Годовщина Чуда на 34-й улице

Jun 04, 2022 00:01


4 июня 1947 года в Нью-Йоркском театре Рокси, в котором почти 6 тысяч мест, состоялась премьера фильма Джорджа Ситона «Чудо на 34-й улице».





Идея сюжета картины пришла в голову Валентайну Дэйвису, когда он в конце 1944 года в разгар предрождественской распродажи пытался купить подарок для своей жены. Продираясь к прилавку через толпу возбуждённых покупателей, он стал мечтать о том, как было бы здорово, если бы Санта Клаус просто раздал всем людям подарки, которые их обрадовали бы. Из этих мечтаний родился рассказ, который Дэйвис предложил своему другу с 20-х годов Джорджу Ситону (настоящая фамилия - Стениус). Джордж Ситон, на тот момент начинающий режиссёр, но уже опытный и успешный сценарист, работавший на кинокомпании Twentieth Century-Fox, написал на основе рассказа сценарий и получил разрешение кинокомпании на съемку фильма по этому сценарию.



Особенностью производства этого фильма была максимальная приближённость к реальным условиям. Съемки производились в реальных магазинах компаний Macy's и Gimble. Парад в честь Дня благодарения был самый настоящий, имевший место в ноябре 1946 года. Из-за необходимости съемок аутентичного парада актрисе Морин О'Хара пришлось даже срочно вернуться из Ирландии, куда она только-только прилетела, чтобы встретиться с семьёй после семилетней (из-за Второй мировой войны) разлуки.



Одновременно с работой над фильмом «Чудо на 34-й улице» 8-летняя Натали Вуд снималась в фильме «Скудда-у! Скадда-эй!» и «Призрак и миссис Мьюр». В то же время она была абсолютно уверена, что снимается вместе с настоящим Санта-Клаусом. Когда дочери Натали Вуд исполнилось 8 лет, ее и ее маму пригласили сниматься в римейке картины. Натали Вуд категорически отказалась, потому что не хотела, чтобы ее дочь погрузилась в мир кино в столь раннем возрасте.



На следующий день после премьеры Босли Кроузер, обычно скептически настроенный и даже язвительный кинообозреватель The New York Times, опубликовал в своей газете восторженный отзыв, начинающийся со следующих слов:

«Всем тем скептикам, которые не верят в Санта-Клауса, а также всем аборигенам, преисполненным цинизма в отношении Нью-Йорка, но, главным образом, всем снобам, которые устали от однообразия экрана, от всей души рекомендую новый фильм "Чудо на 34-й улице". Более того, призываю: давайте поймем его дух и от всей души объявим, что это самая свежая картина за последнее время, а может быть, и лучшая комедия этого года. Давайте с радостью отметим, что во многом благодаря тому, что в фильме нет раскрученных звезд, что эта работа не загружена до краев всяческими коммерческими уловками, да и представлена она без обычной шумихи с красной бархатной ковровой дорожкой, получился такой восхитительный сюрприз.» - The New York Times, June 5, 1947



И, ведь, как в воду глядел: казалось бы, детский фильм, в нем практически нет кинозвезд (Морин О'Хара получит статус кинозвезды лет через 10, точно так же, как Натали Вуд). Бюджет, соответственно, не очень высок - 630 тысяч долларов (эквивалент нынешних 9 миллионов долларов - просто копейки по современным меркам). И только в первый год и только в Северной Америке фильм собрал 2,650 миллиона долларов! И это несмотря на то, что по требованию католической организации блюстителей нравственности в прокате были установлены возрастные ограничения для этого фильма. Якобы, дети не должны были видеть разведённую женщину в качестве главной героини картины.



Впрочем, есть версия, что представители религиозных организаций усмотрели в фильме попытку приблизить образ Санта Клауса к образу Христа, и именно это послужило причиной наложения возрастных ограничений. Может быть, и так. И, может, по этой причине фильм не попал на экраны кинотеатров Советского Союза.



В начале 1948 года фильм Джорджа Ситона «Чудо на 34-й улице» получил две номинации на премию Золотой Глобус и в обеих победил: Лучший сценарий (Джордж Ситон) и Лучшая мужская роль второго плана (Эдмунд Гвенн). Затем фильм получил 4 номинации на премию Оскар и победил в трёх из них. Оскара получили Джордж Ситон, Валентайн Дэйвис и Эдмунд Гвенн. А вот номинации Лучший фильм фильм «Чудо на 34-й улице» уступил картине Элиа Казана "Джентльменское соглашение". Картину Казана сегодня мало кто помнит, а фильм Ситона помнят и любят по сей день. Подтверждением тому - оценки этого фильма со стороны современной зрительской аудитории: 65% пользователей IMDB и Кинопоиска присвоили этому фильму рейтинги от 8 до 10.



Учитывая вышеприведенные показатели успеха фильма, его рейтинг по версии FilmGourmand'а составляет 7,889, что позволило ему занять 863-е место в Золотой Тысяче.



классика американского кино, рождество, американское кино, шедевры мирового кино, санта клаус, кино

Previous post Next post
Up