15 декабря 1961 года в Лос-Анджелесе состоялась премьера сатирической комедии Билли Уайлдера "Один, два, три".
Фильм "Один, два, три" стал четвёртым кинопроизведением творческого содружества Билли Уайлдер и Ай Эй Эл Даймонда (псевдоним сценариста Итцека Домнича). Непосредственно фильму "Один, два, три" предшествовали сверхуспешные "В джазе только девушки" (1959) с
Мэрилин Монро и "
Квартира" (1960) с
Ширли МакЛейн. Естественно, ожидался большой успех и фильма "Один, два, три". Но...
Совокупный кассовый сбор фильма, бюджет которого составил 3 миллиона долларов, составил всего 4 миллиона долларов. И это было воспринято как полный провал. Причину этого провала в некоторой степени объяснил в своей
рецензии, опубликованной в The New York Times спустя неделю после премьеры, Бозли Кроузер:
"Жаль, что нынешний берлинский кризис не такой забавный и безобидный, как тот, который разогнали Билли Уайлдер и Ай Эй Эл Даймонд в своем новом фильме «Один, два, три». И очень жаль, что этот кризис не может быть преодолен так же быстро и проамерикански, как Джеймс Кэгни преодолевает кризис в картине."
В самом деле, кислое восприятие публикой сверхсмешной комедии Билли Уайлдера "Один, два, три" является ярким подтверждением того факта, что кино чрезвычайно зависит от общественно-политической ситуации. Напомню, что среди наиболее знаменательных событий 1961 года было возведение Берлинской стены. Стены, разделившая Берлин на две части и ставшей символом «железного занавеса», разделившего Германию, Европу и весь мир на два противоборствующих лагеря. А значит, поставившей мир на грань ядерной войны. В таких условиях шутки выглядят, как минимум, неуместно. Но кто же знал?!
О том, что возведение стены было полной неожиданностью для создателей картины, говорит тот факт, что значительная часть съёмок производилась в районе Бранденбургских ворот. Актёры, занятые в картине, несколько раз проезжали через эти ворота туда и обратно. И планировали, согласно сценарию, совершить ещё несколько "ездок". И вдруг, в один прекрасный день, а точнее - 13 августа 1961 года, они упёрлись в стену. Бранденбургские ворота перестали выполнять свою основную функцию - соединять Западный и Восточный Берлин.
Для съемок эпизодов, в которых должны были фигурировать Бранденбургские ворота, пришлось искать очень похожий на них объект. И такой объект был найден в Мюнхене.
Любопытно, что если возведение Берлинской стены создатели фильма предусмотреть не смогли, то смогли гениально напророчить другой международный кризис. В фильме один из так называемых "аппаратчиков", сотрудник советского торгпредства, хвастаясь наличием кубинских сигар, объясняет их происхождение: "Мы им ракеты, они нам сигары". Ровно через год после завершения съемок фильма разразился Карибский кризис.
Впрочем, сводить причины неуспеха фильма Билли Уайлдера "Один, два, три" исключительно только к международному кризису, вызванному возведением Берлинской стены, было бы не совсем правильно. В значительной степени этот неуспех объясняется чрезвычайно едкой и чрезвычайно смешной сатирой, составляющей основу этого фильма. Сатирой, направленной против американцев, против немцев, как западных, так и восточных. Но больше всего - против коммунистов. Сатира эта была настолько острой, что правительство Финляндии, например, запретило показ этого фильма, опасаясь гнева со стороны советских властей. Чего уж говорить о странах, находящихся в то время в зависимости от Советского Союза, и о самом СССР. Запрет действовал почти четверть века и был снят только с началом перестройки в Советском Союзе.
Собственно говоря, только в 1985 году состоялось воистину триумфальное возвращение этого фильма на экраны в западных странах, а особенно, в Западном Берлине. Что опять же подчёркивает тезис о зависимости восприятия кинопроизведений от общественно-политической обстановки.
Но время уже было упущено. Каких-либо фестивальных успехов фильм не достиг. Наивысшим фестивальным достижением фильма "Один, два, три" стала номинация на премию Золотой Глобус в категории Лучший комедийный фильм в 1962 году. Победу тогда Голливудская ассоциация иностранной прессы присудила фильму Мервина ЛеРоя "Величие одного". Сегодня этот фильм мало кто помнит. Компанию "проигравших" картине Билли Уайлдера тогда составил фильм Блейка Эдвардса "
Завтрак у Тиффани".
Если кинозрители западных стран начала 60-х годов прошлого века (а в других странах в те годы фильм просто не видели) оценили фильм Билли Уайлдера "Один, два, три" незаслуженно кисло, то современные кинозрители по всему миру спустя несколько десятилетий восприняли эту картину с гораздо большим энтузиазмом. 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.
С учетом сказанного, рейтинг фильма Билли Уайлдера "Один, два, три" по
версии FilmGourmand'а составил 7,861, что позволило ему занять 904-е место в
Золотой Тысяче.