7 июня - День Психа

Jun 07, 2022 22:11


День 7 июня отмечен в истории мирового кинематографа несколькими значительными, с точки зрения FilmGourmand'а, событиями. В хронологическом порядке:

7 июня 1953 года родилась чешская Золушка - Либуше Шафранкова.



Либуше Шафранкова в фильме "Три орешка для Золушки". Режиссёр Вацлав Ворличек, 1973. Рейтинг фильма - 8,028, 678-е место в Золотой Тысяче.



И сразу же приходится напомнить, что через два дня после 68-летия Актрисы тяжёлая, продолжительная болезнь, с которой много лет боролась "принцесса чехословацкого кинематографа", взяла над ней верх. 9 июня 2021 года Актрисы не стало.



Либуше Шафранкова в фильме Яна Сверака " Коля". 1996. Рейтинг фильма - 9,309, 102-е место в Золотой Тысяче.

7 июня 1960 года родилась замечательная советская и российская Актриса Татьяна Друбич.



Татьяна Друбич в фильме Станислава Говорухина "Десять негритят". 1987. Рейтинг фильма - 8,127, 567-е место в Золотой Тысяче.

7 июня 1984 года в Вествуде, Калифорния, состоялась премьера фильма Айвена Райтмана " Охотники за привидениями".



Охотники за привидениями. Режиссёр Айвен Райтман, 1984. Рейтинг фильма - 7,865, 921-е место в Золотой Тысяче.

Этим событиям были посвящены прошлые публикации FilmGourmand'а. Сегодняшняя публикация посвящена 20-летию со дня выхода на экраны фильма Марека Котерского "День психа". Фильм вышел на экраны польских кинотеатров 7 июня 2002 года.



Сразу вынужден оговориться, что фильм "День психа" представляет очень редкий случай для FilmGourmand'а. А именно: у меня нет собственного мнения об этом фильме. А нет его потому, что я не смог смотреть его дольше 10 минут. Причина - зашкаливающее количество мата. За 10 минут просмотра мои далеко не нежные и ко многому привыкшие уши, как принято говорить, свернулись в трубочку. Я подумал, что, возможно, дело в особом переводе. Есть у нас переводчики, которые считают особым шиком обычную речь перевести на матерный язык, от которого "быдло тащится". Но - нет. Прочитав энное количество отзывов на этот фильм, в том числе польских профессиональных и англо- и русскоязычных непрофессиональных критиков, я понял, что дело не переводе. Мат в этом фильме - его фирменный знак. Можно сказать, краеугольный камень.



А ещё из этих отзывов я узнал, что этот фильм - самое правдивое зеркало, показанное польскому обществу. А общество это, если судить по тем, кто окружает главного героя, состоит из учеников-идиотов, лживых политиков, стервозных жён, деспотичных матерей... Да и сам главный герой - озлобленный и закомплексованный интеллигент-неудачник. Короче, из прочитанных мною отзывов на этот фильм, причём, восторженных отзывов, я понял, что тема фильма далеко не нова.  Наверняка, любой синефил, если постарается, сможет вспомнить немало произведений на подобную тему. И наверняка большинство, если не все, кинопроизведения на подобную тему, обходились без мата.



В итоге невольно приходишь к выводу, что основной художественный прием, которым Марек Котерский, автор сценария и режиссёр "Дня психа", достигает этой высшей степени правдивости, - безудержный мат. Получается, что если убрать из фильма мат, то останутся только скука, депрессивное настроение и...несколько шуток. Впрочем, повторяю, что эти мои впечатления построены исключительно на прочитанных отзывах, поскольку заставить себя посмотреть фильм до конца я не смог. Возможно, что кто-то сумеет убедить меня, что фильм этот, даже если выкинуть из него весь мат, вполне достойное произведение искусства.



Фильм не получил ни единой номинации за пределами Польши. Хотя был показан аж на семи международных кинофестивалях. Однако у себя на родине, на фестивале польского кино в Гдыне фильм был удостоен главной премии. При этом в польских кинотеатрах его посмотрели 418 тысяч человек, или чуть более 1% от общего населения страны.



В то же время 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. Благодаря этому показателю рейтинг фильма Марека Котерского "День психа" по версии FilmGourmand'а составил 8,06, что позволило ему занять 639-е место в Золотой Тысяче.



чёрная комедия, сатира, польское кино, кино

Previous post Next post
Up