5 июня 1936 года в США состоялась премьера фильма
Фрица Ланга "Ярость".
Фильм "Ярость" явился результатом счастливого стечения нескольких не очень счастливых обстоятельств. Во-первых, в начале 30-х годов, когда в Германии бурным цветом расцвёл нацизм, проявлявшийся в первую очередь в жестоких преследованиях евреев, в США начался в какой-то степени противоположный процесс: обострилась борьба за права чернокожих. В частности, Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP) внесла в Конгресс США проект федерального закона о борьбе с линчеванием чернокожих. Законопроект был отклонён Сенатом США, и это вызвало бурную дискуссию в американском обществе.
Во-вторых, в 1934 году в США иммигрировал знаменитый немецкий режиссёр Фриц Ланг, у которого мать была еврейкой и которому в связи с этим в Германии оставаться было крайне опасно.
Наконец, в-третьих, в 1933 году в г. Сан-Хосе, Калифорния, были подвергнуты линчеванию двое чернокожих, Томас Гарольд Турмонд и Джон Морис Холмс. На них пало подозрение в том, что они похитили и убили сына владельца универмага Hart's. Они были заключены под стражу на время следствия, но "активные граждане" взяли штурмом полицейский участок, вытащили оттуда подозреваемых и предали суду Линча. Эта история легла в основу публикации в еженедельнике The Nation, которая попала на глаза драматургу Норману Красна. Красна на основе газетной публикации написал рассказ "Mob Rule". Существует несколько вариантов перевода этого названия на русский язык: "Правила мафии", "Толпа правит", "Самосуд". Трудно сказать, какое из них наиболее верное. Скорее всего, все три вместе взятые.
Содержание своего рассказа Норман Красна пересказал Джозефу Лео Манкевичу, продюсеру кинокомпании MGM, а тот, увидев реальный коммерческий потенциал этой истории как основы будущего фильма, привлёк сценариста Бартлетта Кормака для создания сценария. К работе подключился Фриц Ланг, у которого история линчевания в Сан-Хосе вызвала ассоциации с происходящим в Германии и, соответственно, страстное желание снять фильм об этой истории.
Однако, реализовать все свои задумки Фрицу Лангу не удалось. Прежде всего, ему было запрещено брать на роли жертв суда Линча чернокожих актеров. И не только на эти роли, но и на роли совершенно второстепенных персонажей. Так, в рабочей версии картины была сцена, в которой чернокожая прачка поет песню свободы, развешивая белье, и ещё сцена, в которой толпа чернокожих южан слушает и реагирует на радиовыступление окружного прокурора, осуждающего линчевание. Обе сцены руководством кинокомпании было велено удалить.
Но главное негодование Ланга вызвал навязанный ему руководством кинокомпании традиционный для американских кинофильмов слащавый хэппи-энд. Ланг собирался, если уж не разрешено было приблизить концовку фильма к реальной развязке истории, завершить фильм крупным планом заплаканного лица Сильвии Сидни, исполнительницы роли главной героини, чтобы у каждого зрителя оставалась возможность додумать финал самостоятельно. Но глава MGM Луис Б. Майер настоял на финале с объятиями главных героев. На всю жизнь Ланг сохранил отвращение к финальным кадрам своего фильма.
Постоянные конфликты между Фрицем Лангом и главой MGM Луисом Б. Майером в процессе работы над фильмом окончились тем, что по завершении съемок режиссёр уволился с кинокомпании и поклялся больше никогда не иметь с ней дело. А Майер, по словам Ланга, отреагировал по-своему: он ни цента не вложил в раскрутку картины. Однако, сработало "сарафанное радио", и о рождении очередного киношедевра Фрица Ланга просочились слухи, которые достигли ушей кинокритиков.
В частности, кинообозреватель влиятельнейшей The New York Times Фрэнк Ньюджент свою
рецензию на фильм Ланга, опубликованную на следующий день после премьеры, начал словами:
"Скажем сразу: «Ярость» - лучшая оригинальная драма, представленная на экране в этом году. Её тема - насилие со стороны толпы, её подход - хладнокровно-судебный, её воздействие столь же безжалостное и беспощадное, как линчевание, которое оно изображает. Зрелое, трезвое и проницательное исследование национального упадка, блестяще поставленное венцем Фрицем Лангом, остроумно написанное Норманом Красна и Бартлеттом Кормаком и великолепно исполненное Спенсером Трейси, Сильвией Сидни, Уолтером Абелем, Эдвардом Эллисом и многими другими, должно сильно понравиться тем из вас, кто ищет в Голливуде - большую часть времени безнадежно - что-то лучшее, чем поверхностная романтика из мира грез."
В итоге бокс офис картины при бюджете в 604 тысячи долларов составил 1,3 миллионов долларов, благодаря чему фильм стал одним из самых кассовых фильмов киностудии, произведённых в 1936 году. В СССР фильм не демонстрировался.
Однако, и спустя более 60 лет с момента выхода картины Ланга на экраны кинокритики продолжают оценивать её с большим восхищением. Так, в
рецензии Фелиции Фистер 2003 года отмечено:
""Ярость" содержит достаточное количество свидетельств циничного, едкого взгляда Лэнга на человечество, выраженного в его часто насмешливом и тревожном визуальном языке, например, кадр городских сплетниц, который переходит в кадр кудахчущих цыплят, или его крупные планы людей у горящего здания суда, радостно держащих своих детей на руках, чтобы те могли лучше разглядеть горящего человека, их лица были искажены жаждой крови. С тенями, искажающими их внешний вид, мгновенно придающими им омерзительный вид, видение Лэнгом потенциального зла во всех людях делает "Ярость" столь же стилистически запоминающимся, сколь и острым социальным посланием."
Другой американский кинокритик, Эд Гонсалес, в 2005 году
отмечал:
"На протяжении всего самого запоминающегося эпизода, во время которого горожане бросают вызов местным властям и врываются в тюрьму, прежде чем сжечь ее дотла, Ланг напоминает о том, как наши животные инстинкты часто идут вразрез с нашими обязанностями порядочных, ответственных людей....Ланг, известный общественный обозреватель, показал прямую параллель между соучастием Германии в приходе Гитлера к власти и соучастием людей в маленьких американских городках, которые подставили другую щеку линчеванию чернокожих на Юге. Именно это придает "Ярости" огромную силу: эта её более чем уместная аллегория является не исключительной, а совершенно всеобъемлющей."
Несмотря на то, что с момента выхода фильма на экраны прошло более 80 лет, современный кинозритель, так же, как современные кинокритики, продолжает оценивать фильм Ланга весьма высоко. 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Фрица Ланга "Ярость" по
версии FilmGourmand'а составляет 7,873, что позволяет ему занимать 884-е место в
Золотой Тысяче.
И ещё одно достижение картины Фрица Ланга можно отметить. По мнению многих, именно с подачи Ланга в этом фильме в американских судах в качестве вещественного доказательства стали использоваться кадры кинохроники. Может быть, и не так. Но, во всяком случае, документальные подтверждения того, что такая практика применялась в американском правосудии до выхода фильма "Ярость", отсутствуют.