25 июля 2007 года в Лос-Анджелесе состоялась премьера фильма Пола Гринграсса "Ультиматум Борна". Меньше, чем через месяц, фильм вышел на экраны российских кинотеатров. Завидная оперативность российского кинопроката, в отличие от других американских, да и не только американских, киношедевров. Чётко показывает "генеральную линию" руководства российской культурой.
"Ультиматум Борна" представляет собой третью часть "борнианы" или второй сиквел фильма Дага Лаймана "
Идентификация Борна" (2002). Через 9 лет после "Ультиматума Борна" был снят пятый, последний на сегодняшний день, фильм "борнианы". Из всех пяти картин франшизы только "Ультиматум Борна" был удостоен премии Оскар, причём, сразу в трёх номинациях. Правда, все они были техническими. Других престижных кинопремий "Ультиматум Борна" ни в Америке, ни за её пределами, не получил.
Фильму Пола Гринграсса "Ультиматум Борна" были посвящены сотни отзывов кинокритиков. В основном, эти отзывы имели хвалебный характер. Впрочем, ничего удивительного: бюджет картины составил 110 миллионов долларов. Ясное дело, что нашлись средства и для финансовой мотивации кинокритиков. Даже уважаемый Роджер Эберт присвоил фильму 3,5 звезды из 4-х возможных. Правда, в своей рецензии он просто пересказал сюжет картины, не отметив каких-либо её выдающихся достоинств.
Впрочем, кинокритики, занимающие положение, позволяющее не зависеть от финансовой мотивации со стороны кинодистрибьюторов, дали фильму Пола Гринграсса отнюдь не лестные оценки. Так, известный американский писатель Стивен Хантер (по его роману "Снайпер" в 2007 году Антоном Фукуа снят фильм "Стрелок" с Марком Уолбергом в главной роли) на страницах влиятельнейшей в США газеты The Washington Post опубликовал разгромную
рецензию на "Ультиматум Борна", которую начал такими словами:
"Это не фильм; это путешествие через ствол оружия во главе облака взрывающегося газа, в конце которого вы разбрызгиваетесь о стену, а затем соскальзываете в пыль под звуки барабанов, звенящие в вашей голове в течение нескольких часов."
Среди российских кинокритиков тоже нашлось немало таких, кто воздал хвалу фильму Пола Гринграсса. Однако, наиболее независимые и авторитетные критики позволили себе оставаться в границах здравого смысла. Так, Евгений Нефёдов в
рецензии от 23 августа 2007 года отметил:
"Пол Грингрэсс, вне всякого сомнения, прыгнул выше головы. Превзошёл сам себя. Но - лишь в той части, что касается залихватского развёртывания событий, придания действию стремительного и безостановочного (на грани полного хаоса!) характера....К сожалению, иными, кроме как жанровыми, достоинствами «Ультиматум Борна» слегка обделён."
Наверное, самую разгромную
рецензию посвятил фильму Пола Гринграсса "Ультиматум Борна" другой известный российский кинокритик Алекс Экслер 27 августа 2007 года. Перечислив с десяток логических несуразиц, содержащихся в этом фильме, Экслер дал такое заключение:
"Ну и после всех этих ругательств возникает вопрос: что, фильм действительно так плох и в нем вообще нечего смотреть? Да нет, со зрелищной частью они явно поработали, и это несколько скрашивает все остальное безобразие....Судя по всему, большинству зрителей и рецензентов этого было вполне достаточно, и они смогли отрешиться от идиотизма сценария, совершеннейшей блеклости и картонности персонажей, ну и от трясучки оператора."
Съемки трясущейся камерой, видимо, специально были применены, чтобы скрыть очевидные огрехи сценария.
Но самое любопытное, что Экслеровский тезис об "идиотизме сценария" фильма "Ультиматум Борна" подтвердил не кто иной, как ... сам Мэтт Деймон. Правда, сделал он это через 4 года после выхода фильма на экраны. Причём, не просто подтвердил этот тезис, а подал в суд на автора сценария Тони Гилроя. Суть его обвинений, выдвинутых в 2011 году, сводилась к тому, что Гилрой, получивший от кинокомпании Universal весьма серьёзный аванс на разработку качественного сценария, ограничился лишь непроработанным наброском. И ему, "умнице Мэтту Деймону", пришлось играть главную роль в фильме по совершенно «нечитаемому» (такой синоним нашёл Деймон слову "идиотский") сценарию. Долго же "умница" доходил до того, что Экслеру стало понятно сразу.
В ходе судебных разбирательств выяснилось, что, действительно, Тони Гилрой, главный сценарист более ранних фильмов о Борне, был нанят студией для написания сценария к «Ультиматуму Борна». Однако, написав черновик (возможно, как принято говорить, "на коленке"), Тони Гилрой переключился на работу над фильмом "Майкл Клейтон", в котором выступил и сценаристом, и режиссёром. А Universal дала зеленый свет фильму, основанному на черновике. Пол Гринграсс, судя по всему, даже не вникал в сценарий, сохранив в фильме все несуразицы, заметные любому адекватному зрителю.
Однако, серьёзные маркетинговые усилия, подтверждаемые огромным количеством комплиментарных рецензий кинокритиков, дали свой эффект. Фильм собрал в прокате 440 миллионов долларов. Из них 5,5 миллионов долларов фильм Пола Гринграсса собрал в российском кинопрокате. Предвижу реакцию со стороны многих читателей: "Ну и что?" Поясню, что именно вызвало моё повышенное внимание к успехам фильма "Ультиматум Борна" в российском кинопрокате. Дело в том, что практически одновременно с фильмом Пола Гринграсса, лишь на месяц раньше, на экраны российских кинотеатров вышел немецкий киношедевр Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка "
Жизнь других". (Кстати, только через 16 месяцев после мировой премьеры!) Фильм, собравший высшие награды почти всех престижных кинофестивалей, получивший высочайшие рейтинги от кинозрителей и авторитетных кинокритиков. Так вот, этот шедевр, в российском прокате заработал менее 300 тысяч долларов. Вот и мучает меня в связи с этим вопрос: такая колоссальная диспропорция между бокс офисами фильмов Гринграсса и Доннерсмарка является следствием особой приверженности к дерьму, граничащая со слабоумием, значительной части российских кинозрителей? Или это следствие специальной политики российского кинопроката, направленной на дебилизацию населения? Объяснение, что "Жизнь других" имеет довольно сложный для восприятия жанр "политической драмы" в отличие от боевика "Ультиматум Борна" в данном случае не работает. Соотношение мировых кассовых сборов с бюджетом у немецкого шедевра составляет 35:1, в то время, как у "Ультиматума Борна" всего лишь 4:1.
Как бы то ни было, 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили "Ультиматуму Борна" оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Пола Гринграсса "Ультиматум Борна" по
версии FilmGourmand'а составил 7,951, что позволило ему войти в
Золотую Тысячу, в которой он занял 776-е место.