17 июня 1987 года в Беверли-Хиллс, Калифорния (США) состоялась премьера фильма
Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка (Full Metal Jacket)».
Главной основой сценария фильма послужил полуавтобиографический роман ветерана морской пехоты США Густава Хэсфорда "The Short-Timers", написанный в 1979 году. Но кроме него в сценарий фильма привнесены сюжетные линии научно-популярного романа "Депеши" Майкла Херра. Майкл Херр во время Вьетнамской войны был военным репортером, а позже стал одним из создателей сценария фильма
Фрэнсиса Форда Копполы "
Апокалипсис сегодня". Поэтому Стэнли Кубрик обратился к нему с просьбой принять участие в создании сценария по книге Хэсфорда. Но Херр далеко не сразу согласился снова погрузиться в работу, посвящённую Вьетнамской войне. Три года Кубрику пришлось его уговаривать.
А когда своё согласие дал Майкл Херр, начал возражать против его участия Густав Хэсфорд. Ему хотелось быть единственным автором сценария. Однако, Кубрик на это не мог согласиться, поскольку у Хэсфорда не было никакого сценарного опыта. Кубрику пришлось потратить много часов на телефонные переговоры с Хэсфордом, но тот упрямо стоял на своём и даже грозил подать судебный иск. Но когда работы по созданию фильма подошли к концу, он успокоился и согласился с тем, что имя в титрах как соавтора сценария было указано вместе с именами Стэнли Кубрика и Майкла Херра.
Весь фильм снимался в Англии на киностудии Pinewood Studios и в Бэссингборнских казармах. Для финальных батальных сцен, действие которых происходит в Хюэ, Стэнли Кубрик смог использовать заброшенный газовый завод Бектон на реке Темзе. Исследователи кропотливо просмотрели десятки снимков настоящего Хюэ, чтобы убедиться, что Бектон выглядит аутентично. Возможно, эта похожесть объясняется тем, что газовый завод в Бектоне проектировал тот же французский архитектор, который работал также в Хюэ. Для создания видимости тропиков в район Бектона были привезены пальмы из Испании.
Фильм получил 8 наград и 14 номинаций. Но среди этих фестивальных достижений самыми престижными можно считать две важнейших номинации на премию Давид ди Донателло от Итальянской киноакадемии: как Лучший иностранный фильм и за Лучшую режиссуру. Однако в обеих номинациях фильм Стэнли Кубрика уступил
Луи Малю и его фильму "
До свидания, дети". И это абсолютно объяснимо. Тем более, что итальянские киноакадемики всё-таки отметили Стэнли Кубрика своей наградой - за продюсирование. Японская киноакадемия тоже номинировала фильм Стэнли Кубрика в категории лучший иностранный фильм. Но и тут победа досталась другому фильму - "
Последний император"
Бернардо Бертолуччи. И это тоже вполне объяснимое решение.
Отзывы кинокритиков на фильм Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка" по преимуществу носили хвалебный характер. При этом в большинстве рецензий в той или иной степени проводилось сравнение фильма Кубрика с другими американскими киношедеврами на тему вьетнамской войны: «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы, «
Взвод» Оливера Стоуна и «Охотник на оленей» Майкла Чимино. Как правило, эти сравнения не содержали однозначных выводов, что какие-то фильмы лучше, какие-то хуже.
Однако, наряду с позитивными отзывами фильм Стэнли Кубрика получил несколько весьма негативных рецензий, в том числе, от авторитетных кинокритиков. Например, гуру американской кинокритики Роджер Эберт, оценивший фильм Кубрика всего лишь двумя с половиной звездами из 4-х возможных, наполнил свою
рецензию рядом довольно острых замечаний, типа:
"«Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика больше похожа на сборник рассказов, чем на роман. Многие фрагменты кажутся самодостаточными, некоторые мастерски исполнены, а другие выглядят так, будто их достали из давно забытого приданого невесты. Это странно бесформенный фильм от человека, работам которого обычно присущ строго последовательный взгляд на используемый материал."
Или
"Кубрик вроде бы хочет рассказать нам историю отдельных персонажей, показать, как на них повлияла война, но он так давно не допускал в свои фильмы стихийную человеческую природу, что уже не знает, как это сделать."
Или
"«Цельнометаллическая оболочка» не знает, куда двигаться ..., а кульминация фильма, которую Кубрик, очевидно, намеревается сделать могучим моральным откровением, кажется, взята из более ранних фильмов о войне. После того, что уже было сказано о «Вьетнаме» в других фильмах, «Цельнометаллическая оболочка» - это слишком мало и слишком поздно."
Но, может Эберт не понял то, что понял российский кинокритик Сергей Кудрявцев, отметивший в своей
рецензии, что
"для Кубрика - это лишь одна из войн, частный случай в истории, вместо которого мог бы быть любой другой пример массового проявления бесчеловечности, осуществления механической работы по уничтожению."
А, может, Эберт, наоборот, понял то, что понял другой российский кинокритик, Евгений Нефёдов, который в своей
рецензии написал:
"Автор не без сарказма рисует галерею чокнутых (иначе не скажешь!) солдат, носящих претенциозно-нелепые прозвища ... и чувствующих себя как рыба в воде там, у коммунистической бездны на краю, прекрасно ориентируясь в ситуации, когда пропаганда вкупе с близостью смерти словно снимают с человека ответственность за содеянное. Нескольких лаконичных эпизодов оказалось, в принципе, достаточно для развенчания лживой официальной позиции, сильно приукрашивавшей и скрывавшей правду, создавая и всячески поддерживая «удобные» представления о боевых действиях, и неидеального поведения заокеанских солдат, которые, конечно, не могли одолеть патриотов-вьетконговцев"?
Понял и не принял этого сарказма? Может, в этом причина того, что от Американской киноакадемии и Голливудской ассоциации иностранной прессы фильм получил всего лишь по одной номинации, соответственно, на премии Оскар и Золотой Глобус, причём, во второстепенных категориях? И ни в одной не выиграл. И британские киноакадемики последовали примеру заокеанских коллег, номинировав фильм Кубрика лишь в двух технических категориях и ни в одной не присудив победы.
Официальной премьеры этого фильма в СССР не было, и в советских кинотеатрах он не демонстрировался. Однако к моменту выхода этого фильма на экраны в Советском Союзе уже вовсю действовали видеосалоны, и советские кинолюбители, в том числе и я, уже в какой-то степени были пресыщены американскими фильмами на тему вьетнамской войны.
Об оценке фильма Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка" рядовыми кинозрителями говорят следующие цифры. При бюджете в 30 миллионов долларов фильм собрал около 120 миллионов долларов по всему миру, в том числе 46,4 миллиона долларов в США. 77% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.
С учетом сказанного рейтинг фильма Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка" по
версии FilmGourmand'а составил 8,710, что позволило ему занять 241-е место в
Золотой Тысяче.