Красота в глазах смотрящего

Dec 23, 2023 15:13



Как можно совместить утверждение о том, что:
• Принцип свободной энергии предполагает, что интеллектуальные агенты (например, все биологические системы) стремятся минимизировать т.н. “свободную энергию”, понимаемую здесь, как максимум «сюрпризов» - разницы между предсказаниями организма о его сенсорных входных сигналах (воплощенными в его моделях мира) и ощущениями, с которыми он действительно сталкивается.
• Но с другой стороны, будучи интеллектуальными агентами, биологические системы в процессе творческого поиска вовсе не избегают сюрпризов. Если бы ими двигала только необходимость минимизировать неопределенность, они бы всегда стремились к ситуациям с минимальной неопределенностью, что исключало бы нарушение их прогнозов (это сформулировано в «проблеме темной комнаты»).


Решение этой загадки, как показано в новой работе "Cultivating creativity: predictive brains and the enlightened room problem", в том, что креативность (как и разум) не рождается исключительно в мозге! И даже не ограничена в своем появлении границами тела интеллектуального агента!

Креативность возникает в результате изменений степени взаимодействия между прогностическим мозгом и меняющейся средой, постоянно перемещающей ориентиры механизма минимизации ошибок.

Напомню, что тезис о "расширенном разуме" утверждает, что когнитивные процессы могут выходить за пределы индивидуума, включая в себя элементы его окружения. Согласно этому тезису, инструменты и технологии, которыми мы пользуемся, могут стать частью нашего мышления. Например, использование блокнота для записи и запоминания информации может считаться частью когнитивной системы человека, так же как и его память или способность к рассуждению. Это размывает границы между умом и внешним миром, предлагая новый взгляд на то, как мы взаимодействуем с нашей средой и как она влияет на наше мышление.



Работа "Cultivating creativity: predictive brains and the enlightened room problem" обосновывает аналогичный тезис применительно к творчеству/креативности.

• Творчество можно представить, как способность исследовать (модельное) пространство идей. В то же время, - это процесс, разворачивающийся посредством взаимодействия разума и социально-материальной среды. Т.е. творчество - это скользящий (социально и экологически распределенный) процесс выдвижения гипотезы решения проблемы, а затем тестирования и доказательства этого решения, которое должно быть новым (т.е. статистически отличным от предыдущих) и подходящим (т.е. отвечающим требованиям задачи).
• Т.е. творчество - это явление, возникающее на стыке культуры, языка, материальности, образования и обучения. Это вовсе не процесс зарождения семени новизны исключительно в сознании интеллектуального агента. Творчество возникает в сетях акторов, ресурсов и ограничений.
• Т.о. результаты творчества (искусство, красота и тому подобное) вполне могут быть в глазах смотрящего, а не в самом продукте творчества или в сознании его создателя.

При такой трактовке агент достигает безграничной креативности путем когнитивной экспансии за пределы «тёмной комнаты» сознания. Ибо любая новая реконфигурация сенсорных ландшафтов расширяет возможности прогностического разума.

/Источник/


Принцип свободной энергии.
The information theory of individuality.
Смена парадигмы рациональности для принятия решений.
Преодоление неопределенности.
Истоки сознания.
Что такое жизнь?
Free Energy Principle | Часть №1
Free Energy Principle | Часть №2
Возникновение «Я» в сложных агентах.
"Сердцевина" живого существа.
От свободной энергии к свободной воле.
Картина мира.
Термодинамика познания.
Predictive mind.


Паутина как продолжение разума.
Кортекс и экзокортекс.
Кентавр.
Umwelt.
Обдумывание.

Сознание, Целое, Ноосферогенез, Гений

Previous post Next post
Up