Полвека Бумажной луне

Apr 09, 2023 13:19


9 апреля 1973 года в Голливуде прошла премьера фильма Питера Богдановича "Бумажная луна". В основу сюжета картины положен роман американского писателя-фронтовика Джо Дэвида Брауна "Эдди Прэй", опубликованный в 1971 году.





Экранизации двух предыдущих романов Джо Дэвида Брауна были довольно успешными: в 1950 году вышел фильм по его роману "Звёзды в моей короне", а в 1958 году - фильм по роману "Короли отправляются в путь". Поэтому, когда вышел его третий роман "Эдди Прэй" о похождениях двух "гениальных аферистов", основанный на впечатлениях писателя, полученных, когда он только начинал свой путь на литературном поприще в качестве криминального репортёра газеты Birmingham Post, у кинокомпании Paramount Pictures не было сомнений в целесообразности экранизации этого романа.



Изначально предполагалось, что экранизацию романа Брауна будет осуществлять Джон Хьюстон. На главные роли в фильме Хьюстон планировал взять Пола Ньюмана и его дочь Нелл Поттс, незадолго до этого успешно сыгравшая в фильме своего отца "Влияние гамма-лучей на поведение маргариток". Однако, по неизвестным причинам, Джон Хьюстон выбыл из проекта. Можно предположить, что ему, а также и Полу Ньюману, проект "Человек Макинтоша" показался более интересным. Кроме того, Пол Ньюман уже готовился к одной из своих звёздных ролей в фильме Роя Джорджа Хилла "Афера".



Вместо Хьюстона на позицию режиссёра фильма по книге Брауна был назначен Питер Богданович. Несколько слов об этом не очень широко известном режиссёре. Он родился в США в июле 1939 года буквально через несколько дней после того, как его родители, бежавшие из Европы от нацизма, прибыли в Америку. Отец Питера - Борислав Богданович - этнический серб, был художником и пианистом. Мама Герма, в девичестве Робинсон, происходила из богатой семьи австрийских евреев. С детства Питер был заядлым киноманом, с 16 лет играя в любительских спектаклях и на телевидении.



В начале 60-х годов Питер Богданович приобрёл известность как теоретик кино благодаря его кинорецензиям и публикациям о творчестве многих кинорежиссёров, в частности, Орсона Уэллса, Джона Форда, Говарда Хоукса, Альфреда Хичкока и других. Кроме чисто теоретических работ Богданович публиковал собственные сценарии, один из которых привлёк внимание известного режиссёра и продюсера Роджера Кормана. При поддержке Роджера Кормана в 1968 году Питер Богданович выпустил на экраны свой первый полнометражный художественный фильм "Мишени". К счастью, вскоре Богдановичу удалось освободиться от "опеки" Кормана, что позволило ему совершенно самостоятельно снять в 1971 году фильм "Последний киносеанс", который принёс ему всемирную славу и финансовый успех. На волне этого успеха Питер Богданович вместе с Фрэнсисом Фордом Копполой и Уильямом Фридкином (" Французский связной") и при участии Paramount Pictures создали кинокомпанию The Directors Company, на которую и были возложены обязанности по экранизации романа Джо Дэвида Брауна.



Приступив к обязанностям режиссёра картины по книге Брауна, Питер Богданович сменил исполнителей главных ролей на Райана О'Нила и его дочь Тэйтум. В отличие от Нелл Поттс 9-летняя Тэйтум О'Нил никакого кинематографического опыта не имела. Кроме этого Богданович произвел и другие перемены в ранее намеченном Хьюстоном плане. В частности, он решил сменить название будущего фильма. Вместо "Эдди Прэй" он, по ассоциации с чрезвычайно популярной в начале 30-х годов песней  "Это всего лишь бумажная луна" решил использовать это название. Главный авторитет для Богдановича - Орсон Уэллс - одобрил это решение. Но кроме этого одобрения Уэллс посоветовал Богдановичу делать фильм чёрно-белым. Чтобы усилить ассоциативный ряд с временами Великой депрессии. Были произведены и некоторые другие изменения, в основном, связанные с тем, что возраст главной героини с 12 лет пришлось уменьшить до 9.



Через месяц после премьеры в Голливуде фильм "Бумажная луна" вышел на экраны кинотеатров США и очень быстро стал очень популярен у американских кинозрителей. Благодаря этому при бюджете в 2,5 миллиона долларов фильм собрал почти 31 миллион долларов, или фильм окупился 12 с лишним раз.



В сентябре 1973 года фильм "Бумажная луна" принимал участие в международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, Испания, где Питер Богданович был удостоен Серебряной Раковины (вместе с Мелвином Франком, режиссёром британского фильма "С шиком", и Анджеем Вайдой, режиссёром польской картины "Свадьба"). В начале 1974 года фильм "Бумажная луна" получил 6 номинаций от Голливудской Ассоциации Иностранной Прессы. Но Золотой Глобус был присужден только в одной номинации - Самая многообещающая Актриса. Эта премия была присуждена 10-летней к тому времени Тэйтум О'Нил. В номинации Лучший музыкальный или комедийный фильм "Бумажная луна" уступила фильму Джорджа Лукаса "Американские граффити", а номинации Лучший режиссёр предпочтение было отдано Уильяму Фридкину, режиссёру фильма "Изгоняющий дьявола".



Чуть позже, в том же 1974 году, фильм Питера Богдановича "Бумажная луна" получил 4 номинации на премию Оскар и вновь победил только в одной - Лучшая женская роль второго плана. И вновь победительницей была признана Тэйтум О'Нил. По воспоминаниям как самой Тэйтум, так и Вивиан Кубрик, дочери Стэнли Кубрика, в момент оглашения победителей премии Оскар папа с дочкой О'Нил находились в гостях у Кубриков - Райан в это время снимался в фильме " Барри Линдон". Райан был так раздосадован тем, что Тэйтум получила Оскара, в то время, как он не был даже номинирован, что сильно ударил свою дочь. Ох, уж эти актёрские нравы!



Питер Богданович, а вслед за ним и некоторые критики, высказывали мнение о несправедливости решения Американской киноакадемии, что Тэйтум О'Нил получила Оскара как Лучшая актриса второго плана, что она должна была быть номинирована как Лучшая актриса в главной роли, поскольку роль её в фильме была ничуть не менее важной, чем у её отца. Тем более, что фильм был поставлен по книге, изначально называвшейся по имени героини, которую играла Тэйтум. С одной стороны, это так. Но с другой стороны, если бы Тэйтум была номинирована как Лучшая исполнительница главной роли, её конкурентками оказались бы Барбра Стрейзанд, Эллен Бёрстин, Джоан Вудворд и победившая в номинации Гленда Джексон. Вряд ли в такой конкуренции смогла бы победить 9-летняя девочка без актёрского опыта. А в номинации Лучшая актриса второго плана такой мощной конкуренции не было. Что и позволило Тэйтум стать самой молодой обладательницей Оскара (Ширли Темпл получила Оскара в 6 лет, но не за конкретную роль, а, так сказать, по совокупности заслуг.) Кстати, чуть позже, в том же 1974 году Итальянская киноакадемия присудила свою премию Давид ди Донателло Барбре Стрейзанд и Тэйтум О'Нил как Лучшим иностранным актрисам.



За минувшие с момента выхода фильма на экраны симпатии к нему со стороны кинозрителей нисколько не уменьшились. 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили картине оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Питера Богдановича "Бумажная луна" по версии FilmGourmand'а составил 8,49, что позволило ему занять 327-е место в Золотой Тысяче.



великая депрессия, мошенники, экранизация, американское кино, премия оскар

Previous post Next post
Up