Как можно совместить утверждение о том, что:
• Принцип свободной энергии предполагает, что интеллектуальные агенты (например, все биологические системы) стремятся минимизировать т.н. “свободную энергию”, понимаемую здесь, как максимум «сюрпризов» - разницы между предсказаниями организма о его сенсорных входных сигналах (воплощенными в его моделях мира) и ощущениями, с которыми он действительно сталкивается.
• Но с другой стороны, будучи интеллектуальными агентами, биологические системы в процессе творческого поиска вовсе не избегают сюрпризов. Если бы ими двигала только необходимость минимизировать неопределенность, они бы всегда стремились к ситуациям с минимальной неопределенностью, что исключало бы нарушение их прогнозов (это сформулировано в «проблеме темной комнаты»).
Решение этой загадки, как показано в новой работе
"Cultivating creativity: predictive brains and the enlightened room problem", в том, что креативность (как и разум) не рождается исключительно в мозге! И даже не ограничена в своем появлении границами тела интеллектуального агента!
Креативность возникает в результате изменений степени взаимодействия между прогностическим мозгом и меняющейся средой, постоянно перемещающей ориентиры механизма минимизации ошибок.
Напомню, что тезис о "расширенном разуме" утверждает, что когнитивные процессы могут выходить за пределы индивидуума, включая в себя элементы его окружения. Согласно этому тезису, инструменты и технологии, которыми мы пользуемся, могут стать частью нашего мышления. Например, использование блокнота для записи и запоминания информации может считаться частью когнитивной системы человека, так же как и его память или способность к рассуждению. Это размывает границы между умом и внешним миром, предлагая новый взгляд на то, как мы взаимодействуем с нашей средой и как она влияет на наше мышление.
Работа
"Cultivating creativity: predictive brains and the enlightened room problem" обосновывает аналогичный тезис применительно к творчеству/креативности.
• Творчество можно представить, как способность исследовать (модельное) пространство идей. В то же время, - это процесс, разворачивающийся посредством взаимодействия разума и социально-материальной среды. Т.е. творчество - это скользящий (социально и экологически распределенный) процесс выдвижения гипотезы решения проблемы, а затем тестирования и доказательства этого решения, которое должно быть новым (т.е. статистически отличным от предыдущих) и подходящим (т.е. отвечающим требованиям задачи).
• Т.е. творчество - это явление, возникающее на стыке культуры, языка, материальности, образования и обучения. Это вовсе не процесс зарождения семени новизны исключительно в сознании интеллектуального агента. Творчество возникает в сетях акторов, ресурсов и ограничений.
• Т.о. результаты творчества (искусство, красота и тому подобное) вполне могут быть в глазах смотрящего, а не в самом продукте творчества или в сознании его создателя.
При такой трактовке агент достигает безграничной креативности путем когнитивной экспансии за пределы «тёмной комнаты» сознания. Ибо любая новая реконфигурация сенсорных ландшафтов расширяет возможности прогностического разума.
/Источник/ Принцип свободной энергии. The information theory of individuality. Смена парадигмы рациональности для принятия решений. Преодоление неопределенности. Истоки сознания. Что такое жизнь? Free Energy Principle | Часть №1 Free Energy Principle | Часть №2 Возникновение «Я» в сложных агентах. "Сердцевина" живого существа. От свободной энергии к свободной воле. Картина мира. Термодинамика познания. Predictive mind. Паутина как продолжение разума. Кортекс и экзокортекс. Кентавр. Umwelt. Обдумывание.