Девять дней одного года

Mar 05, 2022 19:14


5 марта 1962 года в московском кинотеатре "Россия" состоялась премьера фильма Михаила Ромма "Девять дней одного года".





Фильм Михаила Ромма за год посмотрели почти 24 миллиона советских кинозрителей, или почти 11% населения. По опросу журнала "Советский экран", проведённым в 1963 году, фильм был признан лучшим советским фильмом года.



Через три месяца после премьеры фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года" был представлен на международном кинофестивале в Карловых Варах, Чехословакия, где был удостоен высшей премии - Хрустального Глобуса. Среди 25 номинантов на эту премию был, в частности, фильм Пьера Паоло Пазолини " Аккаттоне". На родине, в СССР, в 1966 году фильм был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.



Восприятие фильма кинокритиками нельзя охарактеризовать как однозначное. Один из патриархов российской кинокритики Наум Клейман вспоминал в 2000 году:

"Должен сказать, что мое поколение вгиковцев восприняло «Девять дней одного года» очень критически. Во-первых, задолго до съемок Ромм прочитал нам сценарий весь целиком, сидя на сцене. Он хотел знать нашу реакцию. ... Он хотел знать наше мнение, а мы так и не поняли, что он собирался сделать из этого сценария. А потом он снял фильм и показал его нам. После фильма было молчание. Наконец кто-то сказал: «Ну, некоторые эпизоды очень интересные, а еще игра Смоктуновского... можно похвалить то и это... но сам фильм - «жестяной», подделка». Вот какова была реакция ВГИКа. Хотя для Ромма фильм был шагом вперед. А для нас этого было уже недостаточно."



Чтобы понять причину такой "кислой" реакции, нужно вспомнить, кто такой Михаил Ромм. Этот режиссёр был настоящим классиком советского и, можно сказать, сталинского кино. Он был автором таких картин, как "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году", "Мечта" и т.д. Известно, что доклад Хрущёва на XX-м съезде КПСС с осуждением культа личности Сталина буквально поверг этого режиссёра в ступор. Пять лет после этого он не мог ничего снимать. И фильм "Девять дней одного года" стал первым после столь длительного бездействия. А за это время в советском кинематографе появилось немало так называемых "оттепельных" кинолент, например, " Летят журавли" и " Неотправленное письмо" Михаила Калатозова, " Сорок первый" и " Баллада о солдате" Григория Чухрая и другие. И молодые кинокритики, каковым в то время был Наум Клейман, ожидали чего-то более революционного.



В этой связи, наверное, более взвешенной и справедливой была оценка фильма, произведённая великим учёным Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Он вспоминал:

"Первоначально Ромм обратился за материалами для будущего фильма к проф. Василию Семеновичу Емельянову, тогда начальнику Управления по мирному использованию атомной энергии. (Емельянов - старый большевик, автор нескольких книг воспоминаний; в 60-е годы он выступил в “Правде” с резкими нападками на писателя Виктора Некрасова за умаление роли рабочего класса, тоже в связи с кино.) Что Ромму рассказал Емельянов - мне неизвестно; он любит и умеет поговорить. Но он направил Ромма к И. Е. (Тамму-FG) С Игорем Евгеньевичем Ромм разговаривал несколько раз. ... Герой фильма - Гусев - имеет имя и отчество, напоминающие мои - Дмитрий Андреевич, но он экспериментатор; отец его живет в деревне (воплощает народную мудрость). Ромм пытался в своем фильме показать изнутри жизнь научно-исследовательского ядерного института, пафос и психологию работы над мирной (и - за кулисами - немирной) термоядерной тематикой. Мне первоначально фильм скорее понравился; теперь мне кажется, что его портит слишком большая “условность” большинства ситуаций. Для самого Ромма фильм явился как бы переходной ступенью от “Ленина в Октябре” к замечательному и волнующему “Обыкновенному фашизму”.



В отличие от Наума Клеймана, западными кинопрокатчиками фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года" сразу был отнесён к категории так называемого "оттепельного" кино, причём, намного раньше Карена Шахназарова, который назвал фильм Михаила Ромма "самым шестидесятническим фильмом". Благодаря такой классификации фильм был достаточно широко был представлен на зарубежных кинофестивалях и в кинотеатрах западных стран и, как следствие, нашёл отражение в отзывах зарубежных кинокритиков.



Например, кинообозреватель британской The Guardian Питер Брэдшоу поставил фильму 4 балла по 5-балльной системе и отметил в своей рецензии:

"В фильме присутствует мрачный, призрачный экспрессионизм, оккультное ощущение тайны и опасности в подземных коридорах лаборатории. Облучение может быть метафорой любовной тоски, но, возможно, этот символ работает только в том случае, если мы понимаем любовь как любовь к науке или любовь к стране. Это история о людях, которые беспрекословно жертвуют личными соображениями ради советского ядерного дела, и тем не менее эта потерянная любовь с равной силой маячит рядом с ядерной судьбой Советского Союза."



Американский кинокритик Деннис Шварц в рецензии, озаглавленной "Реалистичный фильм времен холодной войны об идеалистичных ученых-ядерщиках, заботящихся о человечестве", отметил:

«Хотя фильм слишком однообразен, чтобы им можно было наслаждаться, он художественно поставлен. Но что более важно, художественный фильм позволяет Советам показать свою человеческую сторону и то, что на их объектах могут произойти ядерные аварии."



Современными кинозрителями фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года" оценён ничуть не меньше, чем зрителями начала 60-х годов. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Михаила Ромма "Девять дней одного года" по версии FilmGourmand'а составил 8,445, что позволило ему занять 346-е место в Золотой Тысяче.



ядерная физика, хрущёвская оттепель, шедевры мирового кино, советские киношедевры, классика советского кино, кино

Previous post Next post
Up