Апокалипсис сегодня

May 19, 2023 14:13


19 мая 1979 года на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Фрэнсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня".





Фильм "Апокалипсис сегодня" был снят по мотивам опубликованного в 1902 году романа «Сердце тьмы». Автором романа был польско-британский писатель Джозеф Конрад (настоящее имя - Юзеф Теодор Конрад Коженёвский), уроженец города Бердичев, Киевской губернии Российской Империи. В этом романе описываются приключения моряка Марлоу, которому поручено вывезти из дебрей джунглей Бельгийского Конго сборщика слоновой кости по имени Куртц. Снять фильм по этому роману хотел ещё в 1939 году Орсон Уэллс. Он представил кинокомпании RKO свой сценарий фильма на 174-х страницах, но RKO, приняв во внимание резкое сужение кинорынка из-за начавшейся Второй Мировой Войны, сочла этот проект слишком дорогим и отклонила его. И тогда Орсон Уэллс предложил им другой сценарий - фильма " Гражданин Кейн".



До Копполы, когда ещё шла Вьетнамская война, экранизацию романа Джозефа Конрада предполагал осуществить Джордж Лукас, который собирался снять фильм в жанре, объединяющем мокьюментари и чёрную комедию. Привлечение Джона Милиуса к созданию сценария было неслучайным. Ещё в 1967 году его друзья, Джордж Лукас и Стивен Спилберг, зная о его неудачной попытке отправиться добровольцем на Вьетнамскую войну (ему было отказано из-за астмы), предложили ему написать сценарий об этой войне. Именно тогда Милиусу пришла в голову идея взять за основу роман Конрада.



Милиус по понятным причинам перенёс действие романа из Конго в Индокитай, но кроме того, радикально изменил смысл романа. Если в книге Конрада главному герою поручается спасти "слетевшего с катушек" агента, то в сценарии главного героя отправляют с заданием убить Куртца. В 1969 году сценарий Милиуса был приобретён кинокомпанией Warner Bros. Pictures, и в прессе было объявлено, что кинокомпания Coppola's American Zoetrope Co. приступает к производству фильма по этому сценарию, режиссёром будет Джордж Лукас, а исполнительным продюсером - Фрэнсис Форд Коппола. В соответствии с намерениями Лукаса относительно жанровой принадлежности будущего фильма бюджет был определён в размере 1,5 миллиона долларов. Съемки предполагалось осуществить в 1971-м году, и производить в Южной Калифорнии и в Южном Вьетнаме. Однако, в 1971 году съемки не начались. Джордж Лукас счёл небезопасным для съемочной группы нахождение в Южном Вьетнаме, где в это время шли ожесточённые бои, а без аутентичной натуры его идея снимать мокьюментари становилась нереализуемой.



Впрочем, возможно, что опасность съемок в Южном Вьетнаме в 1971 году была только предлогом отложить съемки фильма на неопределённое время. Возможно, что главная причина в том, что Лукас к этому времени увлёкся космической темой и как бы приближаясь к своему главному произведению - " Звёздные войны", снял "THX 1138" (1971) и "Американские граффити" (1973). Ну, а Копполе ничего не оставалось, как снять " Крёстного отца" (1972), "Разговор" (1974) и " Крёстный отец. Часть II" (1974). Но, несмотря на головокружительный успех обеих частей "Крёстного отца", согласно биографии Джорджа Лукаса "Skywalking", решение Лукаса уйти из этого фильма разрушило его рабочие отношения с Фрэнсисом Фордом Копполой, который чувствовал себя преданным, и прекратил их дружбу, и в качестве выражения своего пренебрежения к своему бывшему другу дал имя Лукас малозначимому персонажу фильма, сыгранному Харрисоном Фордом.  Некогда друзья и коллеги не разговаривали друг с другом примерно до 1986 года.



Проект оставался замороженным до 1975 года, когда Коппола решил к нему вернуться, но уже полностью изменив концепцию будущего фильма. Вместо мокьюментари-чёрная комедия Коппола, по словам Милиуса, решил снимать "самый жестокий драматический фильм об участии Америки во Вьетнамской войне". Милиусу было поручено соответствующим образом переделать сценарий, а в помощь ему был придан Майкл Герр, в 1967-1969 годах в качестве журналиста журнала «Эсквайр» освещавший войну во Вьетнаме. Изменение концепции фильма естественным образом повлекло и изменение первоначально запланированного бюджета. Теперь уже он составлял порядка 10 миллионов долларов. Warner Brothers отказалась финансировать этот проект. Коппола решил снимать фильм на собственные деньги, полагая, что доходов, полученных от проката двух частей "Крёстного отца", ему будет достаточно.



Вопрос о съемках в Южном Вьетнаме отпал естественным образом, поскольку отношение к американцам в послевоенном Вьетнаме, уже объединённом, было, мягко говоря, напряжённым. Было принято решение снимать фильм на Филиппинах, где природа очень похожа на природу Индокитая. Но была и ещё одна причина производить съёмки на Филиппинах. Дело в том, что военные США, узнав о том, что главный герой будущей картины имеет задание убить полковника армии США, отказались предоставить Фрэнсису Форду Копполе какое-либо военное оборудование и какую-либо помощь. А вот президент Филиппин Фердинанд Маркос, у которого были напряженные отношения со США, согласился позволить своей армии поставлять для съемок вертолеты и пилотов. Правда, в то время правительство Маркоса также вело боевые действия с повстанцами в районе, где проходили съемки, из-за чего часто снимало пилотов со съемок. Но, хотя бы с оборудованием особых проблем не было.



На роль полковника Куртца изначально был определён Марлон Брандо. Но это решение стоило Копполе многих нервов и крови. В момент согласования контракта (Марлону Брандо причитался гонорар 2 миллиона долларов, причём половина гонорара выплачивается до начала съёмок, плюс 8% прибыли от проката) Брандо сообщил, что знаком с романом Джозефа Конрада «Сердце тьмы» и хорошо знает сценарий и свои реплики. Но когда Брандо прибыл на съемочную площадку, пьяный, Коппола пришёл в ужас, обнаружив, что Брандо никогда не читал «Сердце тьмы», не знал своих реплик и, самое главное, стал на 40 килограммов толще по сравнению с тем, каким был на съёмках "Крестного отца". Фрэнсис Форд Коппола провел несколько дней, читая вслух Марлону Брандо на съемочной площадке «Сердце тьмы» Джозефа Конрада. В конце концов, Коппола махнул рукой и позволил Брандо импровизировать на съемочной площадке.



Но этим "художества" звезды не заканчивались. Брандо заявил, что у американского полковника не может быть такого имени, как "Куртц", что у него должно быть английское имя, например, "Лейли". При этом Брандо угрожал покинуть проект и не вернуть уже выплаченный ему в качестве аванса 1 миллион долларов. И потому имя "Лейли" использовалось во время съёмок. Однако, после завершения съемок фильма Брандо в конце концов одолел самостоятельно «Сердце тьмы», и не просто прочитал книгу, но и полюбил ее. А полюбив, Брандо потребовал, чтобы имя его героя было изменено в фильме на "Куртц". Как следствие, все реплики в фильме, содержавшие имя "Лейли", были переозвучены. Капризы Марлона Брандо так рассердили Фрэнсиса Форда Копполу, что он передал съёмку сцен с участием Брандо помощнику режиссера Джерри Зисмеру.



Немало проблем возникло и с определением исполнителя главной роли - капитана Уилларда. Первым, кому была предложена роль капитана Уилларда, был Стив МакКуинн ("Мотылёк"). Коппола предложил ему гонорар в 3 миллиона долларов, и МакКуинн поначалу согласился. Но затем передумал, решив, что, что съемки затянутся надолго. Он предложил Копполе, что за тот же гонорар мог бы сыграть Килгора (экранное время этого персонажа составило 11 минут), но это было не по карману Копполе, который финансировал производство фильма из собственного кармана.



Следующим, кому была предложена роль капитана Уилларда, был Аль Пачино. Но он отказался, сказав, что не хочет провести 5 месяцев в болоте. Аль Пачино оказался почти провидцем: съемки на Филиппинах длились более года - с марта 1976 года по май 1977 года. Во многом задержка была обусловлена тем, что тайфун разрушил декорации, и несколько месяцев ушло на их восстановление. Тем не менее, впоследствии Коппола комментировал отказ Аль Пачино, что он согласился бы сыграть в фильме, если бы съёмки велись в его собственной квартире в Нью-Йорке.



Затем роль Уилларда была предложена Клинту Иствуду, но тот тоже отказался, сочтя сценарий слишком мрачным. Тогда роль была предложена Джеку Николсону, но и он отказался. Затем на роль Уилларда был приглашён Харви Кейтель, и он начал сниматься. Но через 2 недели уже сам Коппола пришёл к выводу, что Кейтель не подходит для этой роли. Очень надеялся получить эту роль Ник Нолти. Но Коппола решил снимать Мартина Шина. Однако несколько кадров с участием Кейтеля всё же сохранились в финальной версии фильма. А Нолти был страшно раздосадован тем, что роль досталась не ему. Все эти перипетии с актёрами привели к тому, что Копполе пришлось вернуть аванс в 5 миллионов долларов европейским кинопрокатчикам, которые обусловливали предоставление аванса тем, что в фильме будут заняты звёзды первой величины.



А решение снимать в главной роли Мартина Шина объяснялось довольно просто. Он согласился сниматься практически бесплатно. В то время он боролся с алкогольной зависимостью и некоторыми другими проблемами и считал, что напряжённая работа поможет ему со всем этим справиться. Кстати, в одной из ранних сцен фильма, где капитан Уиллард один в своем гостиничном номере, Шин был по-настоящему пьян, причём, что называется, в стельку. Он ударил по зеркалу, которое было настоящим стеклом, порезав себе большой палец. Шин также начал рыдать и попытался напасть на режиссера Фрэнсиса Форда Копполу. Съемочная группа была так встревожена, что хотела прекратить съемку, но и Шин, и Коппола приказали, чтобы камеры работали.



У Мартина Шина во время съемок случился сердечный приступ. На некоторых кадрах спины Уилларда запечатлены двойники, в том числе брат Шина Джо Эстевес. Фрэнсис Форд Коппола и Шин были так обеспокоены тем, что студия и дистрибьютор откажутся от поддержки, если просочатся новости о сердечном приступе Шина, что они оба хранили молчание. В официальном расписании съемок сообщалось, что Шин был госпитализирован из-за теплового удара. В результате имя Эстевеса не было упомянуто в титрах ни в качестве дублера, ни в качестве голоса за кадром.



В дополнение ко всему выяснилось, что на Филиппинах не было профессиональных кинолабораторий, а это означало, что необработанные негативы с камеры приходилось отправлять в США для обработки. Таким образом, весь фильм был снят вслепую. Фрэнсис Форд Коппола никогда не видел кадров в кино до своего возвращения в Калифорнию. Но с другой стороны, съемки на Филиппинах позволили решить другую проблему. Знаменитая начальная сцена, в которой пальмы горят под напалмовым ураганом, связана с разрушением настоящего леса. Более 4,5 тонн бензина вылили на пальмы, а затем подожгли. Также были сожжены шины, чтобы образовалось больше дыма, а канистры были сброшены на площадку, чтобы создать эффект падающего напалма. Многие гектары леса были уничтожены за считанные секунды. Поскольку фильм снимался на Филиппинах, которые были в разгаре их собственной войны с повстанцами, экологические проблемы не имели большого значения. Ведь лес служил защитой для повстанцев. Фрэнсис Форд Коппола позже сказал: «Нам бы никогда не позволили снять что-то подобное в Америке, защитники окружающей среды просто убили бы нас». И ещё по одной причине защитники окружающей среды могли запросто обрушить санкции на Копполу и его творение. На съёмках фильма съёмочной команде пришлось натуральным образом зарезать и разделать буйвола простым мачете. В 1979 году, после выхода грандиозного эссе «Зачем смотреть на животных?» Джона Бергера, Копполе едва удалось избежать скандала. Режиссёр объяснил, что буйвола в любом случае бы убили местные жители - и именно таким жестоким способом.



Из-за всех непредвиденных задержек, препятствий, возникших в процессе создания фильма вместо запланированных 6 недель съёмки продолжались 16 месяцев. Как следствие, бюджет вырос в три раза по сравнению с запланированным. Чтобы покрыть расходы Копполе пришлось заложить свой дом и винодельню. За время съёмок Коппола похудел на 40 килограммов и несколько раз был близок к самоубийству. Но в конце концов было снято почти 200 часов видеозаписи. Общий вес отснятой киноплёнки превысил 7 тонн. Из-за этого монтаж фильма вместо обычных 6 месяцев продолжался более 2-х лет. Только монтаж напалмовой атаки с вертолета занял один год. Приблизительно десять процентов отснятого материала фильма (130 000 футов) приходились на этот эпизод.



Жюри упомянутого выше Каннского кинофестиваля, возглавляемое знаменитой французской писательницей Франсуазой Саган, присудило фильму Копполы Золотую Пальмовую Ветвь, правда, в паре с фильмом Фолькера Шлёндорфа "Жестяной барабан". Кстати, членом того состава жюри был замечательный советский поэт Роберт Рождественский. А среди соискателей главного приза фестиваля был фильм Андрея Кончаловского "Сибириада".



В начале 1980 года "Апокалипсис сегодня" получил 4 номинации на премию Золотой Глобус и выиграл 3 из них, в том числе, одну из важнейших - за Лучшую режиссуру. А вот во второй важнейшей номинации - Лучший драматический фильм - "Апокалипсис сегодня" уступил фильму Роберта Бентона "Крамер против Крамера". В таком же положении "проигравшего" оказался и фильм Вуди Аллена "Манхэттен". Чуть позже фильм Копполы получил 8 номинаций на премию Оскар, но победил только в двух из них, причём не самых важных. В главных номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - "Апокалипсис сегодня" и его режиссёр Фрэнсис Форд Коппола проиграли соответственно всё тому же фильму "Крамер против Крамера" и его режиссёру Роберту Бентону. И в далёкой от США Японии в состязании на приз Японской киноакадемии в номинации Лучший иностранный фильм 1981-м году "Апокалипсис сегодня" снова уступил фильму "Крамер против Крамера".



За пределами США фестивальные успехи киношедевра Фрэнсиса Форда Копполы не ограничились лишь победой в Каннах. Фильм получил 9 номинаций на британскую премию БАФТА и выиграл 2 из них, в том числе одну из главных - за Лучшую режиссуру. В номинации Лучший фильм британские киноакадемики победителем признали фильм Вуди Аллена "Манхэттен". В компании "относительных неудачников" вместе с фильмом Копполы оказался и другой фильм о вьетнамской войне - "Охотник на оленей" Майкла Чимино. И ещё в одном споре за кинопремию в Европе "Апокалипсису" "перебежал дорогу" фильм Вуди Аллена - в споре за французскую кинопремию Сезар. Причём и здесь "напарником" фильму Копполы оказался "Жестяной барабан" Фолькера Шлёндорфа. Хотя слово "напарник" в данном случае, наверное, не совсем уместно, поскольку в компании с этими двумя картинами оказался и фильм Милоша Формана "Волосы". А вот в соседней с Францией Италии режиссёрская работа Фрэнсиса Форда Копполы в фильме "Апокалипсис сегодня" была отмечена премией Давид ди Донателло.



Со стороны кинокритиков фильм "Апокалипсис сегодня" получил почти исключительно восторженные отзывы. Роджер Эберт, например, посвятил фильму аж 3 рецензии: в 1979, в 1999 и в 2001 годах. Во всех трёх рецензиях он оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и, само собой, включил его в свой список "Великих фильмов". В самой первой из этих рецензий, написанной под первым, а значит, самым верным, впечатлением от фильма, он написал:

"Спустя годы, когда бюджет Копполы и его проблемы будут давно забыты, «Апокалипсис», я думаю, все еще будет оставаться грандиозным, серьезным и безумно вдохновенным жестом кинопроизводства."



В предыдущем абзаце использовано слово "почти". Основанием для использования этого слова служит рецензия Гэри Арнольда в The Washington Post, наполненная пассажами, подобными следующему:

"Атмосфера печально известного опуса Фрэнсиса Копполы «Апокалипсис сегодня», разрушительно претенциозного и дорогостоящего аллегорического эпоса о войне во Вьетнаме... Это совокупный эффект, создаваемый смешиванием богато зловещих образов с абсурдно зловещей прозой, совершенно зловещим звуком и зловещей музыкой....Фильмы, которые пребывают в производстве, а затем в монтажной столь же долго, как и «Апокалипсис сегодня», становятся настолько дорогими и трудными для завершения, что мало шансов окупить вложения в отечественном прокате, почти всегда терпят художественное фиаско."



Впрочем, по мнению известного российского кинокритика Сергея Кудрявцева,

"многим картина показалась слишком мрачной, усложнённой, неясной по мысли.", поскольку "притча Копполы, вольно пересказывая мотивы романа “Сердце тьмы” певца “затерянных цивилизаций” Джозефа Конрада, говорила не только об ужасах бесчеловечной бойни, но и о битве между Добром и Злом, разумом и безумием, Дьяволом и Богом внутри человека, подвергаемого испытаниям жестокостью, насилием, а главное - безграничной властью над другими людьми."

А это далеко не всем по уму. И даже журналистам ведущих изданий США.



Но большинство кинозрителей очень высоко оценили фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня". Подтверждением тому служат как финансовые показатели фильма, так и рейтинги на IMDB и Кинопоиске. При бюджете в 31,5 миллионов долларов мировой бокс офис составил 150 миллионов долларов. 76% пользователей  IMDB и Кинопоиска поставили этом фильму оценки от 8 до 10, причём 26% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой".



С учетом изложенного рейтинг фильма Фрэнсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня" по версии FilmGourmand'а составил 10,806, благодаря чему он занимает 14-е место в Золотой Тысяче. Среди фильмов, вышедших на экраны в 1979 году, отмеченные показатели фильма "Апокалипсис сегодня" являются самыми высокими, что позволяет сделать вывод, что эта картина Фрэнсиса Форда Копполы является лучшим фильмом мирового кинематографа 1979 года.



вьетнамская война, американское кино, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up