14 марта 1972 года в Нью-Йорке состоялась премьера гангстерской кинодрамы
Френсиса Форда Копполы "Крёстный отец". Практически повсеместно можно встретить формулировку, что фильм Ф.Ф.Копполы представляет собой "экранизацию одноимённого романа Марио Пьюзо". Но эта формулировка требует некоторого уточнения.
Идея о создании фильма "Крёстный отец" появилась ещё до того, как роман Пьюзо был закончен. Исполнительный директор Paramount Pictures Питер Барт купил права на экранизацию «Крестного отца» Марио Пьюзо когда прочитал всего лишь 20-страничный набросок будущего романа. И с момента продажи прав на экранизацию своего будущего романа Марио Пьюзо был нацелен на создание не только романа как такового, но и сценария будущего фильма. Первоначальная идея Paramount Pictures заключалась в том, чтобы на основе будущего романа сделать малобюджетный гангстерский фильм, действие которого происходило бы в конце 60-х годов, а не в 1940-х - 1950-х годах. И это находило свое отражение в первоначальном варианте сценария. В связи с финансовыми трудностями, с которыми в тот момент столкнулась кинокомпания, для реализации проекта был запланирован довольно ограниченный бюджет в размере 2,5 миллионов долларов.
Сначала место режиссёра было предложено Серджио Леоне, но он отказался, объяснив свой отказ тем, что тема мафии, по его мнению, не будет пользоваться популярностью. Впоследствии Леоне страшно сожалел о своем отказе и избавился от своих сожалений только когда снял фильм "Однажды в Америке" в 1984 году. Следующим кандидатом на позицию режиссёра картины был Питер Богданович, но его не устроил скромный бюджет картины. Тогда было сделано предложение Фрэнсису Форду Копполе. Первоначально Ф.Ф. Коппола был против постановки фильма, так как считал, что он прославляет мафию и насилие, и это может плохо отразиться на его репутации вследствие его итало-сицилийских корней. Но его убедил принять предложение его друг и коллега Джордж Лукас. Дело в том, что на предыдущей картине "THX 1138" (1971), на которой Лукас был режиссёром, а Коппола - исполнительным продюсером, был допущен перерасход средств кинокомпании в размере 400 тысяч долларов, и компания "повесила" этот долг на Лукаса. Коппола уговорил себя, что можно из фильма сделать аллегорию американского капитализма, и принял предложение кинокомпании. К тому же, пока шли все эти переговоры, роман Пьюзо стал бестселлером. Благодаря этому Коппола добился увеличения бюджета до 6 миллионов долларов. Соответственно, по настоянию Копполы Марио Пьюзо с большим удовольствием переписал сценарий будущей картины, максимально приблизив его к роману. В знак признательности писателю за большую и качественную работу по созданию сценария Коппола в начальных титрах к фильму название его обозначил не просто как "Крёстный отец", а как "Крёстный отец Марио Пьюзо".
Главный герой романа Пьюзо и фильма Копполы - дон Вито Корлеоне - представляет собой собирательный образ, объединяющий реальные прототипы "отцов" нескольких мафиозных кланов: Фрэнка Костелло, Вито Дженовезе, Джо Профачи, Лаки Лучано. На роль дона Вито Корлеоне активно предлагал свою кандидатуру
Орсон Уэллс, перед которым буквально благоговел Ф.Ф. Коппола. Уэллс даже обещал сильно похудеть, если это понадобится для роли. Однако, кинокомпания изначально наметила на эту роль Марлона Брандо ("
Апокалипсис сегодня", "
В порту", "
Трамвай «Желание»").
Марлон Брандо был известен в кинематографическом мире своим трудным характером и, подчас, хулиганским поведением на съемочной площадке. Например, он категорически отказывался учить сценарий. Все свои реплики он читал с подсказок, которые развешивали по всей съемочной площадке, в том числе и на спинах других актеров. Но при этом все знали о его способности "делать кассу", а потому многое ему прощали. Более того, ему было позволено одновременно со съемками в "Крёстном отце" сниматься в фильме
Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже". График съемок был специально построен таким образом, чтобы обеспечить Брандо совмещение съемок в обеих картинах.
Между Фрэнсисом Фордом Копполой и Paramount Pictures время от времени возникали острые трения. Дошло даже до того, что Paramount Pictures, ссылаясь на неспособность Копполы уложиться в график, нецелевые расходы бюджета, а также ошибки производства и кастинга пыталась заменить Копполу на
Элиа Казана. Брандо тогда объявил, что уйдет из фильма, если Коппола будет уволен, и студия отступила. Видимо, руководство кинокомпании было не в курсе относительно давнишней, ещё со времён фильма "В порту", вражды Брандо и Казана. Кстати, Коппола фактически закончил фильм досрочно и уложился в отведённый бюджет. И ещё: Марлон Брандо, играя роль Вито Корлеоне, со 100%-ной точностью воспроизводил голос реального Фрэнка Костелло.
Если Марлон Брандо получил роль дона Вито Корлеоне в фильме "Крёстный отец" на почти безальтернативной основе, то с исполнителем роли Майкла Корлеоне дела обстояли гораздо сложнее. Эта роль последовательно предлагалась Уоррену Битти ("Бонни и Клайд"), Джеку Николсону ("
Пролетая над гнездом кукушки", "
Сияние", "
Профессия: Репортер") и Дастину Хоффману ("
Полуночный ковбой", "
Выпускник"), но все они отказались. На эту роль пробовались Мартин Шин ("Апокалипсис сегодня") и Дин Стоквелл. Активно боролся за эту роль Род Стайгер ("В порту", "
Полуночная жара"), которому на момент съемок было 46 лет. Даже Ален Делон ("
Рокко и его братья") предлагал свою кандидатуру на роль Майкла Корлеоне. Руководство кинокомпании активно продвигало кандидатуру Роберта Редфорда. Понадобилось режиссёрское сверхчутьё Копполы, чтобы выбрать для этой роли Аль Пачино.
У Аль Пачино к тому времени на счету были всего две роли в полнометражных художественных кинофильмах. Роль в одном из них - "Паника в Нидл-парке" (1971) - произвела огромное впечатление на Копполу. Ситуация осложнялась тем, что на кинопробах Аль Пачино выступил крайне плохо, а также тем, что он в этот момент уже снимался в криминальной комедии "Банда, не умевшая стрелять". Но Коппола буквально выдернул Аль Пачино из "Банды" и настоял на его исполнении роли Майкла. Чем ещё больше обострил свои отношения с продюсерами. Руководство кинокомпании продолжало считать Аль Пачино посредственным актёром ровно до съемок сцены в ресторане, где он около минуты играет одними глазами, перед тем как решиться убить Солоццо. Сцена произвела на всех такое впечатление, что в его таланте больше никто никогда не сомневался. В 1973 году Аль Пачино за эту роль получил номинацию на премию Оскар в категории Лучшая мужская роль второго плана. Это страшно обидело Пачино, поскольку считал свою роль главной в фильме на том основании, что на роль Майкла Корлеоне приходилось больше экранного времени, чем на роль дона Вито. Аль Пачино в знак протеста даже бойкотировал церемонию Оскара и остался без награды.
С роли в фильме "Крёстный отец" началось восхождение Аль Пачино к вершинам кинематографического Олимпа. Четыре года подряд он получал номинации на премию Оскар: "Серпико" (1974), "
Крёстный отец. Часть II" (1975), "
Собачий полдень" (1976). Но только в 1993 году он стал обладателем заветной золотой статуэтки - за роль в фильме "Запах женщины" Мартина Бреста. Но что касается финансовой стороны признания актёрского таланта Аль Пачино, то о росте этого признания говорят следующие цифры: его актёрский гонорар за роль в фильме "Крёстный отец" составил 35 тысяч долларов, а спустя всего два года - за роль в фильме "Крёстный отец. Часть II" - его гонорар составил 600 тысяч долларов + 10% от сборов картины. Однако, всё познается в сравнении. 600 тысяч долларов 1972 года эквивалентны примерно 3 миллионам долларов 2022 года. А, например, два Криса, Эванс и Хемсворт, за свои роли в фильме братьев Руссо "Мстители: Финал" (2019) получили по 15 миллионов долларов.
Особенностью гангстерской кинодрамы Френсиса Форда Копполы "Крёстный отец" является то, что в этом фильме ни разу не прозвучало слово "мафия". Тому есть свои причины. Ещё до начала съемок фильма мафия всячески препятствовала тому, чтобы к ее делам привлекалось внимание. Криминальный авторитет Джо Коломбо и его организация, Итало-американская лига гражданских прав, начали кампанию, чтобы остановить создание фильма. Продюсер кинокомпании Paramount Pictures Роберт Эванс позже писал в своих мемуарах, что Коломбо звонил ему домой и угрожал ему и его семье. Во время подготовки к съемкам Paramount Pictures получила множество писем от американцев итальянского происхождения, в том числе от политиков, в которых фильм осуждался как антиитальянский. Они угрожали протестом и срывом съемок. Другому продюсеру Paramount Pictures, Альберту С. Радди, в автомобиле выбили все стекла и оставили записку: "Либо прекращай съемки, либо..." Тогда Радди и Коппола организовали встречу с лидерами криминальных групп, на которой договорились предоставить "авторитетам" возможность ознакомиться со сценарием фильма и внести в него необходимые изменения. Именно поэтому в фильме не употребляются слова mafia или mob.
После этого гневные письма и угрозы прекратились. Началась совместная с мафией проработка сценария - вычеркивались любые эпизоды, которые могли показать мафию в плохом свете. Более того, мафиози стали приходить на съемки и следить за соответствием сценарию. Съемочная группа начала консультироваться с ними по тем или иным вопросам. Закончилось все тем, что они передружились, а представители семей стали постоянными консультантами во время съемок. Например, все гости на праздничном приеме в доме Корлеоне - реальные мафиози, их друзья и родственники.
В начале 1973 года фильм Ф.Ф.Копполы "Крёстный отец" получил 7 номинаций на премию Золотой Глобус, из которых выиграл в пяти, в том числе в важнейших: Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр драматического фильма. Чуть позже фильм получил 10 номинаций на премию Оскар, но выиграл лишь три из них: Лучший фильм, Лучший сценарий и Лучшая главная мужская роль (Марлон Брандо). Брандо, кстати, как и Аль Пачино, тоже бойкотировал церемонию вручения Оскара, и не просто бойкотировал, но и отказался от награды. Любопытно, что, хотя мы каждый год на церемониях Оскара видим изумление актёров при объявлении их победителями, на церемонии 1973 года после объявления победы Брандо на сцену поднялась актриса индейского происхождения Сачин Литтлфезер и зачитала заявление Брандо о его отказе от премии в знак протеста против ущемления прав индейцев в сфере кинематографа и шоу-бизнеса и в знак осуждения незадолго до того состоявшегося инцидента в деревне Вундед-Ни.
Самыми значительными кинонаградами, завоеванными фильмом "Крёстный отец" на европейских фестивальных площадках, стали две премии Итальянской киноакадемии Давид ди Донателло, присужденные картине как Лучшему иностранному фильму и Аль Пачино. Фильм Копполы получил также 5 номинаций на британскую премию БАФТА, но все во второстепенных категориях.
Восприятие фильма "Крёстный отец" подавляющим большинством кинокритиков можно охарактеризовать как всеобщий восторг. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму две рецензии, в обеих оценив фильм максимальными 4-мя звёздами и включив его в список "Великих фильмов". Кинообозреватель The New York Times Винсент Канби отметил в своей
рецензии:
"Фрэнсис Форд Коппола создал одну из самых жестоких и трогательных хроник американской жизни, когда-либо созданных в рамках популярного развлечения... Это гангстерская мелодрама, достигшая совершеннолетие, по-настоящему печальная и по-настоящему захватывающая, без ложного благочестия фильмов, которые процветали 40 лет назад, пугая нас до чертиков, одновременно предупреждая, что за любое преступление следует (или, по крайней мере, должно) воздаяние."
Один из авторитетнейших российских кинокритиков Антон Долин написал в своей
рецензии:
"Почему "Крестный отец" - главный американский фильм? А такое мнение бытует не только у критиков и историков кино, но и у многих зрителей. Потому что здесь совмещаются две противоположные и при этом взаимосвязанные темы: с одной стороны, закон и его нарушение, поскольку в центре действия - мафиозный клан, а с другой - семья и ее постепенное разрушение. Коппола переосмыслил на американском материале, с привлечением итальянского бэкграунда - автобиографического, в том числе, - хрестоматийный классицистический конфликт чувства и разума, показав через двух персонажей - дона Вито Корлеоне и его младшего сына Майкла, - и трех отличных актеров: Брандо, Пачино и де Ниро, - как власть разрушает в человеке человеческое, а преступления против закона уничтожают связь с реальностью и ведут в конечном счете к гибели."
В Советском Союзе фильм Копполы "Крёстный отец" не демонстрировался, по крайней мере, до начала перестройки. Но песню Speak Softly Love на музыкальную тему из фильма мы распевали в середине 70-х годов на каждой студенческой вечеринке. Кстати, об этой музыкальной теме. Её автор, Нино Рота, был номинирован на Оскара. Но перед самой церемонией Оскара номинация была отменена в связи с тем, что она была использована ещё в фильме "Фортунелла" 1958-го года. Однако, это не помешало ей получить в 1973 году Золотой Глобус и британскую премию БАФТА. Ко второй части "Крестного отца" Нино Рота слегка аранжировал эту музыкальную тему и...и получил Оскара в 1975 году.
Об оценке фильма Ф.Ф.Копполы "Крёстный отец" рядовыми кинозрителями говорят следующие цифры. При бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал в прокате 268,5 миллиона, т.е., окупился почти 45 раз. Современные кинозрители по прошествии нескольких десятилетий оценивают фильм ничуть не меньше, чем зрители начала 70-х годов прошлого века. 87% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А каждый второй пользователь оценил фильм высшим баллом - "десяткой".
С учетом сказанного рейтинг фильма Френсиса Форда Копполы "Крёстный отец" по
версии FilmGourmand'а составил 9,872, благодаря чему он занял 52-е место в
Золотой Тысяче.