55-летие Космической одиссеи 2001 года

Apr 02, 2023 19:17


2 апреля 1968 года в столице США, в кинотеатре "Аптаун", состоялась премьера фильма Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея". По свидетельству очевидцев около 250 человек не смогли досмотреть фильм до конца и покинули зрительный зал до окончания сеанса. (Для полноты картины, наверное, надо добавить, что вместимость этого кинотеатра на тот момент составляла 1120 мест. Позднее в этом кинотеатре проходили премьеры фильмов " Звёздные войны", "Парк Юрского периода", " Апокалипсис наших дней" и других.)





В начале 1964 года Стэнли Кубрик выпустил на экраны фильм свой седьмой полнометражный художественный кинофильм - "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу". Все эти семь фильмов принадлежали к различным жанрам. Но среди жанров, к которым принадлежали эти картины, не было научной фантастики. Точнее, в фильме "Доктор Стрейнджлав..." были некоторые элементы фантастики, но не более того. Поэтому, ещё работая над "Доктором Стрейнджлавом..." Кубрик решил, что следующий его фильм будет чисто фантастическим. Естественно, встал вопрос о поиске литературного материала для будущего фильма.



На тот момент одним из столпов научно-фантастической литературы был британский писатель Артур Кларк, проживавший на Цейлоне. Именно ему в 1963 году Стэнли Кубрик направил свою телеграмму с предложением сотрудничества по созданию научно-фантастического фильма. Кларк принял предложение Кубрика с большим энтузиазмом. 22 апреля 1964 года в Нью-Йорке состоялась первая встреча Кубрика и Кларка. Писатель к этой встрече подготовил шесть своих рассказов, которые, по его мнению, могли лечь в основу сценария будущего фильма. Кубрик выбрал рассказ "Sentinel of Eternity (Страж вечности"), который был написан в 1948 году и опубликован в 1951 году. После этого началась совместная работа над созданием сценария, которая продолжалась более двух лет и привела к созданию не только сценария, но и романа. Впоследствии Артур Кларк в связи с этим говорил, что совершенно неправильно полагать, как это часто делается, что фильм "2001 год: Космическая одиссея" основан на его рассказе "Страж вечности", поскольку рассказ и фильм соотносятся между собой как желудь и дуб.



В процессе работы над сценарием соавторы перелопатили горы научной литературы, изучили все, наверное, мыслимые и доступные материалы, касающиеся внеземных форм жизни, а также достижений научно-технического прогресса, в том числе, оружия.



Съемки фильма производились в Великобритании с декабря 1965 по сентябрь 1967 года, затем, до марта 1968 года Кубрик осуществлял монтаж картины. Стэнли Кубрик был полон решимости сделать каждый кадр с эффектами чрезвычайно реалистичным, чего в предыдущих научно-фантастических фильмах других режиссёров практически не достигалось. Создание фильма обошлось в 10,5 миллионов долларов (примерно 94 миллиона долларов нынешних), из которых 6,5 миллионов долларов пришлось на спецэффекты.



Незадолго до официально назначенной премьеры Стэнли Кубрик организовал показ фильма для ограниченного числа лиц, в основном, кинокритиков, но быстро пожалел об этом. Отзывы участников этого показа были, в основном, неблагоприятные или, в лучшем случае, равнодушные, типа:  «Монументально лишенный воображения фильм» - Harpers; «Космическая одиссея» провалилась самым блестящим образом - Newsday; и «Большой, красивый, но утомительный научно-фантастический эпос. Великолепная картинка - главное и единственное преимущество запутанного, долго разворачивающегося сюжета». - Variety. Кинообозреватель влиятельной The New York Times Рената Адлер так отозвалась о фильме:

"Фильм настолько полностью поглощен собственными проблемами, использованием цвета и пространства, фанатичной преданностью научно-фантастическим деталям, что кажется чем-то средним между гипнотическим и невероятно скучным. (С антрактом это три часа.)"



Возможно, оценки критиков повлияли на мнения кинозрителей, и в первые недели проката картина показывала весьма слабые результаты. Настолько слабые, что кинокомпания MGM планировала отозвать его из кинотеатров, но несколько владельцев кинотеатров убедили их продолжать показ фильма. Эти владельцы кинотеатров обратили внимание, что фильм пользуется популярностью у молодых мужчин, и ради этой категории кинозрителей продолжили демонстрацию фильма. Тем не менее, первый год проката фильм закончил с убытком в 800 тысяч долларов.



В 1969 году фильм Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея" получил 4 номинации на премию Оскар. Однако, Американская киноакадемия присудила победу фильму Кубрика только в одной номинации - Лучшие визуальные эффекты. В номинации Лучший фильм "Космическая одиссея" вообще не участвовала, а другой важной номинации - Лучший режиссёр - предпочтение было отдано Кэролу Риду за режиссуру фильма "Оливер!". Компанию проигравших Стэнли Кубрику составили Франко Дзеффирелли (" Ромео и Джульетта"), Энтони Харви ("Лев зимой") и Джилло Понтекорво (" Битва за Алжир").



Немного лучше сложилась фестивальная судьба картины на европейских кинофорумах. От Британской киноакадемии фильм получил 5 номинаций, из которых в трёх (правда, технических) получил премию БАФТА. В важной категории Лучший фильм Британские киноакадемики отдали предпочтение фильму Майка Николса " Выпускник". Итальянская киноакадемия  присудила свою премию Давид ди Донателло Стэнли Кубрику как Лучшему продюсеру. В июле 1969 года фильм Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея" участвовал в Московском международном кинофестивале. Жюри кинофестиваля под председательством Сергея Герасимова присудило картине приз за иcпользование технических средств. Главную награду - Большой приз - тогда было решено не присуждать, а Золотого приза были удостоены три фильма: кубинский "Лусия" Умберто Соласа, итальянский "Серафино" Пьетро Джерми и советский "Доживём до понедельника" Станислава Ростоцкого.



По прошествии времени отношение к фильму Кубрика менялось как у кинозрителей, так и у кинокритиков. После повторных релизов картины в 1971 и 1974 годах совокупный кассовый сбор картины превысил 146 миллионов долларов. Среди кинокритиков тоже стали превалировать те, которые восторженно оценивали картину. Так, гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму две рецензии, в 1968 году и в 1997 году. В обеих он поставил фильму максимальные в его системе оценок 4 звезды, включил его в свой список "Великих фильмов". В рецензии от 1997 года  объяснил свою оценку так:

"Гениальность не в том, как много Стэнли Кубрик сделал в «Космической одиссее 2001 года», а в том, как мало. Это работа художника настолько возвышенно уверенного в себе, что он не включает ни одного кадра просто для того, чтобы привлечь наше внимание. Он сводит каждую сцену к ее сути и оставляет ее на экране достаточно долго, чтобы мы могли ее созерцать, поселить в своем воображении. Единственный среди научно-фантастических фильмов «2001 год: Космическая одиссея» не волнует нас, а вызывает у нас благоговейный трепет." Комментируя факт массового ухода зрителей с премьеры Эберт отметил: "Описывать тот первый показ как катастрофу было бы неправильно, потому что многие из тех, кто остался до конца, знали, что видели один из величайших фильмов, когда-либо созданных. Но не все остались."



Другой авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли в начале 21-го века так объяснил динамику оценок фильма:

"Возможно, требуется время, чтобы обрести перспективу назвать некоторые фильмы великими. Некоторые фильмы, несмотря на то, что их высмеивали при первом выпуске, спустя годы были «открыты заново» и названы забытой классикой. Это универсальная истина, что искусство не всегда сразу распознается как таковое - вот почему так много уважаемых художников, писателей и композиторов умерли в нищете и относительной безвестности. Кинематографисты сталкиваются с некоторыми из тех же проблем: в деловом климате смелость является характеристикой номер один, необходимой любому, кто хочет создать работу, которая намеренно заставляет задуматься, но не привлекает масс...Просмотр этого фильма требует двух качеств, которых, к сожалению, не хватает всем, кроме самых зрелых и искушенных зрителей: терпения и готовности обдумывать смысл того, что происходит на экране. 2001 год внушает благоговейный трепет, но это определенно не «захватывающая поездка». Это искусство, это заявление и, бесспорно, классика кинематографа."



Один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев поставил фильму максимальные 10 баллов и свою рецензию 2006 года начал таким абзацем:

"Величественная “космическая одиссея” (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм - не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации - от далёкого прошлого до XXI века, казавшегося ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме “большого кинематографического спектакля”, грандиозного зрелища ... незабываемого “космического путешествия” во времени и пространстве."



О переосмыслении картины Стэнли Кубрика говорят не только хвалебные эпитеты современных кинокритиков, но и оценки, выставленные кинозрителями на IMDB и Кинопоиске. 71% пользователей поставили фильму оценки от 8 до 10, а 29% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея" по версии FilmGourmand'а составил 8,813, благодаря чему он занял 208-е место в Золотой Тысяче.



Previous post Next post
Up