Валентин Распутин в защиту Музея имени Андрея Рублева

Mar 15, 2015 14:40

Всемирно известный русский писатель, которого при жизни называли «совестью русской интеллигенции», Валентин Григорьевич Распутин отошел ко Господу 14 марта 2015 г. в Крестопоклонную неделю Великого поста .

Распутин родился 15 марта 1937 г. в крестьянской семье в с. Усть-Уда Иркутской области. После окончания школы он поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет, параллельно работал в молодежной газете внештатным корреспондентом. После окончания университета продолжил работу в газетах Иркутска и Красноярска.

Первый рассказ Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 г. в альманахе "Ангара". Там же начали публиковаться рассказы и очерки будущей книги писателя "Край возле самого неба", которая была издана в Иркутске в 1966 г. Следующая книга его рассказов "Человек с того света" увидела свет в 1967 г. Свои лучшие произведения: "Уроки французского", "Живи и помни", "Прощание с Матёрой", "Век живи - век люби", "Пожар" Распутин написал в 1970-1980-е гг.

С началом "перестройки" Распутин включился в общественно-политическую борьбу, став активным защитником озера Байкал, но был глубоко разочарован подлой изнанкой власти в России: "Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным… Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди ещё годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали".

Если кто смотрел известный советский фильм «У озера», то наверняка помнит, что он посвящен спасению озера Байкал от промстоков. Как раз во время нашумевшей стычки Путина с Шевчуком в 2010 г. питерский бард задал тогда ВВП вопрос, «почему так настойчиво руководство страны хочет восстановить работу ядовитого комбината Дерипаски на Байкале?»: http://youtu.be/BrxB79XJKIc

В одном из публичных заявлений Путина о причинах перезапуска ЦБК прозвучало следующее: «Вот сброс сточных вод. В 2008 г. ЦБК - 27,4 тыс. тонн. А город Улан-Удэ - 34 тыс. тонн. Водоканал города Иркутска - 106 тыс. тонн...». На что Юрий Шевчук, хорошо разбирающийся в отличие от Владимира Путина в географии родной страны, заметил ВВП, что Иркутск не может сбрасывать сточные воды в Байкал - он находится НИЖЕ по течению Ангары! И уж совсем постыдной для Путина стала информация Шевчука, что «на самом деле сброс ЦБК в 2008 г. был в 1000 раз больше - 27 млн. тонн (государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2008 г.»), так что вполне справедливым был упрёк Шевчука Путину: «Кто вас так обманул?» …

Учитывая, что весь «ближний круг» Путина состоит из учредителей ДПК « Озеро», то очередное президентство ВВП уже прозвали в народе «У озера-2». Вот почему Валентин Распутин до последних дней не позволял использовать своё светлое имя для прикрытия сомнительных политтехнологий у нас в России.

Валентин Распутин умер за несколько часов до своего 78-летия после продолжительного лечения в Российском онкологическом центре имени Блохина …

В память о Валентине Распутине редакция официального блога научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева публикует одно из его многочисленных обращений к власть предержащим в защиту нашего многострадального Музея.



Министру культуры Российской Федерации

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Мы вынуждены обратиться к Вам в связи с серьезной ситуаци­ей, в которой оказался широко из­вестный в нашей стране и за рубе­жом Центральный музей древне­русской культуры и искусства име­ни Андрея Рублева. С момента своего создания в 1947 году Музей имени Андрея Рублева осущест­вляет свою деятельность в рамках русской традиционной, а потому православной культуры. Его собра­ние состоит исключительно из икон и литургических предметов, свя­тынь Церкви. Энтузиазм его сотрудников, деятельность на благо отечественной культуры и просве­щения, заслуги в сохранении древ­нерусского церковного художест­венного наследия неоднократно высоко оценивались российской общественностью.

В 1987 году, когда стало очевид­но, что музей перерос рамки ря­дового культурно-просветительного учреждения, решением руководства страны он был преобразован в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Именно тогда, на волне перестроечных реформ, общество осознало невозможность дальнейшего развития России вне связи с традиционным для нас Православием, увидело масштаб трагических последствий, к которым привело разрушение этих свя­зей в нашей стране и в нашей куль­туре.

Для нас ясно, что создание спе­циального музея, становящегося фактическим центром православ­ной культуры и искусства, явилось закономерным и необходимым следствием процесса духовного и культурного возрождения об­щества ... Однако, вопреки динамике общес­твенных процессов, именно в пос­ледние годы жизнь музея стала ис­пытывать все большие затрудне­ния ... Не секрет, что уже в течение дли­тельного времени идет целенаправленная борьба за предельную минимизацию музея с целью ог­раничить его деятельность узкой проблематикой сравнительно не­большого музейного собрания ...

Создание развет­вленной системы его научных от­делов можно считать несомнен­ным достижением отечественного музейного строительства. Отделы изучения темперной живописи, прикладного искусства, книжности, архитектуры и градостроительст­ва, монументального искусства, научно-комплексный, научно-ме­тодический, экспозиционно-выставочный, просветительный, вос­кресная школа - привлекли высококвалифицированных специали­стов, позволили музею изучать ис­кусство иконы в широком культур­ном контексте, заметно влияя на формирование культуры общест­ва ...

Вызывает недоумение, что борьба с таким направлением деятельности музея возглавляется его нынешним директором Г. В. Поповым и поддерживается некоторыми чиновниками Министерства культуры Российской Федерации.

Очередным проявлением этой борьбы явился приказ Г. В. Попова о расформировании научных отделов и о сокращении 30 процентов общей численности сотрудников. Настойчиво выдвигается идея пере­именования музея с изъятием из его названия слова «культура» - этого ключевого понятия, без которого немыслимо никакое об­щественное развитие ...

Под прикрытием пышной фразе­ологии и обещаний, Г. В. Попов на самом деле разрушает уже со­зданное и сводит на нет развитие в рамках музея ростков традиционной культуры ... При странных, до сих пор невыясненных обстоятельствах, из основного фонда музея Г.В. Поповым были переданы частному лицу 5 ценнейших икон XVI-XVIII вв. из церковного иконостаса; Счетная палата выявила в 1997 году нецелевое расходование бюджетных средств музея в крупных размерах.
   От имени широких кругов об­щественности мы категорически возражаем против исподволь готовящейся ликвидации очага право­славной культуры, каковым ныне является музей, распыления со­бранных в нем научных кадров.

Обращаемся к Вам ... с просьбой навести порядок в музее ... сохранить направление музея, отраженное в его нынешней структуре и названии.

Просим также принять меры к принесению протеста на решение Бабушкинского суда о передаче С.И. Григорьянцу 5 церковных иконостасных икон XVI-XVIII веков.

Писатель В.Г. Распутин, главный редактор газеты "Русский Вестник" А.А. Сенин, главный редактор журнала "Русский Дом" А.И. Крутов, главный ре­дактор журнала "Наш современник" С.Т. Куняев, поэт, лауреат Гос.пре­мии России Ю. Кузнецов, ведущий на­учный сотрудник РАН В.В. Кожинов и др.

Полностью опубликовано: Русский Вестник. №№ 48-49 (442-443), 1999.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2015.


Музей имени Андрея Рублева, Андроников монастырь, СМИ о ЦМиАР, in memoriam

Previous post Next post
Up