Руту Модан [רותו מודן] происходит из династии врачей: мать, профессор Михаэла Модан, специализируется в области диабетологии, отец, профессор Барух Модан, знаменитый онколог, занимал высокий пост в израильском министерстве здравоохранения. В семье было три дочери: старшая пошла по родительским стопам, посвятив себя педиатрии, младшая стала известной актрисой и певицей. А Руту, средняя дочь, поступила в академию искусств «Бецалель» и закончила её с отличием. В сотрудничестве с иллюстратором Йирми Пинкусом (он теперь в «Бецалеле» кафедрой заведует) она выпускала израильское издание американского сатирического журнала Mad, впоследствии же вместе с тем же Пинкусом основала авторскую группу комиксистов Actus Tragicus.
И в составе группы, и индивидуально Руту Модан получила немало наград и почётных званий. Её первый полнометражный графический роман «Выходное отверстие раны» [קרוב רחוק], посвящённый поиску человека, пропавшего после теракта, например, получил Премию Айснера за лучший новый комикс. В том же 2007 году рисованные истории Модан о семье, детях и семейных дрязгах систематически выпускались на сайте New York Times в английском переводе. Важной героиней этих забавных эпизодов, собранных позднее в книгу «Смешанные эмоции» [Mixed Emotions], была бабушка художницы с отцовской стороны, женщина невероятной силы характера и невыносимой, как зубная боль при пульпите, мудрости. Прошлое у неё, как и у многих израильских бабушек, было тяжёлое -- Польша, немецкая оккупация, бегство в Палестину.
Семь лет спустя бабушка вернулась в образе почтенной израильской матроны по имени Регина Сегал. Эта много повидавшая, решительная пожилая женщина, похоронив любимого сына (Барух Модан умер в 2011 году) пускается в далёкое путешествие на родину, в Варшаву. Её цель - вернуть жильё и имущество, утраченные после эвакуации. Власти обещали реституцию? Мика, едем! Впрочем, в продолжение поездки внучка Мика, тоже личность непростая, ершистая, понимает, что не в варшавской квартире тут дело...
Книга потрясающая. Модан не боится быть сентиментальной, едкой, драматичной, лапидарной, позволяет и себе, и читательницам испытывать какие угодно эмоции, но шаг за шагом подводит к возвышенному финалу, которого ждёшь и которому всё равно не веришь. Бабушка, конечно, звезда. Вот характер! Читала, всё свою бабушку вспоминала. Она, кстати, тоже в последние годы говорила: вот бы по родным улицам хоть пройтись. Я, наивная, стала организовывать поездку, а бабушка сказала:
- Оля, не надо. Я чувствую, что если туда попаду, то сразу умру.
Так и не увидела она своего дома на Большой Зелениной.
- Так должно быть по справедливости.
- Какая справедливость? Квартира - справедливость? Справедливость - это только если здесь все сейчас возьмут и оживут.
«Имущество» - первое произведение Руту Модан на русском языке. Да здравствует издательство «Бумкнига», мой поклон переводчице Е. Байбиковой, и хочется больше и больше таких глубоких, умных работ женского авторства.