Предыдущие части:
1. Логистика 2. Пятница: "Жизнь Галилея" 3. Суббота: Rouge и "Les Serges" 4. Воскресенье: "Pour Invalides changer à l'Opéra"- часть 1: воспоминания в скобках об "Электре/Оресте" и "Фанни и Александре" Оперу Моцарта «Дон Джованни» я не то что знаю хорошо, но она мне кажется немного «родной», потому что я до сих пор помню, как мы её проходили на уроках музлитературы в музыкальной школе. Это во-первых. Во-вторых, оперу поставил всё тот же Иво ван Хове, который ставил «Гибель богов» и «Электру/Ореста» в Комеди-Франсез. Об этом я помнила всё время, но почему-то забыла, едва войдя в театр. И когда начался спектакль, я посмотрела на унылые серые декорации, певцов в чёрно-белых и серых одеждах, поняла, что так оно и будет, пошутила сама с собой про сколько-то там оттенков серого, даже и не подумала вспомнить про серый куб на сцене в «Электре/Оресте» (имя Иво ван Хове болталось где-то в глубинах памяти и всплывать не собиралось) и сосредоточилась на музыке и пении, в конце концов, в опере это главное.
А с этим всё было прекрасно. Оркестр был вполне моцартианский, можно сказать традиционный, но никакого диссонанса с хоть и не вполне определённой по времени, но однозначно современной сценографией и с совсем не традиционной трактовкой некоторых (да почти всех) персонажей не было, наоборот, возникакла какая-то новая гармония.
Я люблю музыку и я люблю оперу, очень люблю, но не специалист, увы, часто ходить не имею возможности, а уж сравнивать разные постановки и исполнителей мне совсем не с руки - тут я в очередной раз с восхищением думаю о
la_sacerd0tisa (благодаря примеру и полезным советам которой я сумела наконец-то в этом году попасть в Опера-Бастий... и это ещё не конец... Спасибо вам огромное!) и думаю, что я могу сказать? Но в данном случае немного проще - оперы, которые я слушала в этом году, «Русалка» и Отелло», были поставлены интересно (в основном «Русалка»), но в случае с «Доном Джованни» невозможно было забыть, что мы находимся в оперном ТЕАТРЕ. И главная примета - было видно, насколько хорошо на сцене всем артистам, чувствовалось, что они получают удовольствие не только от музыки и пения, но и от собственной театральной игры. Перед началом спектакля объявили, что Станислас де Барберак (Дон Оттавио) нездоров, но не отменил своего участия в спектакле. Честно говоря, я бы никогда и не подумала, что он болен, только на финальных выходах на аплодисментах его нос вдруг распух и покраснел, и было видно, что ему трудно дышать. Но пел он великолепно, тем более, что в этой постановке Дон Оттавио куда больше заметен, его роль вполне существенная, а не подпорочная, как обычно кажется.
Дон Жуан - Этьен Дюпюи - в этом спектакле не олицетворение свободы, как это часто трактуется, а олицеворение разрушительной силы зла, которое должно быть изгнано (и оно изгнано), и как-то не особо даже видно в нём соблазнителя, перед которым не устоять. Вокально мне он понравился, но не то чтобы захлебнуться от восторга, мне кажется, лучшее - это музыкальное и драматическое взаимодействие с Лепорелло (Филипп Слай - или Сли? не знаю, как правильно). К тому же они и внешне похожи с Доном Джованни (в какой-то момент это нужно по сюжету, но похожесть заметна с самого начала, я думаю, что это преднамеренно, замысел режиссёра). Командор (Айн Ангер) очень внушителен и физически и вокально, прямо не хочется, чтобы он уходил со сцены, но сами понимаете, ему по сюжету особенно не распеться.
Про женщин. Про Донну Анну (Жаклин Вагнер) ничего плохого сказать не могу, всё хорошо, но никак она меня по-особенному не затронула (но в принципе как ни трактуй сюжет с Доном Жуаном, это всегда будет не самая интересная роль). А вот Донна Эльвира (Николь Кар) меня просто очаровала и заворожила. И как же хороша сопрано Эльза Дрейзиг в роли Зерлины!
Говоря о мужских партиях, я не упомянула Михаила Тимошенко в роли Мазетто. Но это потому, что ему в этой роли как-то проявить себя трудно (или не очень получилось), она вышла наименее запоминающейся.
И хотя кто-то запомнился больше, а кто-то меньше, и не сказать, что кто-то был исключительно выдающимся, тем не менее получилось главное - на сцене настоящий вокальный и актёрский ансамбль, они делают спектакль вместе (хотя аплодисменты после хитовых арий звучат, и как всегда меня раздражают, но здесь просто совсем неуместны - хотя желание выразить восхищение и благодарность мне понятны). Опять-таки думаю, что это режиссёрская заслуга.
Но этим она не ограничивается! Я забыла про Иво ван Хове, а он затаился и выстрелил!
Сначала цветом - красное кровавое пятно на белой рубашке Командора, роза на авансцене, «обозначающая» его могилу. Игры с цветом не закончатся - он «сыграет» и в конце первого акта, на балу-маскараде (отличная возможность, помимо прочего, ввести «исторические» костюмы в современную постановку),
и в финале - неважно, что метафора ясна и прозрачна, это не делает финал менее неожиданным!
А потом ещё - декорациями! Про это тем, кто собирается смотреть спектакль, лучше не читать, чтобы иметь возможность пережить это в качестве непредупреждённого зрителя.
Когда я увидела в самом начале эти серые кубические формы, изображающие бетонные стены домов и просто-таки душащие сцену, я забыла вспомнить про куб в «Электре/Оресте», но всё-таки догадалась, что это модули, которые легко перемещаются. В первом действии ничего не модулировалось. Когда занавес открылся на второе действие, мне показалось, что декорации слегка сдвинулись, только и всего. Действие развивалось, я не отрывала глаз от сцены, но в какой-то момент обнаружила, что там где был балкон - глухая стена, а тут наоборот вылезла лестница. Декорации явно поменялись - но как, когда? Занавес не закрывался, свет не гас, я всё время смотрела на сцену и не заметила НИЧЕГО, никакого движения. Муж потом мне сказал, что декорации всё время очень медленно двигались, но клянусь, я ничего не заметила! Я была этим и раздосадована и восхищена - вообще я люблю, когда авторы и режиссёры умеют гениально обманывать свою публику.
Есть важные вопросы, которые всегда меня беспокоят в театре, когда ставятся некоторые классические вещи - будут ли мазать гуталином гримировать Отелло и из чего сделают статую Командора. Слава богу, Иво ван Хове не стал сооружать бронзовую статую из картона, его «статуя» - это призрак, воплощение мук совести и раскаяния. И бетонные стены уже не просто душат сцену, они вплотную смыкаются вокруг главного героя.
Это очень хорошее решение, тем более, что появление Командора, пришедшего на ужин к Дону Джованни, заканчивается гениально сделанной апокалиптической сценой, от которой реально страшно до мороза по коже (даже сейчас, когда я обо всём этом вспоминаю две недели спустя).
А сам ужин Дона Джованни, до прихода Командора, не то чтобы выбивается из стилистики спектакля, но допускает множество толкований (и не одного, в которым можно быть уверенным наверняка). Он не ест, а по-свински жрёт, давится, еды много, но она не приносит удовольствия - нужно ли в этом видеть намёк на, например, me too и balance ton porc ? Цитирование в опере Моцарта («Дон Джованни») другой его оперы («Свадьба Фигаро») показалось остроумным.
В общем, я получила искреннее удовольствие от спектакля, причём на всех уровнях, браво оркестру, солистам, Иво ван Хове и дорогому
yuriyag!
И я опять хочу в Париж и я снова хочу в театр!
P.S. Да, я ни слова не сказала о золочёных тракторных шинах - произведении Клода Левека, которое теперь украшает знаменитую лестницу Дворца Гарнье. А что тут скажешь? Кошмар. Стало на советский дворец культуры похоже. Теперь можно устанавливать золочёных девушку с веслом и метателя диска.