Сила и немощь: Власть и Святыни

Feb 04, 2010 18:04





Владимирская икона Божией Матери.
1697 г.
Иван Михайлов.
101х73.
ГТГ. Инв. 21470.
Икона происходит из местного ряда иконостаса южного придела церкви Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках на Софийской набережной в Москве. Поступила в Третьяковку в 1933 г. из фонда МОНО.
На нижнем поле чеканной ризы 1805 г., реквизированной из церкви во время изъятия церковных ценностей в 1922 г., была надпись: «Благоволением Творца всяких Господа нашего Иисуса Христа и милостивым благоволением же Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии написан сей образ в лето бытия 7205 (1697) с существеннаго Богородичнаго образа меры и всего подобия с письма евангелиста Луки, что ныне стоит в соборной церкви Ея Успения в богоспасаемом и преименитом царствующем граде Москве. Труды иконнаго сего писания священника Иоанна Михайлова сына. Снято подобие с образа Ея, что писано в лето 7027 (1519) при преосвященнейшем Варлааме, митрополите Московском и всея России. В то время Богородичная икона, что письма евангелиста Луки, благоволила образу своему быть во граде Владимире». По мнению А.И. Анисимова, в 1518-1519 гг. чудотворная Владимирская икона была временно перенесена во Владимир, пока чтимый во Владимирском Успенском соборе рублевский список 1395 (1408?) г., по летописным источникам, пребывал с 1518 г. в Москве на поновлении. Историческая достоверность надписи на ризе 1805 г. косвенно подтверждается припиской на полях Устава церковного о четырех Владимирских иконах Богоматери, три из которых в 1520 г. был отданы во Владимир.

Поводом для сегодняшнего очерка стало экспонирование этой иконы из собрания Третьяковской галереи (правда, с ошибочной датой в экспликации - 1510 г.!) на недавней выставке «Сила и немощь. Святые заступники Европы» в римском Палаццо Венеция, которая завершила свою работу 31 января 2010 г., в один день с официальным окончанием выставки «Слово и образ. Русские житийные иконы XIV - начала XX века» в нашем Музее им. Андрея Рублева, о которой был анонс в сообществе rublev_museum: http://community.livejournal.com/rublev_museum/11277.html. До 1929 г. икона хранилась в московской церкви Софии Премудрости Божией 1682 г. на Софийской набережной, которая в наши дни знаменита тем, что её настоятель - протоиерей Владимир Волгин окормляет президентскую чету Медведевых (см. фото).



Будучи прихожанкой Софийской церкви, супруга Президента России Светлана Медведева, как видно, не очень хлопочет о возвращении чтимых икон своего, прямо скажем, не шибко благолепного пока еще храма, иначе бы они так легко не кочевали с выставки на выставку. А еще либеральные СМИ сокрушаются о всесилии Церкви в российском обществе и сеют панику байками о «церковной реституции»:-)

Позавчера, 2 февраля 2010 г., ок. 18:30 выставку «Сила и немощь. Святые заступники Европы» посетил Папа Римский Бенедикт XVI (см. фото) в сопровождении 2 секретарей и 4 мирянок. Он стал последним из более чем 72000 посетителей этой интереснейшей выставки, которая была открыта 8 октября 2009 г. госсекретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне вместе с итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони. Причем на вернисаже Сильвио Берлускони без тени смущения стал позировать фотографам, став между знаменитыми полотнами со словами, что среди этих европейских святых не хватает только ... его.



Подчас банальная игра слов у политиков оборачивается жизненными драмами, наподобие той, что произошла вскоре с самим Берлускони. Как бы то ни было, экспансивность Берлускони явно импонирует нынешнему главе российского правительства Владимиру Путину, который столь доверяет премьер-министру Италии, что отправлял своих дочек - Марию и Екатерину отдыхать на личной вилле Берлускони Вилла Чертоза на острове Сардиния. Их взаимные симпатии повлияли даже на путинскую риторику, в которой нет-нет да промелькнет пример … св. Франциска Ассизского. Еще в 2005 г., говоря о своих планах на будущее, Владимир Путин сослался на святого Франциска: «Каждый день, как святой Франциск, мотыжить свой небольшой участок - и удача придет». Спустя 3 года, на своём 56-летии, Путин повторил: «Мы должны, как святой Франциск, все время мотыжить свой участок, каждый день». И в этом году, в день св. мц. Татианы, Путин напомнил студентам: «Все мы должны на своем месте, как Святой Франциск, ежедневно мотыжить участок, отведенный нам Богом». Кстати, изображение св. Франциска тоже можно было увидеть на полотне ван Эйка, представленном на выставке в Палаццо Венеция.



Стигматы Св. Франциска.
1432 г.
Ян ван Эйк.
28х33.
Турин. Galleria Sabauda.

Впервые об этой выставке зашла речь на аудиенции Сильвио Берлускони у Папы Бенедикта XVI в июне 2008 г. Посольство Италии при Святом Престоле и комиссия Сан-Флориан епархии Удине вместе с римскими музеями выступили официальными устроителями всей выставки (см. илл.). Целью экспозиции стала попытка ответить на вопрос: Как лучше взаимодействовать и позитивно развиваться западной цивилизации на благо человечества? По мнению кураторов выставки, слова Спасителя «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22, 16-22) указывают на первый шаг в направлении создания надлежащих отношений между светскими и религиозными общинами. Не случайно, вернисаж был назначен на 7 октября, в день битвы при Лепанто, где светские и духовные силы воевали бок о бок ради спасения христианской Европы от турецкой агрессии. Правда, уже во время выставки удар пришел откуда не ждали, когда 3 ноября 2009 г. Европейский суд по правам человека постановил, что распятию не следует висеть на стенах общественных школ Италии.



На этом фоне выставка «Сила и немощь. Святые заступники Европы» стала действенным визуальным напоминанием о христианских корнях каждой нации в Европейском Союзе. В связи с выставкой Монсеньор Джанфранко Равази, Президент Папского совета по культуре, выдвинул тезис о христианской матрице Европы, перефразировав известное высказывание Гете, что христианство было родным языком Европы. Вторя Альберу Камю, Монсеньор Равази задается вопросом: «Можно ли быть святым без Бога? Достаточно ли быть человеком доброй воли?». По его словам, благодаря выставке ясно, что баланс между силой и немощью зависит от принципа религиозной свободы, которая является критерием для правильного понимания светского принципа государства. На вернисаже итальянский министр Фраттини заявил, что Европейский союз не может допускать компромиссов по темам, которые являются частью общеевропейского наследия и самобытности, таким как свобода вероисповедания.

Надо сказать, что свидетельство о вере из уст сотен европейских святых на выставке прозвучало куда как более убедительно, нежели приговор судей из Европейского Суда по правам человека. На выставке было представлено 120 картин величайших художников Старого Света, среди которых работы - Леонардо, Тициана, Караваджо, Эль Греко, Ван Дейка, Тьеполо, Мантеньи, Гольбейна-младшего, Ханса Мемлинга, которые были собраны из музеев и частных коллекций разных стран. Древнерусские иконы новгородского, псковского, владимирского, московского письма с образами преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая, Георгия Победоносца, Бориса и Глеба, апостолов Петра и Павла из собрания Третьяковской галереи, включая Владимирскую икону Богоматери письма Ивана Михайлова (см. выше), соседствовали на выставке с изображениями католических  святых - Франциска Ассизского, Антония Падуанского, Екатерины Сиенской, Жанны д'Арк. Не зря организаторы из Папского совета по культуре подчеркивали, что выставка сможет проиллюстрировать известный тезис предыдущего Папы Иоанна Павла II о «двух частях легких, которыми дышит христианская Европа». Всего на выставке можно было увидеть 70 святых покровителей европейских стран, включая Россию. Причем, если всей Европе покровительствуют 6 святых: св. Бенедикт Нурсийский, свв. Кирилл и Мефодий, св. Бригитта Шведская, св. Екатерина Сиенская и св. Тереза (Штайн), то у России, по мнению Запада, 10 покровителей: св. Апостол Андрей Первозванный, свт. Василий Великий, свт. Николай Мирликийский, свт. Иоанн Златоуст, св. блгв. кн. Владимир, свв. Кирилл и Мефодий, св. Казимир, св. Ангел-Хранитель и св. Тереза из Лизье. Российские СМИ, вскользь упомянув получасовое посещение потификом выставки, постарались придать акцент именно иконам, хотя на самом деле подлинной сенсацией стало экспонирование в последний месяц работы выставки знаменитой картины Леонардо да Винчи «Св. Иоанн Креститель» (см. видео), которую предоставил Лувр.  Благодаря соглашению о партнерстве и спонсорстве между Лувром и Eni шедевр Леонардо был перевезен в специальной витрине в Рим сразу после успешной выставки в миланском Палаццо Марино, где его увидело более 180000 посетителей.

image Click to view




2 марта с.г. Президент России Дмитрий Медведев откроет год России во Франции, в рамках которого в Лувре с 5 марта по 24 мая состоится выставка «Святая Русь. Русское искусство с древнейших времен до эпохи Петра Первого». На ней будет представлено около 400 памятников русского искусства IX - XVIII вв. из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи и других хранилищ. Как стало известно, на выставке в Лувре будут экспонироваться древнейшие иконы из собрания Русского музея, в том числе уникальные «Сошествие во ад» и «Святые Иоанн, Георгий и Власий». По словам завотделом древнерусского искусства Русского музея Ирины Соловьевой, эти иконы «обе написаны в XIV в.» и «помимо собственных экспонатов, Русский музей подготовит к выставке и отправит собственным транспортом в Париж еще около 130 вещей из Музея истории религии, РНБ, БАН, музеев Великого Новгорода, Вологды, Пскова, Сольвычегодска и Кирилло-Белозерского монастыря». Странно, что беспрецедентный вывоз ценнейших икон за границу НИКТО НЕ КОММЕНТИРУЕТ?!



Свв. Иоанн Лествичник, Георгий и Власий.
Новгород.
Вторая половина XIII в.
109х67.
ГРМ. Инв. ДРЖ 2774.
По сообщению реставратора Г. О. Чириков, икона происходит из с. Крестцы Новгородской губернии. В 1919 г. она поступила в Музейный отдел Наркомпроса, в 1920-х гг. находилась в ГИМ, откуда ее распределили в 1933 г. в Русский музей.
Икона состоит из двух липовых досок; видны следы первоначальных торцовых и набивных шпонок. При переделке две доски, на которых написана икона, были неточно подогнаны друг к другу, из-за чего лицо Иоанна Лествичника утратило симметрию. Икона была раскрыта в начале 1920-х гг.

Как видим, икона датируется XIII в., а вовсе не XIV в., как сообщила СМИ Ирина Соловьева. Нашему музейному сайту уже приходилось в статье « Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце» ловить завотделом древнерусского искусства ГРМ И.Д. Соловьеву, мягко скажем, на неточностях даже в подписанном ею провокационном письме Президенту России Д.А. Медведеву с целью воспрепятствовать возвращению Торопецкой иконы Церкви: http://expertmus.livejournal.com/45268.html. Напомним, что, раздувая скандал вокруг Торопецкой иконы, ангажированные СМИ вовсю тиражировали заверения «экспертов» Г.В. Попова и Л.И. Лифшица, что подобные «самые старые иконы» даже трогать с места нельзя. Но те же СМИ скрыли от народа, когда директор ЦМиАР Г.В. Попов захотел поучаствовать в «холдинге» с американским частным музеем Соломона Гугенхайма в Лас-Вегасе и «предложил включить в список памятников, который был подготовлен для выставки на Манхеттене, никогда ранее не вывозившиеся из страны бесценные иконы второй половины XIV в., ряд икон XV в.»: http://expertmus.livejournal.com/45730.html. Похоже, сейчас повторяется та же самая история после умелой манипуляции общественным сознанием якобы радением за «национальное достояние», которому угрожают … «попы». Да, вовсе не попы, а поповы - вот кто главная угроза для русских святынь! Именно кучка искусствоведов, мнящая себя «экспертами с мировым именем», пытается беззастенчиво распоряжаться православным наследием всей нашей Церкви, которое было беззаконно реквизировано. Нынче беззаконие лишь множится, когда ложь на лжи ложью погоняет. Чтобы сорвать запланированную на июль 2010 г. передачу Спасо-Елеазаровскому монастырю на временное хранение чудотворной иконы «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из экспозиции псковского музея-заповедника ( http://community.livejournal.com/rublev_museum/12378.html), всё та же жалкая кучка «экспертов» заявляет, что икона не может быть передана Церкви, т.к. она «нуждается в научном изучении, поскольку была раскрыта в начале 1920-х гг.». Выходит, «Святые Иоанн, Георгий и Власий» XIII в. из ГРМ в таком «изучении» не нуждаются, раз икону с легкой совестью отправляют в Лувр. Кстати, у этого древнейшего образа тот же самый изъян сохранности, что и у чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, ведь две доски, на которых написана икона «Святые Иоанн, Георгий и Власий», неточно подогнаны друг к другу. Два года назад, на совещании в ГТГ 17.11.2008 г. именно трещина «Троицы» прп. Андрея Рублева, которая возникла в 1931 г. при хранении в Третьяковской галерее (!), послужила лейтмотивом отказа в удовлетворении просьбы почившего Патриарха Алексия II о временной выдаче чудотворной иконы на праздничные богослужения в Троице-Сергиевой Лавре в год 400-летия ее героической обороны от польско-литовских интервентов ( О «Троице» бедной замолвите слово).

Вот и получается опять двойная мораль: то Лавра, а то - Лувр! Сотрудничаем с европейскими грандами музейного дела, а у себя на Родине творим Бог знает что, даже не замечая руки протянутой музейщикам новым Патриархом. Всё также продолжаются заграничные «гастроли» икон по всему свету при полном игнорировании законных прав Церкви. А ведь еще в 1991 г. Общество ревнителей православной культуры направило российским властям воззвание по поводу коммерциализации культуры:

«1. Законодательно запретить всякую и любую коммерческую дея­тельность с памятниками церковного искусства до 1917 г. до момента возникновения полностью регулируемого и контролируемого художественного рынка. Здесь должно учитываться, что огромное большинство этих предметов находится и в музеях и в частном владении незаконно и похищены у подлинного собственника - Церкви.
2. Законодательно запретить участие сотрудников музеев и тех из минкультовских чиновников, кто связан с учетом и движением памят­ников церковного искусства, в работе сало­нов, аукционов, общественных и благотворительных и любых других организаций, производящих продажу, обмен, покупку памятников церковного искусства.
3. Законодательно запретить участие музеев, хранящих памятни­ки церковного искусства, в любых предприятиях и мероприятиях, использующих понятие коммерческой тайны. В частности, ни один предмет церковного искусства не может быть использован в коммерче­ских выставках, как в стране, так и за рубежом.
4. Законодательно должны быть сняты с учета в обменных фондах музеев все предметы церковного искусства.
5. Для некоммерческой выставочной деятельности за рубежом не могут быть использованы памятники церковного искусства, являющи­еся Святынями (чудотворные, чтимые, содержащие части мощей и т.д.), а также любые произведения церковного искусства до XVII века.
6. Законодательно должно быть закреплено право представителей Церкви и церковной общественности немедленно иметь доступ к сведениям об аукционах, вывозе и любых других движениях предметов» (Святыни и культура. М., 1992. С. 94-95).

Паки и паки приходится возвращаться к тому, что необходимо начать коренной пересмотр взаимоотношений государства и Церкви в области охраны памятников культуры, о чем не раз шла речь в наших статьях « «Торопецкая», «Боголюбская» etc. - как избежать провокаций?», « Где место святыне - в храме или музее?» и др., и внести безотлагательные изменения в законодательство с учетом того, что внебогослужебное использование Святынь Церковь всегда оценивала как святотатство: http://expertmus.livejournal.com/49622.html. Лишь неверием можно объяснить и нынешний конфликт, когда многими не допускается даже мысль о том, что Церковь может достойно сохранить и приумножить сокровища культуры. Только так может родиться идея, что Церкви следует вернуть 95% вещей, состав­ляющих фон музейного хранения (XVIII - нач. XX вв.), но ни в коем случае не Святыни (которые одновременно есть и шедевры) - мол, «темные попы» раритетов человечества недостойны, не понимают и сохранить не смогут, будто раритеты были созданы не в Церкви и не для Церкви. Именно Церковь вызывает к жизни величайшие творения, ибо Ее свойство - одухотворять личность, вводить ее в икономию - делать соучастницей Божественного домо­строительства. Святыни Церкви не воспроизводятся и не заменяются ни списками, ни, тем более, профессиональными копиями, потому что Святыни есть, прежде всего, факт наибольшей приближенности к Богу, именно по ним сверяется верность духовной традиции.

И беда российских интеллигентов, что глубокая расцерковленность не дает им понять очевидного: предлагать Церкви копии вместо Троицы, Владимирской, Торопецкой или Боголюбской икон Божией Матери есть кощунство. Выдвижение такого аргумента против возвращения Святынь Цер­кви является попыткой представить Церковь неспособной к сохране­нию культурных ценностей, хотя всем очевидно, что эти ценности создавались веками именно в лоне Церкви, а в предреволюционный период церковная иерархия и православная общественность уделяла самое серьезное внимание сохранению и изучению церковного насле­дия через создание церковных музеев, древлехранилищ, комитетов и комиссий и т.д. Хорошо известно, что изъятие церковных Святынь под предлогом их историко-художественной ценности, по­влекло такие потери для нашей культуры в целом, по сравнению с которыми потери XIX в. несопоставимы. Сегодня главная задача музеев - перестать быть тюрьмой для Святынь, музей должен стать церковным, т.е. перестать кощун­ствовать, перестать лгать, а с трепетом и любовью начать доносить до зрителя духовное содержание иконы. И уж, конечно же, немыслимо должно быть в этом новом музее выставление мощей или чтимых чудотворных образов. При этом не столь важно, органами государ­ственными или церковными управляется этот музей. Главное, что отношение к памятнику здесь должно быть благоговей­ное, духовное, приемлющее веру и молитву пред образом.

Чтобы сотрудникам музея не пришлось читать такие отзывы, какой недавно написал в ЖЖ один из гостей нашего Музея имени Андрея Рублева: «не следует заказывать там экскурсии, как это произошло сегодня. Нет ничего хуже как любоваться иконой эстетически под рассказ очевидно невоцерковленного гида. Значительно больше скажут старушки смотрительницы. В ходе тура услишишь про три типа написания Богородицы - Оранта, Одигитрия, Умиления и, соотвественно, три типа изображения Спасителя: Нерукотворный, Пантократор, в Силах. Ну да, систематизировано, но не более. Я в простоте спрашиваю экскурсовода: вот Вы уже 20 минут рассказываете нам о символике цвета и умиляетесь линиями. А вот честно - чем эта икона ценнеее: ранним происхождением или духовно-художественными особенностями?...»: http://postortodoxy.livejournal.com/80172.html.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


лекторий, досье, святыня, иконопись, расследование

Previous post Next post
Up