Если историку требуется объяснить тот или иной факт, чаще всего он делает это прослеживая последовательность событий к нему приведших. Выявляя каузальную цепочку и упаковывая её в форму нарратива. В англоязычной (т.е. главным образом аналитической) философии истории вроде бы все уже отрясли с ног прах гемпелевской модели и более или менее сошлись
(
Read more... )
Comments 65
Reply
Reply
В астрономии события повторяются.
Reply
Reply
Такие требования (необходимость или достаточность) слишком жестки. Вполне разумно и интересно (хотя и значительно сложнее) рассматривать влияния различных действий на вероятности того или иного развития системы.
Reply
Вкратце, говорить о вероятностях имеет смысл только для случайных процессов, и только тогда, когда их можно померить.
Чем-то таким, как я понимаю, занималась клиометрия. Но вышло так, что она не оправдала обещаний сменить собой традиционную историю.
Reply
Слабость цепочки еще не отменяет детерминированности причиной (другой) или причинами. Лошадь споткнулась и не упала? Это ПОТОМУ, что её хорошо учил наездник Пупкин. Командир убит, а битва выиграна? Надо учесть ВЕСЬ комплекс причин: войска заняли правильную позицию, десять лет назад изобрели мушкеты, капитан Пупкин, раненый в грудь, повел в атаку...
Но в хаотическом процессе состояние системы в момент Х весьма определяет её состояние в момент Х+t, но ПРАКТИЧЕСКИ НЕ определяет её состояние спустя характерное время Т.
Вот и с историей как-то так...
Reply
Если помните, разговор был у Иванова-Петрова, о том, что является настоящей причиной изменений в системе.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1317905.html
Reply
>>Надо учесть ВЕСЬ комплекс причин: войска заняли правильную позицию, десять лет назад изобрели мушкеты, капитан Пупкин, раненый в грудь, повел в атаку...
Марк Блок в "Апологии истории" по этому поводу похоже писал: Вообразим, что по горной тропинке идет человек. Вдруг он спотыкается и падает в пропасть. Чтобы этот случай произошел, потребовалось соединение многих детерминирующих элементов. В их числе: сила тяжести, горный рельеф, сам по себе являющийся следствием долгих геологических преобразований; тропинка, которая была проложена, например с целью связать деревню с летними пастбищами. Итак, можно с полным основанием сказать, что если бы законы небесной механики были иными, если бы эволюция земного ( ... )
Reply
Падение будет лишь в данном случае фатальным проявлением закономерности "неосторожности".
Если человек был суперальпинистом (по определию человеком очень осторожным) то будет типичная манипуляция словами- псевдообъяснение ("не было гвоздя") когда проявление т.е. "неосторожность" какого-то фактора (например недостаток сна, или бегущие камни под снегом) будет выдана за причину события.
Написал еще и стер, подожду когда ответите на вопрос о Clayton's book.
Как я понимаю истории не интересен сам процесс "учения на ошибкам предшествеников". Это уже задача политологии и других социо наук которые используют исторические труды (вот такие какие есть) как раз для "подстилки соломки где упадешь".
Reply
Есть такое понятие точка равновесия.
У Системы может быть много точек равновесия.
Но не все они одинаково стабильные.
Некоторые уже при малейшей флуктуации могут быть выведены из равновесия и никогда туда больше не вернутся.
Другие покружат-покружат и возвращаются обратно.
Описать одну причинно следственную связь было бы достаточно если бы все возможные флуктуации совпадали по направлению.
Но на самом деле там много ортогональных флуктуаций и не случись одна, случилась бы другая.
Например не подкова, так стремя порвалось бы у командира, или захворал он, etc.
Или комбинация флуктуаций.
Вот если историк все фазовое пространство может описать. вот тогда да.
Ну, или хотя бы на некотором радиусе от точки равновесия.
А так конечно при узком рассмотрении проблемы, появляется соблазн сказать: вот если бы у нас был гвоздь - мы всех победили бы.
А на самом деле там лес проблем и то что случилось всего лишь первое дерево.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment