55 лет Ромео и Джульетте

Mar 04, 2023 00:01


Конечно же, все, наверное, поняли, что в данном случае речь идёт не о бессмертном творении великого Шекспира, а об экранизации этого творения, осуществлённой итальянским режиссёром Франко Дзеффирелли.





Премьерой фильма "Ромео и Джульетта" можно считать показ картины для членов британской королевской фамилии, состоявшийся 4 марта 1968 года. С 5 марта 1968 года началась демонстрация фильма в кинотеатрах Великобритании, а затем и других стран. А через 4 года, в марте 1972 года, "Ромео и Джульетту" начали показывать и в советских кинотеатрах. Правда, с возрастным ограничением "Дети до 16-ти лет не допускаются". Впрочем, в США и в Великобритании фильм тоже имел возрастные ограничения: Детям рекомендуется смотреть фильм с родителями. Причём, этот фильм стал первой в истории экранизацией произведений Шекспира, для которого были установлены возрастные ограничения.



Я очень хорошо помню, как я ходил смотреть этот фильм. Дело в том, что, когда фильм Франко Дзеффирелли стали показывать в нашем городе, мне не только 16-ти лет, даже 15-ти лет ещё не исполнилось. А ребята с нашего двора, которые были на год, на два постарше меня, фильм посмотрели. И очень бурно между собой его обсуждали. Как же я им завидовал: они, которые кроме хоккея ничем не интересовались, фильм посмотрели. А я, который к тому времени трагедии Шекспира уже прочитал в подлиннике, фильм не видел. Надо сказать, в те времена тётки-контролёрши были сплошь настоящие "мадемуазель Куку" из телефильма Михаила Козакова "Безымянная звезда" и ревностно блюли эти возрастные ограничения. Приходилось прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы их обойти. Например, Борис Гребенщиков рассказывал, что в возрасте 15 лет, но в 1968 году, он, чтобы попасть на фильм "Фантомас", накрасил губы и надел женское платье. Я, честно говоря, до такого экстремизма не додумался. Я просто попросил у приятеля туфли на платформе (они тогда только-только входили в моду), чтобы выглядеть повыше, и надел очки (для солидности). Конечно, был риск, что контролёрши затребуют паспорт. Но была надежда, что толпа жаждущих попасть на сеанс вынудит билетёрш отказаться от идеи проверки паспортов. Так и случилось.



Фильм превзошёл все мои ожидания! Буквально всё: от костюмов и музыки до Кормилицы и Меркуцио! Кстати, актёр Джон МакИнери, игравший Меркуцио, в тот момент съемок, когда произносил монолог, содержавший слова "Чума на оба ваши дома!", сам страдал от пневмонии. Конечно же, поразили моё подростковое воображение сами Ромео и Джульетта - практически мои ровесники, и потому абсолютно достоверные и убедительные. И бесконечно прекрасные! Не случайно позднее Дзеффирелли признавался, что Оливия Хасси (Джульетта) была "безответным предметом его обожания". И - да - знаменитый участник квартета "The Beatles" Пол МакКартни позже вспоминал, что Дзеффирелли предлагал ему роль Ромео, но Пол отказался, сославшись на отсутствие актёрского опыта. Не знаю, насколько эти воспоминания соответствуют действительности, но, при всей своей любви к "The Beatles", считаю, что 25-летний к тому времени МакКартни был бы в фильме совершенно неуместным. Хотя бы потому, что он был на 8 лет старше Леонарда Уайтинга, актёрский опыт которого к тому времени вряд ли превосходил опыт знаменитого битла.



На фоне моих воспоминаний о подростковых восторгах, вызванных фильмом Франко Дзеффирелли и его главными героями, неприятный диссонанс произвело известие, пришедшее в прошлом году, о том, что Оливия Хасси и Леонард Уайтинг подали в суд на кинокомпанию British Home Entertainment за сексуальную эксплуатацию и распространение их обнаженных фотографий в подростковом возрасте, что, по их утверждениям, вызвало у них эмоциональный стресс и повредило их дальнейшей карьере. Актёры потребовали 500 миллионов долларов в качестве моральной компенсации. Актёры, видимо, поддались азарту движения #metoo. Особенно некрасиво это выглядит на фоне того, что ещё в 2018 году, когда был жив Дзеффирелли, Оливия Хасси в интервью Fox News, вспоминала:

"«Думаю, ... это было сделано очень со вкусом... А в Европе все было по-другому. В Америке это было табу. Но в Европе во многих фильмах была нагота. Никто особо об этом не думал. Но именно тот факт, что мне было 16 лет, привлек широкую огласку… Большая команда, с которой мы работали, сократилась до ... горстки людей... И мы сняли это в самом конце фильма. Так что к тому времени… мы все стали большой семьей… В этом не было ничего особенного. А Леонард совсем не стеснялся! Посреди съемок я совершенно забыла, что на мне нет одежды".

Но стоило Дзеффирелли, главному свидетелю событий, скончаться в 2019 году, и вот, пожалуйста: сексуальная эксплуатация. Впрочем, эта тема уже за пределами кинематографа как искусства. Эта тема ближе к негогда популярной рубрике "Их нравы". А мы вернёмся к фильму.



Говорят, что эта трагедия Шекспира была экранизирована более 40 раз. Но именно в фильме Дзеффирелли возраст исполнителей главных ролей был максимально близок к возрасту героев Шекспира. Не уверен относительно 40 версий, я видел только 4. Но версия Дзеффирелли для меня - лучшая. И не только для меня. Например, гуру американской кинокритики Роджер Эберт, поставивший фильму максимальные 4 звезды, в своей рецензии 1968-го года писал:

"Я считаю, что «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли - самый захватывающий фильм Шекспира из когда-либо созданных. Не потому, что это бОльшая драма, чем «Генрих V» Оливье (имеется в виду знаменитый британский актёр и режиссёр Лоуренс Оливье, а не салат - FG), потому что это не так. И это не лучшее кино, чем «Фальстаф» Уэллса. Но это более великий Шекспир, чем любой другой, потому что в нем есть страсть, пот, насилие, поэзия, любовь и трагедия в самых непосредственных выражениях, которые я могу вообразить. Это глубоко волнующее представление, и, уверен, именно его предпочел бы сам Шекспир."



Коль скоро Эберт упомянул в своей рецензии Лоуренса Оливье, наверное, надо отметить, что великий британский актёр имел отношение и к фильму Дзеффирелли. Он был настолько впечатлен работой Дзеффирелли для Национального театра Великобритании, директором которого в то время был Оливье, что согласился бесплатно и без упоминания в титрах исполнить роль рассказчика в фильме, а также озвучить роль синьора Монтекки, поскольку актёр Антонио Пьерфедеричи говорил по-английски с очень сильным итальянским акцентом.



Известно, что Эберт иногда, по прошествии ряда лет, изменяет свои оценки. Но и спустя 32 года, за которые появились ещё несколько экранизаций трагедии, в рецензии 2000 года, он написал:

"«Ромео и Джульетта» снимали много раз по-разному ... Но самой любимой версией фильма, уверен, на многие годы останется постановка Франко Дзеффирелли 1968 года."

Излишне уточнять, что этот фильм включён им в список "Великих фильмов".



В 1969-м году фильм Франко Дзеффирелли был удостоен нескольких престижных кинонаград и номинаций. Во-первых, он завоевал американскую премию Золотой Глобус как Лучший англоязычный иностранный фильм. Затем сам Франко Дзеффирелли получил итальянскую премию Давид ди Донателло за Лучшую режиссуру. А вот решения американской и британской киноакадемий показались мне несколько странными. Так, фильм "Ромео и Джульетта" получил 4 номинации на премию Оскар, но в важнейших категориях Лучший фильм и Лучшая режиссура уступил другому британскому фильму "Оливер!" и, соответственно, режиссёру этого фильма Кэролу Риду. Впрочем, "Ромео и Джульетта" оказались в более, чем достойной компании относительных "неудачников": "2001 год: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика, " Битва за Алжир" Джилло Понтекорво, "Лев зимой" Энтони Харви.



В том же 1969 году фильм Дзеффирелли получил 7 номинаций британской киноакадемии БАФТА, но победил лишь в одной - за Лучшие костюмы. В категории Лучший фильм "Ромео и Джульетта" даже не были номинированы. А в номинации Лучший режиссёр победа была присуждена Майку Николсу за фильм " Выпускник".



Зато простые кинозрители очень высоко оценили этот фильм. При бюджете в 850 тысяч долларов (эквивалент нынешних 7,8 миллионов долларов) фильм собрал за первый год проката 38,9 миллионов долларов (эквивалент нынешних 331 миллиона долларов). Большую любовь снискала картина Франко Дзеффирелли в Советском Союзе. Почти 36 миллионов советских кинозрителей (примерно 15% населения) посмотрели его за первый год демонстрации. И это несмотря на возрастные ограничения. По результатам опроса журнала "Советский экран" фильм был признан лучшим зарубежным фильмом советского кинопроката 1972 года.



Современный кинозритель оценил киношедевр Франко Дзеффирелли не менее высоко, чем зрители полувековой давности. 67% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10. А 28% оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма "Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли по версии FilmGourmand'а составил 9,339, что позволило ему занять 103-е место в Золотой Тысяче.



#metoo

Previous post Next post
Up