Я из "опоздавших на празднество Расина", ни одной его пьесы на сцене не видела. Читать читала, но это же не то! Героиня современной французской писательницы Натали Азуле [Nathalie Azoulai], проходила великого драматурга в школе, однако увлеклась им по-настоящему из-за несчастной любви, в разлуке, случайно попав на постановку "Береники". Страдания иудейской царицы, покинутой императором Титом противу её желания и противу желания своего собственного, так потрясли нашу современницу, что она прочла собрание сочинений, невольно затвердив катрены наизусть, задалась целью написать биографию Расина и стала называть себя Береникой, а неверного возлюбленного Титом. Супруга Тита получила наименование Империи... У Фред Варгас есть запоминающийся персонаж, который на нервной почве начинает разговаривать александрийским стихом, цитируя ту или иную трагедию, а то и досочиняя самостоятельно. Береника на него похожа.
Любопытный факт: словарь Расина составляет всего около четырёх тысяч слов.
Из энциклопедии Брокгауза и Ефрона: Человеческую страсть и вообще разные оттенки человеческого чувства Расин наблюдает преимущественно, почти исключительно в женщине, причем ему больше по сердцу и больше удаются (как и при изображении мужчин) характеры энергические, сильные. С трагедией Расина (по замечанию Брюнетьера) начинается в новой французской литературе господство женщины, в противоположность прежним писателям,которые все принижали ее социальное значение. У Расина женщина, в лице Андромахи, Германы, Беренисы, Федры и др., впервые представляется личностью вполне независимой в своих чувствах и ответственной за свои поступки.
Впрочем, для знакомых с реалиями эпохи нет удивительного в том, что мэтр классицизма в романе предстаёт очевидной мужской шовинистической свиньёй. Галантность галантностью, а женщина в то время была ресурсом, средством решения проблем:
Верному другу Никола он жалуется: до чего надоели актрисы -- все так и норовят вертеть им как угодно, стоит размякнуть от их прекрасных глаз и от того, как распрекрасно они его стихи читают.
-- Так перестаньте смешивать работу и любовь. Найдите себе славную жёнушку, которая ничего не смыслит в поэзии.
Жан изумлённо смотрит на него. На что ему такая дура, когда он держит в объятиях живые инструменты с неисчерпаемым диапазоном?
Исключения редки. В абатстве Пор-Рояль, где Расин провёл свои детские годы, женщина -- монахиня или мирская сестра -- занимала чрезвычайно высокое положение, могла быть учительницей, духовной наставницей. Но дадим слово всё той же энциклопедии: Из этой обстановки девятнадцатилетний Расин прямо переходит в парижский свет, знакомится с актрисами, для одной из них, особенно пленившей его сердце, пишет две маленькие пьесы (до нас не дошедшие),проводит целые дни в увеселительных местах со своим новым другом, баснописцем Лафонтеном, и своим образом жизни так устрашает своих бабушек и тетушек, что его снова извлекают из этой греховной среды и усылают в Uzes, под опеку славившегося своими добродетелями священника. По толкованию Азуле, события в провинциальном Юзесе и привели будущего творца "Федры" и "Гофолии" к трагическому жанру... Время требовало трагедии. Но какое значение имеет Расин для нашего времени, возможно ли в третьем тысячелетии жить и чувствовать по его заветам -- этот вопрос остаётся открытым.
-- Если вы не придёте, он будет и дальше ужасно страдать. Как говорят врачи, он не отпускает себя, не даёт себе умереть. Я рассказала им о вас -- теперь даже врачи, представьте себе, знают, кто вы, они уверены, что с этим всё и связано, если бы вы тогда остались, он бы уже... уже ушёл. Лучше бы вы остались, что ли. По десятибалльной шкале его боль достигает 9,5 или даже 9,7. Такую муку невозможно пожелать и худшему врагу.
-- Возможно, -- живо возразила Береника, -- и я молюсь, чтобы его боль ещё усилилась, дошла до 9,9, до 10, пусть с его телом будет то, чего никто не знает, что начинается, когда температура поднимается за 41 градус, пусть его скрючат жуткие конвульсии. Пускай для болей Тита докторам придётся делать новую шкалу.