Годовщина Мужских разборок

Apr 13, 2023 22:23


13 апреля 1955 года во Франции на экраны кинотеатров вышел фильм  "Мужские разборки". Режиссёр фильма - Жюль Дассен. Многим из тех, кто жил в Советском Союзе, наверняка знакома эта фамилия. Правда, не с именем Жюль, а с именем Джо - великого французского певца, сына не менее великого американского, а позже, французского кинорежиссёра.





Несколько слов об этом режиссёре. Джулиус Мозес Дассин (таково его настоящее имя) родился в еврейской семье в США в 1911 году. Отец Джулиуса, Шмуль Дассин, эмигрировал в США из Одессы, где работал парикмахером, мама Джулиуса, Берта Фогель, до переезда в Америку была домохозяйкой. Уже в 14 лет Джулиус Дассин начал играть на сцене еврейского пролетарского театра АРТЕФ, руководитель которого Бенно Шнайдер был воспитанником театральной студии Габима. Эту студию, созданную "под крылом" Московского Художественного Театра по распоряжению К.С Станиславского возглавлял Евгений Вахтангов. В 1934-1936 годах Джулиус Дассин обучался драматическому искусству в Европе.



По возвращении из Европы Джулиус Дассин начал активную театральную деятельность: он работал актёром Детского театра и театра АРТЕФ, писал пьесы и сценарии, руководил радиопостановками. Тогда же Дассин вступил в Коммунистическую партию США, из которой вышел после того, как узнал о заключении пакта Молотова-Риббентропа. В 1940 году Джулиус Дассин получил приглашение от кинокомпании MGM и в 1941 году снял свой первый короткометражный фильм по рассказу Эдгара По "Сердце-обличитель". В 1942 году Джулиус Дассин выпустил на экраны целых три полнометражных художественных кинофильма: "Нацистский агент", "Романы Марты", "Снова вместе в Париже".



Плодотворную кинематографическую деятельность Джулиус Дассин сочетал с активной общественной деятельностью. Во-первых, он был членом исполнительного совета Театра «Актерская лаборатория», во-вторых, он был членом собрания «Фронта художников за победу в войне», в-третьих, он был спонсором Научно-культурной конференции Национального совета искусств, наук и профессий за мир во всем мире. Ярко выраженный антинацистский характер всех этих трёх организаций обусловил причисление их Комитетом по расследованию антиамериканской деятельности к числу подрывных организаций. Ситуация осложнилась ещё и тем, что коллега Дассена по кинематографическому цеху, режиссёр Эдуард Дмытрык, украинец по происхождению, член Компартии США, будучи подвержен гонениям за принадлежность к компартии и желая «купить» прощение и возможность продолжать профессиональную деятельность, донёс на Дассена и 25 других деятелей американского кинематографа. Результатом стало судебное преследование Дассена. Как следствие, с начала 50-х годов Джулиус Дассин был отлучён от профессиональной деятельности и лишён средств к существованию. В итоге, в 1953 году он вместе с семьей (включая 15-летнего Джо, будущего певца) вынужден был эмигрировать во Францию.



Фильм "Мужские разборки" стал первым фильмом Жюля Дассена (так стало выглядеть его имя на французский манер) после его вынужденной эмиграции из США. Во Франции Жюль Дассен несколько раз пытался заняться своим профессиональным ремеслом - кинорежиссурой, но каждый раз власти страны, объявившей себя без всяких на то оснований "оплотом демократии", через океан пресекали эти попытки. Тем самым, явочным порядком осуществляя анти-демократический запрет на профессию, причём, на территории другого государства. (Подробнее об этих трансокеанских гонениях - здесь).



Помог Дассену великий французский кинорежиссёр - Жан-Пьер Мельвилль. Именно он должен был ставить этот фильм. Но предложил своё место в режиссёрском кресле Жюлю Дассену. Тем самым выразив общее отношение французских кинематографистов к диктату заокеанских "радетелей демократии". Естественно, воли и желания одного Мельвилля было бы недостаточно. Требовалось благожелательное отношение самой кинокомпании Pathé Consortium Cinéma. А оно было в наличии. Свидетельством тому служит то, что Дассену позволено было основательно переработать сценарий будущего фильма.



В основу сценария картины изначально положен одноимённый роман Огюста Ле Бретона (настоящая фамилия - Монфор). Огюст Монфор был известен в довоенной Франции как вор и карточный шулер. Во время войны примкнул к Сопротивлению, в рядах которого проявил себя настоящим героем, за что был награждён государственными наградами послевоенной Франции. Злые языки утверждали, что Ле Бретон ("Бретонец" - "погоняло" Огюста Монфора в криминальных кругах) примкнул к Сопротивлению только потому, что нацистский режим сделал невозможным существование людей его "профессии". Но, как бы то ни было, после войны Огюст Ле Бретон, увенчанный государственными наградами, занялся писательским трудом, создавая литературные произведения на основе приобретённого криминального опыта. А опыта этого было более, чем достаточно. Соответственно, произведения Ле Бретона более, чем натуралистично изображали жизнь криминала и его преступления. Жюль Дассен, переписывая сценарий, постарался, насколько было возможно, сгладить натуралистичность литературного источника. Это - во-первых. А во-вторых, он практически полностью убрал из сценария расово-этническую подоплеку, поскольку в романе Ле Бретона главной темой было противоборство между арабо-африканскими и европейскими бандами.



На производство фильма был выделен весьма скромный бюджет - 200 тысяч долларов (эквивалентно нынешним 1,9 миллиону долларов). В связи с этим Дассен вынужден был приглашать для съемок самых "неприхотливых" актёров. Так, главную роль играет актёр Жан Сервэ, к моменту начала съемок уже несколько лет не имевший серьёзных ролей из-за своего алкоголизма. Одну из ролей Жюль Дассен вынужден сыграть сам, но не из чрезмерного тщеславия, как это часто бывает, а исключительно из необходимости экономии на гонорарах. Но, как бы то ни было, фильм был создан и этот фильм только в первый год демонстрации посмотрели 3,28 миллиона французских кинозрителей, а Франсуа Трюффо назвал его лучшим фильмом жанра нуар из всех, что он когда-либо видел.



Спустя две недели после премьеры фильм был представлен гостям и участникам Каннского международного кинофестиваля. Фильм был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь - главный приз этого фестиваля. Но жюри под председательством Марселя Паньоля признало победителем американский фильм Делберта Манна "Марти". Компанию относительных "неудачников" фильму Жюля Дассена составили 32 других фильма-соискателя высшей награды, среди которых были "Повесть Тикамацу" Кэндзи Мидзогути, "К востоку от рая" Элиа Казана, "Золото Неаполя" Витторио Де Сики. Но в отличие от перечисленных великих Мастеров кинорежиссуры Жюль Дассен без награды этого фестиваля не остался: он был удостоен награды за лучшую режиссуру (вместе с советским кинорежиссёром Сергеем Васильевым, поставившим советско-болгарский фильм "Герои Шипки").



Фильм достаточно широко был представлен в странах Западной Европы. В кинотеатрах СССР, понятное дело, фильм не демонстрировался. А в США возникла дилемма: допускать на экраны фильм режиссёра, включённого в "черный список" в период так называемой "охоты на ведьм", или не допускать. И первоначально фильму было отказано. Причём, причиной отказа было объявлено чрезмерное количество насилия в фильме. Ну, не мог же "оплот демократии" признать, что фильм запрещается по идеологическим основаниям. Однако, коммерческий потенциал картины был, что называется, налицо. И в конце концов коммерческие соображения возобладали над идеологическими: запрет с фильма был снят, и фильм вышел на экраны США 5 июня 1956 года. Более того, режиссёр фильма Жюль Дассен был вычеркнут из "чёрного списка". Правда, в порядке компромисса и чтобы "не дразнить гусей", в титрах в списке занятых актёров имя Дассена заменено на Перло Вита. Но, главное, сохранено как имя режиссёра и соавтора сценария. Это - важнее. И в итоге фильм в Северной Америке собрал более 520 тысяч долларов. Т.е., только в Америке окупился дважды.



В наши дни, в двадцать первом веке, фильм "Мужские разборки" называют не иначе, как вершиной творчества Жюля Дассена, лучшим европейским фильмом-нуар, образцом мировой киноклассики. Роджер Эберт, присвоивший фильму максимальные 4 звезды , другие, менее именитые американские кинокритики, прямо констатируют вторичность по отношению к "Мужским разборкам" таких достижений американского кинематографа, как "Убийство" Стэнли Кубрика, "Бешеные псы" Квентина Тарантино, "Одиннадцать друзей Оушена" Стивена Содерберга, " Подозрительные лица" Брайана Сингера и даже "Миссия: невыполнима" Брайана Де Пальмы.



Не менее высоко оценили фильм "Мужские разборки" современные кинозрители. 73% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставил фильму оценки от 8 до 10. С учетом сказанного, рейтинг фильма "Мужские разборки" по версии FilmGourmand'а составил  8,176, что позволило ему занять 510-е место в Золотой Тысяче.



фильм-нуар, французское кино, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up