"Лиловый цветок гибискуса" Чимаманды Нгози Адичи

May 25, 2018 07:57

Свершилось: два месяца назад в небольшом издательстве "Аркадия" вышел на русском языке первый роман Ч. Н. Адичи, "Лиловый цветок гибискуса" [Purple Hibiscus]. С него и началась её писательская слава, и, наверное, он станет моим любимым. Пусть не такой масштабный, как "Половина жёлтого солнца", не такой остро-критичный, как "Американа", но удивительно свежий и живой, дышащий. Он похож на воспоминание.


 

Тётушка Ифеома, воплощение благоразумия в собственном смысле, благого разума -- тёзка матери Адичи и тоже работает в университете города Нсукка. Правда, она преподаёт, а Ифеома Адичи была архивариусом: первой женщиной-архивариусом вуза в стране. Главные героини -- Камбили и её жёлчная кузина Амака одного поколения с самой романисткой, родились в конце семидесятых, воспитаны в католической вере. Теракты, студенческие бунты, обыски -- это всё их общий опыт. По национальности они игбо. Игбо ещё недавно боролись за независимость, за республику Биафра, были побеждены и понесли огромные потери. Это тоже общий опыт.

В унизанное звёздами небо стали подниматься густые клубы чёрного дыма. Раздался звон битого стекла.
-- Мы говорим: нет старшему администратору! Пошёл прочь! Вы не хотите нас слушать? Придётся!
Пение сопровождали крики и визг. Потом послышался голос, который повёл соло, и толпа возликовала. Порыв прохладного ветра, пропитанного едким дымом, донёс до нас с соседней улицы обрывок пламенной речи на ломаном английском языке:
-- Великие львы и львицы! Разве мы много хотим? Нам нужны политики в чистых трусах! Есть трусы у президента? Чистые трусы? Нет!

Камбили -- набожная и кроткая, немножко заикающаяся семнадцатилетняя школьница, первая в классе по всем предметам. Она трогательно любит старшего брата, заботится о болезненной и хрупкой маме, глубоко почитает отца. Камбили всегда очень скромно одета: юбка до полу, длинные рукава, высокий ворот. Под одеждой такие синяки и кровоподтёки, что перед их лиловостью меркнут даже цветки редкостного гибискуса. Перекличка названия со знаменитым романом "Цветы лиловые полей" [Colour Purple] Элис Уокер не случайна: речь пойдёт о семейном насилии.

При всей драматичности темы пессимистическим "Лиловый цветок гибискуса" не назвать: слишком много красоты на его страницах. Цветущие сады, пение, музыка (Фела Кути, Оньека Онвену, уже слушаю), магическая стихия народной речи. Люди тоже красивые и сложные, сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Мучитель, тот понятен, как чугунная гиря ((с) А. Маринина) -- больной человек, психопат эпилептоидного круга. Со слезой во взоре, приговаривая "ты бесценна, доченька, ты должна стремиться к совершенству", льёт бесценной доченьке на ступни кипяток. Личко в "Подростковой психиатрии" приводил пример: юноша, приговаривая "милые, чудные тётушки", выталкивает этих самых тётушек на сорокаградусный мороз без верхней одежды... Проблема, собственно, не в том, что папа гестаповец, а в том, что с этим ничего поделать нельзя. Этакая задача про вагонетку: да, Юджин избивает жену до выкидыша, да, доводит детей до больничной койки, но он даёт места и зарплату тысячам рабочих, повсеместно занимается благотворительностью, обеспечивает школы и больницы, поддерживает церковь, финансирует оппозиционную деятельность, наконец. Он солнышко. Он светит и согревает. А его злополучные жертвы даже профессии не имеют. Так, социальный балласт, как сейчас любят говорить и писать, шлак. И почему бы ради блага всего общества не пренебречь тремя индивидами? Единица вздор, единица ноль! Единицы могут тут возразить, но их комариного писка никто не услышит. Это понимают и Камбили, и Джаджа, и Мама. У них есть только три пути прекратить бесконечные издевательства: бегство, суицид или уголовщина.

Времени, чтобы сделать выбор, остаётся всё меньше и меньше.

Предыдущий пост о книге в сообществе: https://fem-books.livejournal.com/1001087.html

домашнее насилие, Нигерия, насилие, 21 век, религия, взросление, русский язык, подростки, феминистка, Африка, английский язык, роман

Previous post Next post
Up