Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Умягчение злых сердец», глас 5:
Умягчи наша злая сердца, Богородице, / и напасти ненавидящих нас угаси, / и всякую тесноту души нашея разреши, / на Твой бо святый образ взирающе, / Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся / и раны Твоя лобызаем, / стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. / Не даждь нам, Мати Благосердая, / в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, // Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.
Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Умягчение злых сердец»:
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иконография «Семистрельной» представляет собой переработку на русской почве иконографического типа Mater dolorosa (иображение Mater dolorosa: Kolb, K. Typologie der Gnadenbilder // Handbuch der Marienkunde. Hg. von W. Beinert und H. Petri. Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1984. S. 881. № 31). Иконографический тип Mater dolorosa произошел от изображения Богоматери, предстоящей у Креста:
http://expertmus.livejournal.com/49187.html «Stabat mater» буквально переводится с латыни как «Стояла мать скорбящая» - гимн на латинском языке, описывающий скорбь Богоматери у подножия Креста. Дата написания неизвестна, авторство приписывалось св. Бернару Клервоскому (1090-1153), папе Иннокентию III (1160-1216) и Якопоне из Тоди (1230-1306). С XIV в. используется в Литургии. В 1727 г. Римский Миссал - богослужебная книга - предписал его исполнение во время двух праздников Семи Скорбей Богоматери, а также великопостных молебнов, именуемых Стации. Положен на музыку многими композиторами.
Для литургического понимания Божией Матери у Креста Господня по сравнению с древней, идущей из Византии, практикой изображения этого сюжета на богородичных иконах характерна повышенная эмоциональность. Как писал епископ Вениамин (Милов): «Литургическое творчество находит нужным расширить Евангельское повествование введением сюда описания страданий у креста Пресвятой Богородицы. Через это Церковь получает в литургическом богословии новую, важную и интересную страницу с описанием Богоматернего участия в искупительной жертве Спасителя» (Вениамин (Милов), еп. Чтения по Литургическому богословию. Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1977. С. 213).
В качестве одного из примеров гимнографических текстов, обращенных к Богородице, где вспоминаются Крестные страдания Ее Сына, следует привести крестобогородичные тропари:
http://expertmus.livejournal.com/54017.html Богоматерь представлена по пояс, без Богомладенца, со сложенными в молитвенном жесте руками. В область предплечья воткнуты семь мечей. Семь мечей в груди Богородицы символизируют семь скорбей. В Священном Писании число семь вообще символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д. Существует и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.
Евангельские слова Симеона Богоприимца «И Тебе Самой оружие душу пройдет оружие, - да откроются от многих сердец помышления» (Лк 2, 35) были исходным пунктом для формирования иконографии Девы Марии с семью мечами. В соответствии со словами Симеонова предсказания на «Семистрельной» иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя. Количество мечей, пронзающих грудь Пречистой, в западноевропейской иконографии не было четко установлено и могло колебаться от четырех до семи (Mutter Gottes Maria zu Dättelbach in Frankenland / Kolb, K. Typologie der Gnadenbilder // Handbuch der Marienkunde. Hg. von W. Beinert und H. Petri. Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1984. S. 881. № 30). Известны и такие изводы иконы, на которых изображены шесть стрел или еще дополнительное изображение Младенца Христа на коленях Богоматери.
Иконы с явными западными иконографическими элементами связаны прежде всего с придворной средой. Образ Богоматери «Умягчение злых сердец» появляется в иконостасе Распятской церкви Большого Кремлевского Дворца, расписанном в 1682 г. Василием Познанским (Вьюева Н.А. Живописец Василий Познанский (к истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце) // Русская художественная культура XVII века. Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 8. М., 1991. С. 97-110). Икона «Умягчение злых сердец» располагалась в местном ряду иконостаса Распятской церкви». Такое местоположение указывало на знаковый характер образа и подчеркивало его связь со Страстным циклом.
Появление на русской почве типа Mater dolorosa с семью мечами не был случайным единичным фактом. В это же время возникают т.н. «Пяточисленные молитвы» - благодарственное молитвословное воспоминание болезней-скорбей Божией Матери, составление которых приписывается свт. Димитрию Ростовскому. Вот как описываются эти скорби в предисловии к пяточисленному молитвенному правилу словами, обращенными Богородицей к Иисусу Христу: «Наибольших пять болезней Тебе ради претерпела: первая - егда услышала от Симеона Пророка, еже имел еси убиен бытии; вторая - егда, ищущи Тебе во Иерусалиме через три дня, Тя не видела есть; третья - егда Тя поймана и связана от жидов услышала; четвертая - егда Тя на кресте между разбойниками Распятого видела; пятая - егда Тя видела во гробе полагаема. И рече к Ней Господь: «… Аще кто каждую болезнь Твою на кийждо день прочтет с молитвою Моею … за первую болезнь дам ему познание грехов и жаление о них; за вторую - дам ему всех грехов прощение; за третию - возвращу ему добродетели его, через грехи изгибшия; за четвертую - напитаю его, при смерти его, Телом и Кровию Моею Божественною; за пятую - явлюся ему Сам при смерти его и прииму душу его в живот вечный» (Пяточисленные молитвы. Творение святителя Димитрия Ростовского. Чебоксары, 1996. С. 5-7):
http://www.expertmus.com/2013/01/blog-post_8.html Икона Божией Матери Семистрельная отличается от образа «Умягчение злых сердец» («Симеоново проречение») особенностями иконографии (вместо стрел мечи, расположенные симметрично, в иных изводах на «Семистрельной» «стрелы» пишутся по три с одной и четыре с другой стороны, а на иконе «Умягчение злых сердец» - по три справа и слева, а одна снизу), однако в молитвенной практике различие не проводится, так как относится к одному иконографическому типу. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца - о ниспослании дара терпения.
Празднование иконе в современной богослужебной практике совершается 13/26 августа, а также 2/15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых, когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение злых сердец». В настоящее время в Русской Православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и соответственно объединять дни их празднования.
Напомним, что современная икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), написанная в «Софрино», начала непрерывно мироточить в обычной московской квартире. История мироточения и кровоточения просто потрясает. В 1999 г., перед взрывами домов в Москве, на иконе изменился лик Богородицы, под глазами появились темные круги, в квартире стало пахнуть ладаном. Особенно образ прославился после того, как во время трагических событий в разных частях света -
гибели подводной лодки «Курск» 12 августа 2000 г., взрыве небоскребов в Нью-Йорке, захват заложников на мюзикле «Норд-Ост» и в бесланской школе - на лике Богородицы стала появляться кровь. Медицинский анализ показал, что кровь, источаемая иконой, - обычная, 1 группы. По молитвам верующих от иконы совершаются многочисленные чудеса. Заступничеством Пресвятой Богородицы происходят исцеления тяжелобольных, в том числе от онкологических заболеваний. У супружеских пар, страдающих бесплодием, рождаются дети. Предстательница рода христианского не перестает являть миру Свой покров.
Впоследствии для иконы при непосредственном участии и посильной помощи руководства ФПБР была построена деревянная часовня «Умягчение злых сердец». Часовня приписана к храму Архангела Михаила, с. Летово, где настоятелем служит протоиерей о. Димитрий Кувырталов. Однако в храме икона пребывает не постоянно, и за последние годы она побывала во множестве поездок, в том числе в США, Австралии, Австрии, Германии, Чехии, Греции и других странах Европы. Непрерывно мироточащая икона уже побывала не только в разных городах России, но и в США, Австралии, Австрии, Германии, Чехии, Греции и других странах.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2011-2015.