For want of a nail

Jun 09, 2010 07:50

Если историку требуется объяснить тот или иной факт, чаще всего он делает это прослеживая последовательность событий к нему приведших. Выявляя каузальную цепочку и упаковывая её в форму нарратива. В англоязычной (т.е. главным образом аналитической) философии истории вроде бы все уже отрясли с ног прах гемпелевской модели и более или менее сошлись ( Read more... )

логика, философия истории

Leave a comment

Comments 65

babs71 June 9 2010, 12:02:56 UTC
ИМХО, закономерности обычно проявляются через "стечения обстоятельств". ;-)

Reply


russian_savage June 9 2010, 12:13:25 UTC
Главный вопрос - а почему в кузнице не нашлось гвоздя? Ведь не обознику какому лошадь подковывают, а командиру. До чего ж дошло материально-техническое обеспечение армии если в ней нет даже гвоздей? Тут не удивительно что войско разбегается после смерти командира.

Reply


tarkhil June 9 2010, 12:16:01 UTC
Если королевство пропало от гвоздя - значит, запас прочности системы ушел в ноль.

Reply

mikhailove June 9 2010, 12:18:37 UTC
Совершенно не факт. обычный вариант - внутреннее сопротивление балансировало с внешним воздействием, но последняя соломинка сломала спину верблюду.

Reply

tarkhil June 9 2010, 12:33:35 UTC
Ну, вот "соломинка" и означает, что запас прочности вышел весь.

Reply

mikhailove June 9 2010, 12:55:43 UTC
Да, но нельзя всёё сводить к внутреннему сопротивлению, есть и сила внешнего воздействия.

Reply


che_burashka June 9 2010, 12:21:37 UTC
погружаясь глубже в проблему убеждаешься, что "стечение обстоятельств" не является причиной исторических событий.
Была ли Смута, если бы Годунов прожил еще несколько лет?
Воцарилась бы Екатерина II, если бы Петру III удалось добраться до русских войск в Курляндии, а не сдался бы ей на милость?
Был бы прочным союз Павла I и Буонопарте, если бы заговорщики заблудились в переходах Михайловского замка и не убили русского императора?
Было бы так катастрофично лето 41 года, если бы прогнозы советской разведки были более точны?
Исторические процессы инертны и тяжеловесны, потерявшийся гвоздь лишь создает незначительные флуктуации в потоке событий.

Reply

tarkhil June 9 2010, 12:34:00 UTC
41 - да, было бы практически так же.

Reply

vlad_nick June 9 2010, 13:38:08 UTC
>Была ли Смута, если бы Годунов прожил еще несколько лет?
Спорный вопрос. Понятно, что Лжедмитрию был бы капец. Вопрос - смог ли бы Федор Дмитриевич даже будучи старше на несколько лет и в отстутствие контрпретендента на престол утвердить легитимность династии Годуновых.

Reply

che_burashka June 10 2010, 08:39:52 UTC
Если бы Лжедмитрию был капец, появился бы другой. Ведь в действительности их было несколько и смерть первого не помешала развитию Смуты.
То, что Федору Дмитриевичу вряд ли бы что-либо удалось, подтверждает пример Василия Шуйского, царствование которого кончилось плачевно.
Жизненные судьбы Годунова Бориса, Федора, Отрепьева, Шуйского вряд ли могли повлиять на глобальные социальные процессы, отображением которых стала Смута.
Даже если бы гвоздь не выпал, битва была бы проиграна. А если бы была выиграна битва, то поражение было бы в войне.
И наоборот, никакой гвоздь не может помешать победить сильной армии.

Reply


agasfer June 9 2010, 12:24:18 UTC
Мне больше нравится другой ваш рассказ, про то как "Во-1х, Ваше Величество, у нас не было пороха!"

Reply

3mer June 9 2010, 13:21:34 UTC
По моему это та же история но в профиль.
Мы не выиграли потому, что не было пороха.
А на самом деле не было еще и ядер, мушка на стволе не была пристреляна, артелерист в жизни своей не стрелял ни разу, итд итп.

Reply

agasfer June 9 2010, 18:12:57 UTC
Нет, вовсе не так. История с гвоздем, это когда цепочка уникальных событий приводит к катастрофическому результату, т е "принцип домино." Разумется, мы можем аргументировать, что раз домино упали, то фишка была лишь в том, что они уже стояли соответствующим образом, а вовсе не в том, что упало домино #1. Но с другой стороны, мы видим лишь упавшие цепочки домино, и не подозреваем, что масса других цепочек тоже могла упасть, потому что была расставлена таким же образом. Но не упала, т к домино #1 случайно оставалось стоять. Т е мы приписываем результат свойствам системы, а не отсутствию случайного события ( ... )

Reply

3mer June 10 2010, 07:53:25 UTC
Мне нравится ваш пример с домино ( ... )

Reply


Leave a comment

Up