День рождения Стэнли Кубрика

Jul 26, 2022 01:02


26 июля 1928 года, в Нью-Йорке, в еврейской семье потомков выходцев из Восточной Европы Джейкоба Леонарда Кубрика, врача-гомеопата, и его жены Сэди Гертруды Первелер, родился сын-первенец - Стэнли.



Стэнли Кубрик в момент произнесения благодарственной речи по поводу награждения премией имени Дэвида Уоррена Гриффита. Лондон, 1998.



Имея IQ выше среднего уровня, Стэнли Кубрик в школе отличался плохой успеваемостью. Ему просто было не интересно учиться. Его интересовала литература, в частности, античные легенды и мифы и сказки братьев Гримм. Благодаря своим литературным пристрастиям Стэнли с детства проникся любовью к европейской культуре. Кроме литературы Стэнли увлекался фотографией, бейсболом, а также в школьном ансамбле играл на ударных и даже подумывал стать после школы джазовым музыкантом.  В 12 лет отец научил Стэнли играть в шахматы. Очень быстро Стэнли достиг весьма больших успехов в шахматах, что позволило ему даже зарабатывать этой игрой.



Убийство. 1956. Рейтинг - 8,149, 539-е место в Золотой Тысяче.

Увлечения молодого человека обусловили его частые пропуски занятий в школе, а следствием частых пропусков явились низкие оценки, которые, в свою очередь, не позволили Стэнли Кубрику поступить в университет и получить высшее образование. Впрочем, Стэнли особо не переживал по этому поводу. Более того, впоследствии он часто пренебрежительно отзывался об американской системе образования и, напротив, выражал благодарность своим родителям, которые не только не препятствовали, но, напротив, всячески поощряли хобби своего сына.



Тропы славы. 1957. Рейтинг - 8,555, 303-е место в Золотой Тысяче.

Благодаря своему увлечению фотографией, которое началось ещё в школьные годы, уже в 17 лет Стэнли стал весьма успешным и известным фотографом, сотрудничавшим с журналом "Look". Когда Стэнли исполнилось 23 года, его школьный друг, Александр Зингер, работавший на студии по производству кинохроники, посоветовал ему заняться съемками короткометражных фильмов. Стэнли последовал совету своего друга и снял 16-минутный фильм "День боя" о боксере, которого за год до этого фотографировал для журнала "Look".



Спартак. 1960. Рейтинг - 8,190, 496-е место в Золотой Тысяче.

Съемки этого фильма обошлись Стэнли в 3900 долларов, из которых 1500 долларов были его личные накопления, а остальные он взял взаймы. Свой первый фильм он сумел продать за 4 тысячи долларов, окупив, таким образом, свои затраты и даже заработав 100 долларов. Однако, своим главным достижением от съемок первого фильма Стэнли Кубрик считал приобретённые опыт и знания, поскольку в процессе работы над этим фильмом перечитал огромное количество книг по кинопроизводству.



Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. 1963. Рейтинг - 8,825, 206-е место в Золотой Тысяче.

Известно, что за период с 1951-го по 1953-й год Стэнли Кубрик снял ещё несколько короткометражных фильмов, из которых сохранились лишь три. А в 1952-м году Кубрик решил попробовать свои силы в создании полнометражного художественного фильма. Деньги на производство фильма дал отец, причём ему пришлось для этого заложить свой страховой полис. Кроме того, мамин брат, Мартин Первелер, подкинул 9 тысяч долларов. В создании фильма, в конечном итоге получившего название "Страх и вожделение", принимали участие родственники и друзья Стэнли, а также несколько непрофессиональных актеров, всего 15 человек. Производство фильма обошлось в 33 тысячи долларов, из которых 13 тысяч долларов пошли на сами съемки, а 20 тысяч - на озвучание.



2001 год: Космическая одиссея. 1968. Рейтинг - 8,813, 208-е место в Золотой Тысяче.

В прокате фильм не окупился, хотя и получил несколько лестных отзывов от кинокритиков, в том числе от The New York Times. Впоследствии перфекционист Стэнли Кубрик очень стыдился этого фильма и предпринимал отчаянные усилия по уничтожению всех копий этого фильма. Тем более, что его производство было связано с очень неприятным воспоминанием для режиссёра: по причине его неопытности и невозможности привлечения соответствующего специалиста, обусловленной скудостью бюджета, вся съемочная группа чуть было не погибла из-за применения ядовитого газа. К счастью, на студии Kodak, осуществлявшей изготовление копий, одна копия сохранилась и впоследствии была переиздана на DVD.



Заводной апельсин. 1971. Рейтинг - 8,796, 211-е место в Золотой Тысяче.

Несмотря на неудачу первого полнометражного фильма, через некоторое время Кубрик решил сделать ещё один фильм. В этот раз финансовые средства на производство фильма в размере 40 тысяч долларов предоставил коллега отца и дяди Кубрика - фармацевт из Бронкса Моррис Буссе. Однако для производства картины требовалось 75 тысяч долларов. Недостающую сумму предложила кинокомпания United Artists, но при условии изменения сценария фильма. Кинокомпания настаивала на традиционном для американского кино хэппи-энде, не предусмотренном первоначальным сценарием. Для вольнолюбивого и стремящегося к самостоятельности Стэнли Кубрика это требование было нестерпимым. Но кинокомпания одновременно пообещала профинансировать и следующий фильм Кубрика. И он согласился. В итоге в 1955 году вышел фильм "Поцелуй убийцы". Сборы от фильма едва-едва покрыли затраты на его производство, но всё-таки удалось избежать убытков.



Барри Линдон. 1975. Рейтинг - 8,982, 167-е место в Золотой Тысяче.

Со следующего фильма - "Убийство" - вышедшего на экраны в 1956 году, началась полоса успеха Стэнли Кубрика как кинорежиссёра. В 1957 году вышел фильм "Тропы славы", а в 1960-м году - " Спартак". А в 1962 году Стэнли Кубрик переехал в Великобританию. Считается, что главная причина - невозможность съемок в США фильма по роману Владимира Набокова "Лолита" из-за жесточайшей цензуры, действовавшей в американском кино тех лет. И это даже с учётом того, что для фильма Кубрик совместно с Набоковым подготовили абсолютно целомудренный сценарий. Но Кубрик не вернулся в США и после выхода "Лолиты" на экраны. И всю оставшуюся жизнь, а умер он в марте 1999 года, он провёл в Великобритании. Сам он объяснял причины своего переезда невозможностью работать с американскими кинопродюсерами, везде и во всём стремящимися исключительно к коммерческому успеху и ради этого успеха вмешивающимися во все творческие процессы.



Лолита. 1962

Роджер Эберт, назвавший Стэнли Кубрика одним из величайших режиссеров, и, возможно, самым независимым и самодостаточным, написал об этом режиссёре так:

"Кубрик всегда выделялся из толпы. Он стал поистине легендарным благодаря своей полной независимости, презрению к вмешательству студийного начальства и продюсеров, безразличию к публичности и так называемому «имиджу». Он снял великолепные фильмы, которые стали великолепными благодаря пренебрежению обычными коммерческими формулами."



Сияние. 1980. Рейтинг - 8,204, 484-е место в Золотой Тысяче.

За свою жизнь Стэнли Кубрик снял 13 полнометражных кинофильмов. 9 из них вошли в Золотую Тысячу, в том числе " Барри Линдон", "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу", " 2001 год: Космическая одиссея", "Заводной апельсин", " Цельнометаллическая оболочка", "Тропы славы", " Сияние", "Спартак", "Убийство". На основе этого показателя, Стэнли Кубрик вошёл в список 100 величайших режиссёров мирового кинематографа, составленный FilmGourmand'ом. Кинорежиссёрская деятельность Стэнли Кубрика отмечена 46 кинонаградами, в том числе 4 премии Давид ди Донателло Итальянской киноакадемии, 3 премии Венецианского международного кинофестиваля, 2 премии БАФТА Британской киноакадемии, премия международного кинофестиваля в Локарно, премия Бодиль Датской ассоциации кинокритиков, премия имени Д.У.Гриффита Режиссёрской Гильдии Америки. А вот премии Оскар и Золотого Глобуса Стэнли Кубрик не удостоился. Не любят американские киноакадемики чересчур независимых и самодостаточных.



Цельнометаллическая оболочка. 1987. Рейтинг - 8,710, 241-е место в Золотой Тысяче.

Сегодня, в день рождения великого Мастера, хочу напомнить поклонникам его творчества кадры из его лучших фильмов.



С широко закрытыми глазами. 1999. Стэнли Кубрик скончался за 4 месяца до выхода фильма на экраны.

британское кино, американское кино, великие режиссёры, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up