Как я осваивала аудиочтение

Aug 08, 2017 15:56

Мне нужно и хочется (!!!) писать о книжках, тем более последний отчёт здесь был про книжку, прочитанную ещё в апреле. Но прежде чем продолжать (хронологически - ничего не могу с собой поделать), я решила сделать пост о пропущенных книгах - собственно, они и были пропущены,чтобы вместе о них рассказать. Судя по всему, час настал.
Объединяет их всех то, что я их читала не глазами, а ушами - слушала аудиокниги.
Мало того, что на аудиокниги сейчас мода, но я всё больше слышу от весьма уважаемых мною людей, что они какую-то книгу не читали, а слушали в аудиоформате.
Мода на аудиокниги меня удивляет - мне казалось, что так или иначе они всегда существовали Были на радио радиоспектакли или Театр у микрофона, но были именно что чтецкие передачи. И пластинки были с литературой, чаще поэтические, но всё же были.
Другое дело, что эти литературные чтения на радио никогда не были для меня средством "прочитать" книгу полностью. Выхватывались какие-то кусочки (то время, пока ты на кухне, где радио всегда включено), они могли заинтересовать, подвигнуть на чтение всей книги - но уже настоящей.
Или вот на французском радио Франс Интер есть чудесная передача актёра Комеди Франсез Гийома Гальена Ça peut pas faire de mal, в которой он читает отрывки из книг или даже иногда делает такой обзор творчества какого-нибудь писателя. Я эту передачу очень люблю, но опять-таки воспринимаю её либо как восхитительное перечитывание (потому что тут бонус, превосходное актёрское чтение, причём актёром, любящим и знающим литературу), если она посвящена известной мне книге, либо она меня может подтолкнуть к чтению чего-то незнакомого.
Но вот так, чтобы довериться чужому чтению совершенно незнакомого текста... Мне казалось, что это не для меня.
Тем не менее, время бежит всё быстрей, количество прочитанных (а главное - непрочитанных!) книг меня не удовлетворяет, к тому же есть такие промежутки времени, которое я считаю потерянным (уборка, готовка, вождение машины...) - читать бумажную книгу во время этих занятий невозможно, но вот слушать? Я в общем-то и так слушала, но подкасты. А если всё же попробовать книги?
Надо сказать, что сильнее всего к слушанию аудиокниг меня подтолкнул пример sova_f - даже если  наши литературные вкусы и оценки не всегда совпадают и нередко расходятся (в отличие от музыкальных), совершенно ясно, что она настоящий читатель, причём такой, который любит не только читать, но и поговорить о книгах, то есть - мы одной крови!

Но одно дело вдохновиться примером, другое дело начать.Начать - значит выбрать книгу, и к этому выбору я подошла со всей серьёзностью. Выбрать надо было  так, что если вдруг окажется, что аудиочтение мне не подходит, чтобы оно мне книжку не испортило. И чтобы всё-таки сюжет держал в напряжении, потому что как можно, самой того не заметив, отвлечься во время чтения на что-то постороннее, мне хорошо известно.
Неизвестная книга, сюжет которой будет держать в напряжении - ясно, что это должен быть детектив. Оставалось выбрать автора. Я решила дать шанс Елене Михалковой. Этот автор меня почти интригует. Дело в том, что я довольно часто читала её посты в ЖЖ и сейчас иногда читаю в ФБ, и мне очень нравился и её юмор, и её стиль. Это так легко, изящно, метко и колко (была бы позлее - почти Колетта!) И я даже не сомневалась, что буду в восторге от её романов, но прочла один - и разочарование. Даже хуже - никак. Плоско, чистенько, и даже не очень интересно.
Я решила дать Елене Михалковой аудиошанс. К тому же мне говорили, что иногда книга как текст не идёт, а в аудиоформате вдруг поворачивается новой стороной.



Ну и что из этого вышло?
Эксперимент показал, что необходимости в нём не было. Знакомиться с творчеством Елены Михалковой я на этом прекращаю, хоть и обидно за неё же-автора блога... Аудиокниги ничему не способствуют - там, где в текстовом формате я бы пролистала страницы горстями, в аудиокниге вынуждена всё рано слушать. Чтица (Татьяна Ненарокомова) неплохая, то, что она пытается изображать разные голоса - необходимо, наверное, но в итоге манера говорить у всех всё равно примерно одинаковая (и неестественная - диалоги в романах отличаются от настоящих диалогов или диалогов в фильмах и пьесах, но когда читаешь, они воспринимаются естественно, зато когда их начинают изображать голосом, то выходит неестественно и странно). К тому же роман и так написан в жанре ТКП, это псевдодетектив, в котором главное не детектив, а нескончаемая еда, ностальгическая дача и невероятная милость и душевность, а чтица добавляет ещё сладости и сиропности, зачем-то начинает шепелявить и иногда чуть не сюсюкать. Последние страницы файлы просто невыносимы. Моя оценка на Гудридзах 2/5.
При этом от аудиочтения этот опыт меня не отвратил, я решила его продолжить.

Сохраняем жанр детектива и меняем автора, берём другого, тоже вызывающего у меня недоумение. Я уже читала книги Татьяны Устиновой, особого восторга эти истории золушек, встречающих принца-олигарха у меня не вызывают, мне даже скучновато их читать (я и не читаю). Нет, было интересно один раз, когда я специально выписывала каждое упоминание о приёме пищи - мне и самой было ясно, что их много, и что это характерный признак совр. русской литературы (а не только женских детективов, уверяю вас), но результаты превзошли всяческие прогнозы.
А удивляет меня то, что в разных передачах про книжки я слышу от разных журналистов и  критиков, что вот конечно женская литература, но вот какой же замечательный у Устиновой русский язык! Ну, не знаю, сама Устинова кстати мне очень даже симпатична, насколько можно судить по её участию в телевизоре, и программу Быкова с ней я слушала - респект, но вот язык в книгах... Он, может, хороший, в том смысле, что без ошибок, но про стиль тут сказать нечего.
Поэтому я и решила включить Устинову в мой эксперимент - вдруг я что-то пропустила, а она стала совсем другая? Взяла недавнюю вроде книжку:



И эксперимент с блеском провалился. То, что было объявлено аудиокнигой обернулось аудиоспектаклем, вернее, как они сами говорят "сериалом" - современным (и не всегда удачным) переосмыслением "Театра у микрофона", и потому этот опыт совсем не показательный, но раз уж дослушала, ставлю 3/5 за содержание, литературный уровень оценить не могу..

Для следующего аудиочтения я опять сменила автора, сохранив жанр. Впрочем - сохранив ли? Действительно, когда говоришь "Маринина", сразу думаешь про автора детективов. Но она ведь написала уже и другие романы - многотомные семейные саги на фоне истории страны, причём я уже и читала кое-что, и "Тот, кто знает", и трёхтомный "Взгляд из вечности". Хотя конечно были в них  и тайны, и сложные сюжетные переплетения, и кучи скелетов в шкафах.
Вот такой роман я и  выбрала, как оказалось.





Помогло в выборе и то, что читает этот трёхтомный (а значит и многочасовой) роман известный мне Игорь Князев - чтец от бога! Мне кажется, писатели должны вставать в очередь, чтобы именно он их книги читал, в его исполнении можно слушать всё!
А книга Марининой мне понравилась. Я понимаю, что по-снобски надо на Маринину морщить нос, но вот если объективно судить? История увлекательная (третий том похуже, я первым двум поставила 4/5, а третьему 3/5, но в принципе это остаётся положительной оценкой), это прямо сериал с точки зрения сценария. Исторический фон - куда как интересый, от середины девятнадцатого века до наших дней. И я не припомню книги, где бы, пусть в популяризаторской форме, нам, мало образованным в этой области, рассказывали об истории права и юриспруденции в России. И про медицину там очень интересно, и про еврейский вопрос неожиданно много. Жанр можно определить как "повторение пройденного" или "повторение прошлого" плюс познавательность.
История, да, но и нравственные вопросы, которые приходится людям решать в рамках профессии и вне них. Я когда здесь писала про книгу Лорана Сексика, как раз вспоминала Маринину - и сравнение не в пользу Сексика.
Разумеется, можно соглашаться или не соглашаться с некоторыми взглядами или анализом или выводами Марининой (хотя я бы не спешила не соглашаться, в любом случае это интересно читать, и взгляды и мнения большинства - ну ладно, определённой части -  населения там очень даже хорошо показаны). Можно упрекнуть в том, что некоторые сюжетные линии она забрасывает, некоторые сюжетные узлы распутывает слишком быстро, а то и разрубает - но ещё раз, сюжет функционирует по законам сериала (а когда аудиочитаешь, это особенно хорошо ощущается), и если хотите увлекательного чтения, книжку нельзя не рекомендовать.

А с точки зрения возможности аудиочтения, именно эта книга подтвердила - да, можно. В этой книге много имён и дат, иногда в них путаешься или забываешь. Сначала я подумала, что это как раз проблема аудиоформата, но потом поняла, что и при чтении формата было бы то же самое, только там можно пролистать назад или поискать в электронной книге. Ну так я это очень быстро поняла и имела при себе текстовую версию, если надо что уточнить или освежить в памяти.

И раз эксперимент удался, я следующей аудиокнигой решила взять что-нибудь из проверенной серьёзной литературы, а именно "Фрегат Палладу" Гончарова.



Про свои отношения с этой книгой я оказывается даже в ЖЖ уже писала, последний подход был в 2012 году. И тогда это был удачный подход... именно благодаря тому, что книгу я слушала! Но он был ограничен, потому что у меня было только несколько отрывков. А на этот раз я прослушала всю книгу полностью. Правда, не знаю, кто был чтец в той шестилетней давности записи (мне кажется даже, что это был мужской голос), тут читала Валерия Лебедева - она конечно техникой чтецкой владеет, но всё-таки не всё мне в её чтении нравилось. К тому же я впервые столкнулась с ситуацией, когда читают сноски и примечания, прерывая текст - это очень дискомфортно (тем более, что часто и не нужно).
А сама книга - это просто наслаждение! Я даже не ожидала. Конечно, она читается не так, как в эпоху Гончарова и даже не так, как воспринималась бы лет двадцать пять назад. Но как интересно читать наблюдения русского барина, которого, практически как бедного хоббита, выдернули из уютного домика, посадили на фрегат и отправили в кругосветное плавание. Любознательный и доброжелательный, но очень часто высокомерный и покровительственный взгляд, абсолютная убеждённость в превосходстве России во всём и надо всеми, желание реорганизовать Японию, Британию и Южную Африку иже с ними. Много про еду, одежду. Описывает он всё это очень хорошо, особенно внешность людей и интерьеры. Но лучшие страницы - это когда он вдруг подробно вспоминает Россию, и где-то там в Африке или Азии вдруг начинает описывать русскую деревню, страница за страницей - и эти страницы лучшие, потому что в нём просыпается литератор, а ведущий дневник путешественник уходит немного в тень. Очень-очень интересно, повторюсь - получила истинное наслаждение. И да, ещё это такая лингвистическая музейность - наблюдать, как изменилось словоупотребление, а некоторые слова вдруг звучат почти чрезмерно по-современному.

После Гончарова я решила считать эксперимент завершённым и давшим положительные результаты, а посему включить аудиочтение в обычную практику. О чём стоит помнить?

1. На сегодняшний день мне кажется, что для аудиочтения подходит книжка любого жанра. Я имею в виду беллетристику и нон-фикшн. Учебники не пробовала.
2. От чтеца зависит многое, лучше, чтобы он нравился, как минимум - не раздражал. Но тут ничего не поделаешь, есть что есть, другое вряд ли будет.
3. Аудиочтение занимает конечно больше времени, чем чтение глазами, но объективно говоря, в течение обычного дня можно найти больше времени и случаев, чтобы слушать запись. Особенно это заметно, когда книга по-настоящему увлекательная, времени откуда-то находится ещё больше.
4. Не стоит забывать, что в отличие от чтения глазами, пролистать не очень интересные места не получится. А вот заглянуть назад можно - достаточно иметь и печатный текст, именно для справок, выписок или перечитывания отдельных пассажей. Больше того, наличие печатного текста я считаю почти обязательным условием... ну во всяком случае, комфортность аудиочтения благодаря этому значительно повышается.
5. Аудиочтение позволяет читать несколько книг одновременно (раньше я этого никогда не делала), как минимум две - одну глазами, другую ушами. Но лучше выбирать разные жанры, авторов разных национальностей, разные языки, пару фикшн/нон-фикшн.
6. Бросить неинтересную аудиокнигу психологически гораздо проще, чем текст (для меня очень сложно бросить начатую книгу, даже если я мучаюсь). Почему не знаю, но факт.
7. Возможно я про что-то забыла или что-то ещё не осознала, со временем дополню.

елена михалкова, татьяна устинова, александра маринина, чтение, аудиокниги, и.а.гончаров, книжки

Previous post Next post
Up