20 лет Идентификации Борна

Jun 06, 2022 01:42


6 июня 2002 года в Лос-Анджелесе, Калифорния (США) состоялась премьера фильма «Идентификация Борна». Режиссёр Даг Лайман.





Фильм Дага Лаймана стал второй по счёту экранизацией одноимённого романа Роберта Ладлэма, опубликованного и ставшего бестселлером в 1980 году. Первая экранизация, с Ричардом Чемберлином в главной роли, состоялась на американском телевидении в 1988 г. Экранизацию 1988 года Роберт Ладлэм посмотрел, а вот до выхода на экраны второй экранизации он не дожил - умер в 2001 году. Поэтому неизвестно, как он оценил бы эту экранизацию, сюжет которой существенным образом отличается от первой экранизации и от самого романа.



Некоторые полагают, что имя, а точнее, инициалы главному герою своего романа Роберт Ладлэм дал с намёком на Джеймса Бонда. Но это не так. По крайней мере, в части фамилии. На самом деле, фамилия Борн "досталась" герою романа  от Ансела Борна, проповедника из Род-Айленда, первого задокументированного случая «диссоциативной фуги», состояния, похожего на диссоциативную амнезию или диссоциативное расстройство личности (расстройство множественной личности). Однажды в 1887 году он забыл, кто он такой, начал новую жизнь в Пенсильвании под именем Браун и открыл круглосуточный магазин. Примерно через три месяца он проснулся и внезапно вспомнил свою жизнь как Борна, но при этом напрочь забыл всю свою жизнь как Брауна... и, самое главное, совершенно не мог понять, как и зачем он оказался в Пенсильвании.



Фильм не получил ни одной сколько-нибудь престижной кинонаграды или номинации. Однако в коммерческом плане фильм «Идентификация Борна» оказался довольно успешным: при общих затратах на производство и маркетинг картины в 85 миллионов долларов его кассовые сборы превысили 214 миллионов долларов.



Что касается оценки фильма кинокритиками, то она весьма неоднозначна.  Наиболее авторитетные профессиональные кинокритики отозвались о фильме, мягко говоря, снисходительно-скептически. Так, кинообозреватель The New York Times Энтони Оливер Скотт свою рецензию на фильм начал абзацем следующего содержания: "Толстые, наполненные сюжетами романы Роберта Ладлэма неизменно популярны среди авиапассажиров. Поэтому неудивительно, что адаптация Дага Лаймана «Идентификации Борна», бестселлера Ладлэма 1980 года, кажется идеальным выбором для просмотра в полете. История развивается достаточно быстро, чтобы приятно провести время, и она не настолько сложна, чтобы вы могли что-то пропустить, даже если немного вздремнете, забредете в туалет или сосредоточитесь на сложной задаче снятия полиэтиленовой пленки с предложенной в полете еды."



Гуру американской кинокритики, Роджер Эберт, оценил фильм тремя звездами из 4-х возможных, и отметил в своей рецензии: «Идентификация Борна» - искусный боевик, сюжет которого нужен только для того, чтобы снять искусный боевик. Вся история создана только для демонстрации боевых искусств и погонь. Поскольку они (драки и погони) сделаны хорошо, поскольку фильм хорошо продуман и снят, мы его принимаем. Жаль только, что это фильм ни о чём.... Кино бесполезное, но не бездарное."



Примерно в том же духе высказался авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев: «этот «шпионский фильм XXI века» проигрывает даже в сравнении с телевизионной версией 1988 года, которая тоже не была заметным произведением. Но в той картине … английский актёр Ричард Чемберлен, помимо внешней красоты и аристократичности манер, обладал некой притягательной силой, что иначе называют харизмой….Вся беда свежей экранизации… состоит в том, что популярный американский исполнитель Мэтт Дэмон выглядит и ведёт себя как типичный парвеню. … В прежние времена его бы и на порог не пустили в высокородную сферу шпионов с «лицензией на убийство». Теперь же этот парень с внешностью заурядного провинциала из маленького городка одноэтажной Америки выступает как умный, хитрый, осторожный, котирующийся во всём мире суперагент…. И создателям нового боевика ничего не остаётся, как компенсировать отсутствие интеллигентности … довольно туповатым насыщением действия драками, погонями и спецэффектами.»



Впрочем, оценка фильма Дага Лаймана «Идентификация Борна» рядовыми кинозрителями оказалась гораздо выше оценки ведущих кинокритиков. Об этом, помимо коммерческого успеха, говорит и такая цифра: 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10.



С учетом сказанного рейтинг фильма Дага Лаймана «Идентификация Борна» по версии FilmGourmand’а составил 7,854, что позволило ему войти в Золотую Тысячу и занять в ней 941-е место.



экранизация, шпионский боевик, американское кино, амнезия, кино

Previous post Next post
Up