65 лет Сорок первому

Oct 15, 2021 20:44


15 октября 1956 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм Григория Чухрая "Сорок первый".





Фильм поставлен по одноимённому рассказу Бориса Лавренёва, написанному в 1924 году. Причём, фильм Григория Чухрая стал второй по счёту экранизацией рассказа Лавренёва. Первая - была осуществлена Яковом Протазановым в 1927 году.



Необходимо напомнить, что Борис Лавренёв во время Гражданской войны сначала повоевал за белых, а потом за красных. И именно эта двойственность, отразившаяся в его рассказе, послужившим литературной основой фильма, в какой-то степени стала чем-то вроде фундамента для некоторых конфликтных ситуаций, которые не прекращаются по сей день.



Но - по порядку. Григорий Чухрай, прошедший войну, с мая 1942 по апрель 1945 непосредственно принимавший участие в боевых действиях, четырежды раненный, в 1953 году, будучи 32-х лет от роду, закончил режиссёрский факультет ВГИКа. После этого два года отработал ассистентом, а потом вторым режиссёром на Киностудии им. Довженко в Киеве (Украина). Ещё работая на киностудии им. Довженко, он пытался инициировать постановку фильма по рассказу Лавренёва, который прочитал, находясь в госпитале в 1943 году. Но куда там! Руководство киностудии, свято придерживавшееся ленинско-сталинских догматов, и слышать ничего не хотело.



Но в 1955 году его пригласил работать на "Мосфильме" тогдашний директор этой киностудии Иван Пырьев, почуявший ветер перемен в стране и сделавший ставку на молодых кинематографистов, свободных более или менее от большевистских догматов. Пригласил и, как рассказывал впоследствии Григорий Чухрай, предложил сразу снимать фильм.



На предложение о постановке фильма Чухрай ответил, что хотел бы снять фильм по рассказу Лавренёва. Чухрай три часа излагал Пырьеву своё видение сценария будущей картины, но, осознавая отсутствие у него опыта создания сценариев, попросил директора "Мосфильма" дать ему опытного сценариста. Пырьев предложил кандидатуру 48-летнего Григория Колтунова, у которого на счету уже было около 10 довольно успешных полнометражных фильмов. Чухрай согласился.



Однако, по словам Чухрая, с Колтуновым у них сразу начались творческие трения.  По словам самого Чухрая,  причиной конфликтов явились расхождения идеологического характера, та самая упомянутая выше двойственность литературного источника. Колтунов стремился в своем сценарии отразить традиционную для советского кино классовую борьбу. Чухрай же хотел сделать главный акцент на любви между мужчиной и женщиной. Конфликт между режиссёром и сценаристом был настолько острым, что Чухрай собирался на худсовете, где должен был утверждаться сценарий, заявить об отказе вставлять в фильм эпизоды, основанные на сценарии Колтунова. Но, якобы, осторожный Сергей Юткевич, который был учителем Чухрая во ВГИКе, отговорил его делать это, посоветовав втихую снять только то, что считает нужным. А ненужное - не снимать.



Как бы то ни было, сценарий был утверждён, Чухрай вместе со съемочной группой уехал на Каспий снимать фильм. Все перипетии и проблемы создания фильма довольно подробно описаны Григорием Чухраем. Нет смысла всё это пересказывать.



Сейчас трудно сказать, насколько финальная версия картины основана на сценарии Колтунова, а на сколько - на сценарных набросках самого Чухрая. Но в титрах фильма чётко прописано, что сценаристом является Григорий Колтунов. В таком виде фильм вышел на экраны советских кинотеатров и имел огромный успех у зрителей. Больше 25 миллионов советских кинозрителей посмотрели его только за первый год.



А в мае 1957 года фильм Григория Чухрая "Сорок первый" был выдвинут на международный Каннский кинофестиваль, где получил номинацию на Золотую Пальмовую Ветвь. Эту премию фильм Чухрая не получил. Жюри кинофестиваля под председательством знаменитого французского писателя Андрэ Моруа присудило главный приз картине Уильяма Уайлера "Дружеское увещевание". Но для режиссёра-дебютанта, каковым на тот момент был Григорий Чухрай, оказаться в более чем достойной компании "относительных неудачников", было весьма почетным. А компания, действительно, подобралась славная: " Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет" Робера Брессона, "Канал" Анджея Вайды, "Ночи Кабирии" Федерико Феллини, "Седьмая печать" Ингмара Бергмана и другие.



Но фильм Григория Чухрая "Сорок первый" без награды не остался. Для него жюри учредило Специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Бенефициаром приза жюри определило Григория Чухрая. Но это совершенно не устроило Григория Колтунова, а точнее, его наследников. Не далее, как 1 июля 2021 года дочь Григория Колтунова, Виктория, опубликовала на украинском интернет-ресурсе ODESSA Daily статью "Колтунов и Чухрай", где в весьма резких выражениях критикует как самого Григория Чухрая, так и некоторые российские СМИ за их, якобы, не вполне добросовестную оценку заслуг всех тех, кто принимал участие в создании фильма "Сорок первый" 1956 года. Вкратце, основной посыл статьи таков: Каннское жюри присудило премию "За оригинальный сценарий...", сценаристом официально являлся Григорий Колтунов. Следовательно, главный вклад в получение Каннского приза сделан именно Колтуновым. Остальные - так, постольку поскольку.



И что ещё больше всего возмущает Викторию Григорьевну, так это частое упоминание приписываемой её отцу оценки фильма Чухрая как "грязной белогвардейской стряпни". Ну, это-то абсолютно понятно: на дворе революція Гідности, декоммунизация и всё такое прочее. А тут напоминают про папины поношения в адрес фильма, в котором чуть ли не впервые показаны благородный белогвардеец и влюблённая в него красноармейка. Как-то не ко времени.



Впрочем, все эти споры и выяснения отношений нисколько не умаляют достоинств самой картины. Наверное, наиболее объективной оценкой фильма является его характеристика, данная французским кинокритиком Антуаном Руайе: "Почти тридцать лет спустя (после выхода первой экранизации рассказа Бориса Лавренёва - FG) необходимость в абсолютном уважении духа Революции, возможно, стала менее настоятельной. И хотя фильм Чухрая следует сюжету оригинальной истории столь же скрупулезно, как и фильм Протазанова, он обнажает, если и не свободу оригинальной истории (это могло бы звучать излишне пафосно), но во всяком случае её открытость. На идеологические схематизмы (храбрые красные против царских паразитов) и непогрешимых героев, которых еще недавно прославляло советское кино, фильм Чухрая отвечает описанием более сложных персонажей, находящихся в тисках замешательства или сомнений. Поступая так, он (Григорий Чухрай - FG) открывает свой фильм той форме романтизма или деликатности, которая в значительной степени отсутствовала в советском кинематографе конца 1940-х или начала 1950-х годов. Более того, более или менее сознательно, было бы даже - о святотатство - ставить под сомнение односторонность коммунистической идеологической приверженности. ... Хоть фильм Чухрая явно политический, он ни в коем случае не идеологический. Для него не столько важен революционный долг, сколько молодость Марютки - а через нее и всей советской молодежи.... . Таким образом, цель фильма заключалась не в том, чтобы разжечь революционное пламя истории 30-летней давности, а в том, чтобы уловить более общую правду о юности, разрывающейся между жаждой искренности и желанием творить свою собственную историю."



Выше уже отмечалось, каким успехом пользовался фильм Григория Чухрая "Сорок первый" у кинозрителей середины 50-х годов. Современные кинозрители оценили этот фильм не менее высоко: 62% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.



С учетом сказанного, рейтинг фильма Григория Чухрая "Сорок первый" по версии FilmGourmand'а составил 7,802, благодаря чему он вошёл в Золотую Тысячу и занял в ней 990-е место.

экранизация, советское кино, классика советского кино, гражданская война, кино

Previous post Next post
Up