De la place Colette à la rue Colette (en passant par Guédelon)

Aug 08, 2017 09:53

Из Коррез мы вернулись в пятницу, а на субботу у меня была давно подготовлена программа с выездом.
То, что она была подготовлена, вышло случайно и начиная с конца. То есть сначала я узнала, что наконец-то - нет, даже не "наконец-то", а просто-таки вообще, потому что говорили, что этого никогда не будет - так вот, что в Saint-Sauveur-en-Puisaye открылся дом-музей Колетты, тот дом, где она родилась.
Когда я стала смотреть сайт и описание, увидела, что в конце июля в Saint-Sauveur-en-Puisaye проходит музыкальный  фестиваль Comme ça me chante!, причём в концертах-спектаклях участвуют Ламбер Вильсон (уверена, что не одна девушка моего возраста в этом месте вздохнёт), струнный ансамбль Paris Mozart Orchestra, известный пианист Мишель Дальберто, певец - солист Опера де Пари. Также в программе концертная версия оперетты 1910 года  "Клодин". Клодин - героиня первых романов Колетты, да и сценарий оперетты был подписан "Вилли & Колетт", как и сами романы. И ещё в программе был L'Interlope (cabaret) - récital, по мотивам поставленного Сержем Багдасаряном спектакля-кабаре в Студио-театре Комеди Франсез, с участием самого Сержа Багдасаряна и Вероник Велла, актёров Комеди
Франсез. Обращаю ваше внимание на то, что описываемая программа должна была состояться (на сегодняшний день уже состоялась) в маленькой бургундской деревушке с населением 906 жителей.
Живи я рядом, я бы на всё сходила, но от нас это не ближний свет всё-таки, 140 километров и почти два часа езды. Каждый день не наездишься, но вот на один день съездить вполне.
Поскольку считалось, что последняя неделя июля будет рабочей (см. предыдущий пост), выбрать можно было только субботу - и выходило отлично, потому что в субботу были как раз актёры Комеди Франсез.
Я взяла билеты на спектакль в 20.30, зарезервировала последнюю экскурсию по дому Колетты на 18.00 (там обязательно с гидом), а приехать мы решели на несколько часов пораньше, чтобы успеть посетить расположенный в 6 километрах от Saint-Sauveur-en-Puisaye строящийся замок Гедлон, куда мы часто ездим, да вот давно не были, и где кстати я впервые узнала про этот дом Колетты, "который никогда не будет открыт для публики".
И вот теперь я могу рассказывать по порядку.
Гедлон - это такой историко-археологический и культурно-педагогический проект, начавшийся 21 год назад с нуля, на пустом месте, в заброшенном карьере, пример  экспериментальной археологиии.   Была взята условная дата начала строительства -  где-то в XIII веке, и замок строят так, как тогда строили. Делают инструменты (абсолютно всё делают сами​, вплоть до гвоздей, веревок, корзин), находят инженерно-технические решения и т.д. Строят, как я сказала, уже 21 год, строительство запланировано завершить за 25 лет.





Я приезжаю туда уже раз в шестой, я думаю.Приезжаешь и смотришь, как люди работают (они ещё и рассказывают отлично, ну понятно), что нового. Каждый раз, по мере продвижения строительства, появляются новые ремёсла. В этот раз посмотрели, как работает чеканщик монет, послушали его объяснения, на мельницу сходили. Всё очень аутентично (из современного - только некоторые защитные средства: обувь, иногда каски), единственное, лица у большинства ремесленников неправдоподобно интеллигентные.
В статье в Википедии есть фото "год за годом", можно сравнить. А я покажу, каким Гедлон был в прошлые выходные, 29 июля 2017 года.

Замок строится...




















...украшается...










...живёт...





...шутит...



Когда теперь снова приедем?

Из замка мы отправились в Saint-Sauveur-en-Puisaye. Тут надо пояснить, почему я так рвалась в этот дом-музей. Я не могу сказать, что я вот такая прямо поклонница Колетты. Нет, я её читала (и даже довольно много - посмотрела по библиографии, удивилась, даже больше романов читала, чем сама вспомнила), тем более, что её преподаватели французского советуют читать, "потому что у неё стиль!" (забегая вперёд, скажу, что по следам этих поездок я решила прочесть не читаных ранее Claudine... и мое мнение не то что изменилось, но я ужасно жалею, что не прочла их раньше!) Во всей этой истории меня привлекал не писатель, а дом-музей. Вот люблю я дома-музеи, всегда любила, и только во Франции поняла, как же мы ими были в эсэсэсэре избалованы. Редкость это во Франции, но когда найдёшь - всегда очень хорошо. В каком чудесном доме-музее Жорж Санд в Ноане мы побывали в прошлом году, замечательный дом-музей Луи Пастера в Арбуа... Правда, в  Безансоне я не пошла в музей Гюго - мне не понравилось, как нам его описали, мне недостаточно подлинных стен, мне хочется воссозданной обстановки, не обязательно подлинной, пусть будет просто d'époque. И в других была, и ещё есть у меня на примете, но в принципе, они совсем не на каждом шагу, надо ещё поискать (а иногда и заранее планировать посещение, потому часто это "по договорённости", а иногда вообще просто не для всех). Я даже начала тематическую карту в Гугл Мапс составлять.

И вот этот музей Колетт. Дом, в котором она родилась, тщательно и с любовью воссозданный энтузиастами, краеведами, исследователями и иногда чуть не частными детективами, задуманный как дом-книга


Улица, на которой он находится, была переименована в улицу Колетты, и табличку сделали красивую:


Обстановка в доме воссоздана замечательно, но фотографировать нельзя. Вот фотография с сайта - рабочий кабинет и библиотека капитана Колетт(а):



Ещё одно фото из интернета:


С капитаном Колетт(ом) возникает кстати лингвистическая запинка, ведь Колетт - это фамилия. Самой писательнице эта фамилия так нравилась, что предпочитала, чтобы к ней так, по фамилии, и обращались (а не по имени Габриель Сидони). Фамилия совпадает с женским именем, по-русски для передачи такого имени мы имеем право использовать форму на -а, что всегда и делалось, и Колетта отлично склоняется. А вот для фамилии нужно сохранять форму Колетт. И уж если вдруг склонять вместе с капитаном, то по мужскому роду.
Других фотографий на сайте нет, я попробовала сделать скан фотографий (хороших) из буклета, но качество ужасное. Вот кое-что ещё из интернета

La "tanière" Колетты:



Спальня родителей:



Комната старшей сестры, ставшая впоследствии комнатой Колетты:





Салон:



Тот же салон во время открытия музея, с Бернаром Пиво, который тут вполне уместен:



Столовая:



В саду (а сады для Колетты важны не менее, а то и более дома) снимать можно:





Садоводы, будьте бдительны! Вот что может сотворить с оградой вашего сада двухсот- (а то и трёхсот-)летняя глициния!


("Toute ma journée s'écoule à chercher, pas à pas, miette à miette, mon enfance éparse aux coins de la vieille maison; à regarder, aux barreaux de la grille qu'a tordue la glycine puissante, changer et pâlir, puis violacer au loin de la montagne aux Cailles." - Colette, Claudine en ménage)

В общем, мне очень понравилось. В деревне организуют специальные прогулки "По следам Колетты" и ботанические прогулки, связанные с Колеттой, и масса мероприятий проводится, а в замке есть Музей Колетты (не дом-музей, где мы были, другой). Про этот музей я думала, когда составляла программу, но побоялась, что будет слишком много - это и правда, было бы много, но всё же жалею, что мы там не побывали.

Ах да, музейный магазинчик мы осмотрели конечно, он мне очень понравился:



"Замечательные женщины"! Найдите Джейн Остин, Вирджинию Вульф, Эмили Дикинсон...



А купила я вот такую книгу - я просто глазам не поверила, не знала, что существует в точности, что мне нужно, и карта в Гугл Мапс может подождать:




И завершение вечера!



Лена elmak рассказала бы вам об этом лучше, но я попробую (а она поправит в комментах, не сомневаюсь).
Спектакли-кабаре Комеди Франсез ставятся и проходят в маленьком зале Studio-théâtre (place Colette в заголовке - адрес Комеди Франсез, Studio-théâtre не совсем по этому адресу, хоть и рядом), . Это песенные спектакли, они не возобновляются и не транслируются (недавно на Франс 3 было "Кабаре Виана" с актёрами Комеди Франсез - да, за основу  там было взято кабаре в Studio-théâtre, но это всё же была телеверсия). Кабаре были разные - посвящённые помимо упомянутого Виана (на этот спектакль мне посчастливилось сходить) Брассенсу, Лео Ферре, Барбаре...
Про кабаре Interlope я не слышала, поэтому обратилась за справкой к Лене elmak, которая сказала, что оно шло осенью 2016 года, пользовалось грандиозным успехом и у публики и у критики и даже (невероятно!) будет возобновлено (так оно и есть, см. программу КФ на следующий сезон).  "Interlope" трудно перевести одним словом, оно обозначает что-то сомнительное, подозрительное, возможно не вполне легальное, часто связанное с двусмысленной сексуальностью. Я посмотрела видео, что смогла найти в интернете,

image Click to view



нашла также программу спектакля в Studio-théâtre. Тематика понятна, но честно говоря, представить, каким был этот спектакль, было трудно. Ещё труднее  было представить, каким может быть его "рецитальная" версия "на двоих" - в спектакле в Saint-Sauveur должны были участвовать те же двое музыкантов, что и в Париже (пианист Бенуа Юрбен и контрабасист Оливье Море), но только двое актёров вместо четырёх, а именно Серж Багдасарян (он же постановщик спектакля) и Вероник Велла. Обоих я в театре уже видела, оба участвовали и в Кабаре Виана. Поют они хорошо, но как это будет - просто будут по очереди петь песни из спектакля?
К тому же ближе к делу стало складываться ощущение, что актёров будет не двое, а вообще только Вероник Велла - что и подтвердилось буквально накануне. Ещё непонятнее...

Спектакль проходил в Оранжерее замка. (Замок - это там, где Музей Колетты, который не дом). Бывшей оранжерее, разумеется, причём настолько бывшей, что внутри это выглядит как типичнейшая salle des fêtes  в любой деревне, с соответствующей сценой. Поверить, что на эту сцену поднимутся актёры Комеди Франсез, было трудно, хоть у меня в руках была программка (как положено, распечатанный на цветном принтере и сложенный вдвое листочек А4), а декорации на открытой сцене не оставляли сомнения в том, какой будет спектакль. Даже вид устраивавшегося в первом ряду на неудобном пластмассовом стуле Ламбера Вильсона не помогал отогнать ощущения, что сейчас тебе покажут любительский спектакль силами местных лицеистов.
Но вот появилась она! Стала переодеваться, переходя из роли, в которой вышла, в другую роль (оставаясь в которой, она сыграет ещё много других), разговаривая с публикой, вот первая песня Garçon manqué Жюльет (в программке её приписали Гийому Аполлинеру, но нас не проведёшь, правда ведь, sova_f?)

De la place Colette au pays de Colette... У меня просто нет слов, чтобы описать, какой была на сцене Вероник Велла. Песни  из спектакля в Studio-théâtre почти все, часть текста совершенно очевидно тоже. Понять, каким был спектакль в Studio-théâtre, по этому рециталу невозможно. Можно предположить, каким бы мог быть этот рецитал на двоих, если бы Серж Багдасарян всё же участвовал. Но при всём моём уважении к его таланту, как хорошо, что она была одна! Наконец-то я смогла её разглядеть именно как актрису. И как она выкладывалась, сколько отдавала зрителям! Это был истинный театр песни и театр одной актрисы. И неважно, что неудобные стулья в Orangerie du сhâteau, забываешь, что ты  в маленькой бургундской деревушке с населением меньше тысячи человек (никакого презрения в моих словах, я наоборот с восхищением отношусь ко всему, что им удается делать! Просто если для кого гламур​, бархат и вечерние платья - обязательная составляющая театра, то мы о разных театрах), чудо театра состоялось! Потрясающе!

guédelon, france, comédie française, saint-sauveur-en-puisaye, comme ça me chante, colette, театр, province

Previous post Next post
Up