Предыдущая часть:
1. Логистика Пятничный послеобеденный Париж встретил нас отлично: на вокзале Аустерлиц была обнаружена невиданная boîte à livres: правильное место, правильный размер!
Пересадка в метро тоже удалась: в преддверии летних концертов и фестивалей станция была в очередной раз «переименована» - говорят, что это частенько случается, но я своими глазами вижу впервые, люблю такое.
И вот наконец вечер, и вот наконец театр! Фотография фасада - традиция, это как сказать «Здравствуйте!»
А спектакля я ждала с нетерпением. Сейчас сама удивляюсь, как многим я, оказывается, интересовалась и увлекалась в свои teen-годы, и Брехт был одним из моих «предметов». Пьесу я в театре никогда не видела, только читала, и у меня было о ней воспоминание. Которое совсем не совпало с восприятием при перечитывании сейчас, сорок лет спустя. Рассказать про пьесу довольно легко, всё в названии - это «картины» из жизни Галилея. О происшедших перед действием событиях, историческом контексте мы узнаем из коротких преамбул, в спектакле их текст «пишется», проецируется на декорацию. А в самих действиях событий практически нет, тут главное - диалоги Галилея с другими персонажами и монологи. То есть вот так: главный герой, картины и слова, слова, слова. И когда я сейчас читала пьесу вновь, думала (как в своё время про "Антигону" Ануйя) - а нужно ли её вообще ставить в театре? Может, это пьеса только для чтения? (Брехт со мной не согласился бы.)
У Эрика Рюфа - нынешнего администратора КФ (но в данном случае нам важно, что он постановщик и сценограф спектакля) - всё это было. Во-первых, Эрве Пьер на роль Галилея. Я знаю, что некоторые тут его недолюбливают, а я ему симпатизирую давно, и ясно, что для такой роли у него есть всё - и фактура, и талант. Во-вторых, труппа Комеди-Франсез - это актёры которые хуже, чем отлично, не играют никогда. В-третьих, возможность в очередной раз иметь в качестве художника по костюмам ни много ни мало Кристиана Лакруа. В-четвёртых, собственный талант Рюфа как сценографа (плюс возможности мастерских Комеди-Франсез! Вам чего-то не хватает в списке? Вы правы, угу.
Рюф ставит пьесу вполне традиционно и соблюдая заветы Брехта. Оставляя действие в условно-театральном, но всё же XVII веке. Одевая актёров в театральные, но всё же исторические костюмы, без экивоков. Есть там такой небольшой... «балет», но это никак не нарушает традиционности. И концепт (его не хватало в списке из предыдущего абзаца) у него, в общем есть: показать живого человека, не лузера или предателя, а просто человека гениального ума, любящего науку, знание и познание, но и земные радости - еду, ванну, женщину.
Как это, наверное, уже понятно, спектакль оставил меня в смятённых чувствах.
Может быть, нужно время, чтобы он созрел. Устаканился или наоборот, как-то эволюционировал (премьера была всего две недели назад, я могу ошибаться, но мы смотрели примерно седьмое представление), но сейчас мне кажется, что в дуэте Рюф-режиссёр и Рюф-сценограф верх взял последний, форма довлеет над содержанием.
Декорации-фрески прекрасны сами по себе и несут все нужные символы - они в первую очередь передают противопоставление человека и церкви, показывают неизмеримость всё подчиняющей себе власти (не только церковной - эта мысль в спектакле не то что потерялась, но куда менее очевидна, чем в пьесе) и её несоразмерность жизни обычного человеа, они ясны и светлы, а нас не покидает ощущение сумрака и сумерек (и тут нельзя не отметить ещё одну очевидную удачу спектакля - работу художника по свету).
Костюмы головокружительно сложны и прекрасны какой-то почти пугающей, завораживающей красотой. И вся та же символика там прочитывается тоже легко, и игра света в них продолжается, и противопоставление роскоши фактически нищете...
И вот посреди этого актёры не то что толком не знают, что играть, но кажется, что они мало чего добавляют к уже имеющемуся (что всё же парадоксально для театра, согласитесь). Тьери Ансисс, поразиший, испугавший даже в недавнем спектакле «Фанни и Александр» (про эту parenthèse я ещё напишу, всему своё время), и тут у него роль кардинала-инквизитора, и играет он её хорошо, но... чего-то не хватает. Как и папе - Гийому Гальену - , второй вместе с кардиналом-инквизитором антагонистической Галилею фигурой, не хватает вот этой самой мощи.
И Эрве Пьер тоже: несомненно, он играет главную роль, но не ГЛАВНУЮ. Ещё раз - это не претензии к конкретным актёрам, и не к актёрскому ансамблю (упрекать актёров Комеди-Франсез в несыгранности - немыслимо), это скорее претензия именно к режиссёру в недостаточной написанности актёрской партитуры. Сейчас пока что ощущение, что актёры «потерялись» в костюмах и декорациях.
Кроме одного! Это молодой Жан Шевалье, играющий роль Андреа, ученика Галилея. Я его впервые увидела всё в том же «Фанни и Александре», теперь уж точно не забуду, чудесное открытие.
Все фотографии спектакля в моём посте - из интернета, естественно. И я пока не нашла фотографии из спектакля, где было бы хорошо его видно, так что пусть будет эта: он тут слева, а справа - Эрве Пьер, Галилей.
И да, про что же название поста? Пятница - день Венеры, цитата из Брехта... Это про то, что не садитесь в ряд М партера, если ваш рост превышает 165 см. Я в Комеди-Франсез сидела либо на галёрке либо в пределах пятого ряда партера - просторно ногам не было никогда, но такого мучения как в ряду М не припомню ни в каком театре. Рядов L и N как минимум это тоже касается. Думаю, что стоит разметить план зала с точки зрения «для высоких и длинноногих». Серьёзно, это очень отвлекает от спектакля, не говоря уж о том, что правая коленка у меня болела ещё на следующий день.
P.S. И конечно же
elmak знает места, где найти самые лучшие фотографии - см. ссылку в её комменте, то, что вы найдёте там, куда точнее передаёт эстетику и атмосферу спектакля.