В советском музее: Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Маргарет Бурк-Уайт

Nov 05, 2016 12:44

Оригинал взят у gorbutovich в В советском музее: Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Маргарет Бурк-Уайт

В музее - 3
В музее - 1
В музее - 2



Маргарет Бурк-Уайт (1904-1971). Антирелигиозный музей, Москва. Лето 1941 (фотограф находилась в СССР с начала мая по конец сентября 1941) / Margaret Bourke-White. LIFE

По имеющимся сводкам, число музеев в царской России на 1917 (в границах РФ) составляло 213 учреждений, к нему можно добавить около 300 полковых музеев, 100 музеев наглядных пособий, множество кустарных, сельскохозяйственных и прочих музеев. В основном ядре музеев преобладали "научные", находившиеся в системе АН, при университетах, научных обществах, архивных комиссиях и т. д., а также "публичные", т. е. комплексные и созданные с участием общественности.

Особо следует упомянуть такую категорию музеев, как императорские, продолжавшие традицию Кунсткамеры Петра I и Эрмитажа Екатерины II. В современной традиции эти музеи классифицировались бы как национальные, представлявшие собой крупные комплексы музейных собраний различного профиля: Исторический музей и Румянцевский музей в Москве, Русский музей Александра III в Санкт-Петербурге.

После революции 1917 были музеефицированы императорские резиденции и многочисленные аристократические дворцы, получившие характер художественно-исторических музеев мемориального типа ("истории отжившего быта").


2.


Фотограф Роберт Капа (1913-1954). Третьяковская галерея / Robert Capa © International Center of Photography USSR. Moscow, Russia. 1947. The Tretyakov Museum. Source

Коллекции частных собраний были национализированы, частью расхищены, розданы по учреждениям или проданы, но в значительной степени пополнили ранее существовавшие музеи. Количество музеев начало стремительно расти, но тогда же, в течение 1920-30-х гг., распродавались и раздавались и многие экспонаты государственных музеев. Характерной чертой музейной жизни советского времени было также перемещение экспонатов между музеями, в результате чего коллекции музеев оказались лишенными истории.

3.


Robert Capa. 1947. USSR. Russia. Moscow. The Tretyakov Museum. © International Center of Photography

Так, при реорганизациях художественных музеев из столичных собраний в областные города были отправлены произведения искусства с таким расчетом, чтобы каждый музей мог представить каждую из художественных школ; одновременно лучшие предметы областных музеев перемещались в Москву и Ленинград. В любом художественном музее, от Эрмитажа до маленького провинциального, экспозиция строилась (и строится) по "школам", что очень удобно для учебных целей, но совершенно исключает показ реального функционирования этих произведений в разных историко-культурных контекстах.

4.


Фотограф Роберт Капа (1913-1954) / Robert Capa. USSR. Russia. Moscow. 1947. Source

Советский период в истории российских музеев при определенных утратах фактического материала (распродажа части собраний, потери в годы войн, особенно Великой Отечественной) наполнил теорию и практику музейного дела как положительным, так и негативным опытом.

5.


Анри Картье-Брессон (1908-2004). В Третьяковской галерее. 1954. Анри Картье-Брессон посещал Советский Союз в 1954 и 1972/1973 годах / Henri Cartier-Bresson

Концепция "императорского" музея была заменена практикой углубленной специализации музеев, отработана централизация музеев страны, появились музеи нового типа, такие, как историко-революционные или литературные, провинциальные музеи реорганизованы по единой схеме в историко-краеведческие, проводились эксперименты по использованию в экспозициях социологического и тиражируемого материала. Краткий постсоветский период отмечен такими реалиями, как ослабление контроля государства над деятельностью музеев, возвращение проблемы первоначального владения музейными коллекциями, сокращение числа историко-революционных музеев до приемлемого уровня.

[Музей // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002]

6.


Анри Картье-Брессон. В Третьяковской галерее. 1954 / Henri Cartier-Bresson

7.


1954. Анри Картье-Брессон (1908-2004) / Henri Cartier-Bresson

8.


Henri Cartier-Bresson. Soviet Union. Leningrad. 1954. The Hermitage museum. Source

9.


Henri Cartier-Bresson. 1954. Soviet Union. Leningrad. Russian Museum. Officer. © Henri Cartier-Bresson/Magnum Photos. Source

10.


Henri Cartier-Bresson. Soviet Union. Moscow. 1954. Museum of the Revolution. Source

11.


Henri Cartier-Bresson. Soviet Union. Moscow. 1954. Inside the house of Leo Tolstoy. Source

12.


Henri Cartier-Bresson. Soviet Union. Armenia. Erevan. 1972. Guard in the museum. Source

13.


Henri Cartier-Bresson. Soviet Union. Moscow. Army Museum. 1972. Source

14.


Henri Cartier-Bresson. USSR. Moscow. 1972. The Tretyakov Museum. © Henri Cartier-Bresson/Magnum Photos. Source

15.


Henri Cartier-Bresson. Soviet Union. Moscow. Army Museum. 1972. © Henri Cartier-Bresson/Magnum Photos. Source

16.


Henri Cartier-Bresson. Soviet Union. Leningrad. 1973. Russian Museum. Statue of Anna Ivanovna, Empress of Russia. Source

Музеем станет позже:

17.


Легендарный Георгий Костаки в своем доме. 1972. Москва / Henri Cartier-Bresson. Soviet Union. Moscow. 1972. Greek collector George Costakis at home. Source

Греческий подданный, Георгий Дионисович Костаки (1913-1990) родился и большую часть жизни провел в Москве, работал в канадском посольстве. Он начал коллекционирование с произведений голландских художников, но вскоре сменил направление своей собирательской деятельности. Костаки стал первым коллекционером, который понял ценность искусства русского авангарда. Работы, которые современники Костаки относили к "никому не нужному мусору", он приобретал у самих художников и их наследников, тем самым материально поддерживал их. Многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. К концу 1980-х годов собранный "греком-чудаком" "хлам" превратился в одну из самых ценных коллекций в мире.

Его дом был местом, где молодые художники могли познакомиться с произведениями русского авангарда, нигде более не выставлявшимися. Послы, дипломаты, директора крупнейших зарубежных музеев в разное время стремились попасть туда, чтобы увидеть легендарную коллекцию.

Еще в 1970-е годы Костаки мечтал о том, что в России построят музей современного искусства, где будет храниться вся его коллекция авангарда и работы художников альтернативного советского искусства. Напряженная атмосфера, связанная с особым "вниманием" к коллекционеру сотрудников спецслужб, ухудшение здоровья привели к тому, что в 1977 году Костаки был вынужден принять решение о выезде за границу. Он официально предложил советскому правительству принять значительную часть своего собрания в дар. Это предложение было принято, хотя и шло вразрез с официальной политикой в области культуры.

Специальным решением Секретариата ЦК КПСС семье Костаки было разрешено выехать и оставшуюся часть коллекции "в порядке исключения вывезти из СССР за границу". Также было гарантировано право "в случае соответствующего обращения разрешить Г.Д.Костаки и членам его семьи возвращение в СССР с правом на постоянное жительство". Перед отъездом Костаки передал собрание икон в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Уникальную коллекцию народных игрушек Н.М.Церетели, которую Костаки в свое время приобрел и тем самым спас, тогда же подарил государству; в 1990-е эта коллекция стала частью Музея-заповедника "Царицыно".

В Третьяковскую галерею поступила наиболее значительная и ценная часть дара - коллекция авангарда, насчитывающая 142 произведения живописи и 692 графики, в которой представлено свыше сорока имен русских художников. Благодаря пожертвованию Костаки собрание Галереи пополнилось такими шедеврами мирового значения, как "Портрет Матюшина" К.С.Малевича, "Симфония Шостаковича" П.Н.Филонова, "Красная площадь" В.В.Кандинского, "Живописная архитектоника. Черное, красное, серое" Л.С.Поповой, "Пробегающий пейзаж" И.В. Клюна. Избранные работы с середины 1980-х годов присутствуют в постоянной экспозиции музея, а также регулярно экспонируются на выставках в крупнейших музеях мира.

Произведения, официально вывезенные Костаки за рубеж, с конца 1970-х годов путешествовали по миру, преумножая популярность русского авангарда в Европе и Америке. В 2000 году правительство Греции приобрело эти работы, и они стали основой Музея современного искусства в г. Салоники.

[Выставка Георгий Костаки. "Выезд из СССР разрешить…". К 100-летию коллекционера проходила в Государственной Третьяковской галерее с 12 ноября 2014 по 8 февраля 2015]

18.


1972. Константин Мельников в своем всемирно известном доме, расположенном по адресу: Москва, Кривоарбатский переулок, дом 10 / Henri Cartier-Bresson. Soviet Union. Moscow. 1972. Soviet architect, Constantin Melnikov, at home. Source

Дом Мельникова к состоянию музея шел долго, частным жилым домом он продолжал оставаться еще в 2014 году. Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых учрежден приказом Министерства культуры РФ № 350 от 27 февраля 2014 года по инициативе Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и является его филиалом. Этому событию предшествовали многочисленные судебные тяжбы наследников Константина Мельникова за право распоряжения домом Мельникова и творческими архивами архитектора и художника.

Роберт Капа /Robert Capa ранее:
Советские анекдоты. Очень избранное. Часть 2, 2015-06-15
Французская любовь и фотография. Продолжение, 2015-06-24
Анекдотчики и анекдоты об анекдотчиках, 2015-07-15
Советские анекдоты: СМИ и пропаганда, 2015-08-10

Маргарет Борк-Уайт/Бурк-Уайт /Margaret Bourke-White ранее:
Переход от мира к войне. Американские радиорепортажи из СССР июля и фотографии мая-сентября 1941, 2016-05-06
Начало войны в рассказе и фотографиях американки Маргарет Борк-Уайт. Часть 1, 2016-06-27
Начало войны в рассказе и фотографиях американки Маргарет Борк-Уайт. Часть 2, 2016-06-29
Шатия и девки. Русская деревеня: ХХ век, 2016-04-13
Бухгалтерия военной разведки и другие рассекреченные документы кануна войны, 2016-06-22

музеи, фотоистория СССР

Previous post Next post
Up