подробности о его реакции на фильм Чаплина отсутствуют, но некоторые биографы Евы Браун сообщали, что, по её воспоминаниям, Гитлер отмечал, что кабинет диктатора в фильме очень похож на его кабинет в берлинской канцелярии. А сцена, где Чаплин в образе диктатора, играет с глобусом, сильно его смешила.



В Германии запрет картины сохранялся до 1958 года. В Испании фильм оставался под запретом до самой смерти Франко, наступившей в 1975 году. И в СССР фильм тоже не демонстрировался. Понятное дело: в 40-41-м годах действовал Пакт о ненападении с Германией. Но после начала Великой Отечественной войны некоторые советские военачальники, зная, как поднимал боевой дух этот фильм у британских военных, предложили Сталину выпустить "Великого диктатора" на экраны советских кинотеатров. Сталин, посмотрев фильм, отказался. Тем самым, проявив солидарность с гитлеровскими сателлитами.



Российский кинокритик Сергей Кудрявцев так объясняет причины запрета фильма как в нашей, так и в некоторых других странах:

"Своего рода “взрывоопасность” данной ленты заключается не только в её антидиктаторской направленности, что позволяет свободно подставлять под образ Аденоида Хинкеля любого другого “властителя народов”, в том числе и Иосифа Сталина. Но в “Великом диктаторе” наличествует и проклятый “еврейский вопрос”.



После окончания Второй Мировой войны "Великий диктатор" начал триумфальное шествие по всему миру. Но только не в СССР. Одно из самых значительных антифашистских произведений мирового кинематографа находилось фактически под запретом в СССР до 1989 года. И только когда началось крушение коммунистического режима в нашей стране, этот фильм Чаплина получил официальную "прописку" на советских кино- и телеэкранах. Впрочем, я не помню, показывался ли этот фильм на российском телевидении в последние десятилетия.



Но и после окончания Второй Мировой войны автор "Великого диктатора" испытывал проблемы в США, и немалые. В 1947 году некий Конрад Берковичи, малоизвестный американский сценарист румынско-еврейского происхождения, обвинил Чаплина в плагиате. Якобы Чаплин обсуждал с ним в течение нескольких часов сценарий фильма, и, якобы, идею о танце с глобусом Чаплину "подарил" именно он, Берковичи. Дело шло к суду. Но Чаплин, ощущая, как сжимается вокруг него удушающее кольцо недоброжелателей, желающих взять реванш за неудачу с недопуском "Великого диктатора" на экраны в 40-м году, решил не доводить дело до суда и откупиться от шантажиста. Чаплин заплатил Берковичи за отзыв судебного иска 95 тысяч долларов (эквивалентно нынешним 1,5 миллионам долларов).



Однако, нацистские симпатизанты в Америке продолжали давление на Чаплина. Начавшаяся в годы маккартизма "охота на ведьм" способствовала их резкой активизации. Особенно лютовал любимец американской публики директор ФБР Эдгар Гувер. (О нем сравнительно недавно Клинт Иствуд снял благостный фильм с Ди Каприо в главной роли). Гувер не мог простить Чаплину едкую и сокрушительную сатиру на Гитлера, а также то, что Чаплин, начиная с 1942 года вел активную кампанию за открытие Второго фронта в Европе. Не будучи в состоянии найти мало-мальское подтверждение какого-нибудь антиамериканизма в деятельности Чарли Чаплина, Гувер попросту воспользовался случаем: когда Чаплин вылетел в Лондон для участия в премьере его фильма "Огни рампы" в 1952 году, он запретил ему обратный въезд в Штаты.



Современный кинозритель очень высоко оценил шедевр Чарли Чаплина. 78% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил - 8,334. В Золотой Тысяче он занимает 400-е место.



сатира, нацизм, американское кино, шедевры мирового кино, чарли чаплин, кино

Previous post Next post
Up