Кортекс и экзокортекс

Nov 26, 2017 17:15

Оригинал взят у ailev


В развитие темы: Паутина как продолжение разума.

Это только гроссмейстеры могут играть сложные партии «по памяти», а нам, простым смертным, нужна для размышления шахматная доска.
Эта доска с фигурами и будет экзокортекс, помогающий кортексу примерно так же, как экзоскелет скелету: снижая нагрузку на целевой орган.

Инструменты являются продолжением тела. А для мозга в этом смысле традиционныей инструмент - карандаш да бумажка, они помогают вынести мышление вовне.
Размышляется лучше с карандашом и бумажкой, к кортексу люди давно добавляют экзокортекс, куда выносят трудную часть мышления.


Exocortex - это hypothetical artificial external information processing system that would augment a brain's biological high-level cognitive processes.

В 21 веке типовой экзокортекс сильно поменялся - пассивные карандаш и бумажка заменились активным компьютером, а потом компьютер мутировал в планшет и даже дальше - смартфон.
Экзокортекс лежит в кармане 24 часа в сутки, он разгружает прежде всего память, но выполняет уже и множество других функций. Если вы забудете дома смартфон, ощущение будет, что вы забыли существенную часть собственного мозга - да, мозг без инструментов так же малоэффективен, как рука без инструментов. К хорошему экзокортексу привыкаешь быстро, он как здоровье: пока он есть, его не замечаешь, а когда нет - то сразу плохо. Хороший экзокортекс и памяти поможет, и решения поможет принять, и обратиться за помощью к другим людям: в выгруженной из мозга мысли и сам экзокортекс, и другие люди получают шанс найти ошибки или наоборот, восхититься и подсказать новые повороты идеи. Так что вы всё больше сращиваетесь со своими экзокортексами, и вопросы инвазивности или неинвазивности этих интерфейсов начинают играть всё меньшую роль: выпавшие зубы мы не гнушаемся имплантировать, ощущение выпавшего мозга нам вряд ли захочется испытывать.

Новая история экзокортекса начнётся тогда, когда инструментальные дополнения мозга будут совместимы по принципам коммуникации (необязательно по принципу работы) с самим мозгом - и наиболее вероятно, что это совмещение будет реализовано через искусственные нейронные сети, дополненные другими алгоритмами обучения.



Три года назад люди, обсуждавшие прямую коммуникацию нейронов мозга с каким-то компьютерным интерфейсом, выглядели фантазёрами. Пластичность мозга была понятна, но ригидность компьютерных интерфейсов была понятна не меньше. Сегодня алгоритмы глубокого обучения (они же - искусственные нейронные сети, но не только) позволяют говорить и о пластичности алгоритмов, алгоритмы тоже оказались обучаемы - и даже можно обсуждать, на каком уровне эти алгоритмы должны обучиться разговаривать с мозгом: прямой нейронной передачи с инвазивным интерфейсом, или обращения к бессознательному и сознанию (тут я явно даю формулировку, позволяющую заодно переоткрыть принципы нейролингвистического программирования как они понимались Р.Бэндлером и Дж.Гриндером, и даже оценить взаимовлияние двух нейронных сеток - живой и неживой)!
Вот для этого второго способа даже инвазивность интерфейса не нужна, достаточно того же смартфона!



Я не думаю, что искусственные нейронные сети будут просто "тупым" интерфейсом, связывающим человеческие мозги в Brainet (животных потихоньку уже ведь связывают - крыс, обезьян). Это не так интересно, быть "вычислительной батарейкой" в "Матрице".



Нет, нейронные сети развиваются не в направлении "просто удобного интерфейса к тому, к чему непонятно как делать интерфейс".

Я думаю, что прежде нейронные сети помогут создать полноценных агентов, которые могут принимать какие-то самостоятельные решения, это будет активный и коллективный экзокортекс.
Вот это и есть современный экзокортекс, который дан нам в виде корпоративных информационных систем, вебсайтов социальных сетей и прочих пока безголосых информационных систем. Скоро эти информационные системы аватаризуются (как индийским богам нужны были аватары для пребывания в нашем мире и общения с людьми, так и виртуальным агентам они тоже будут нужны для того же) - обретут имя.



Итак, наша живая нейронная сеть будет расширена смесью нейронных сетей, квантовых вычислений, эволюционных алгоритмов на машинах фон-неймановской архитектуры и ещё бог весть знает чем, и все эти сети будут общаться между собой, используя отнюдь не жёсткие онто-логические (как в современной онто-логии) построения, а вполне эпистемологические, ибо знания все остаются скрытыми, только распределены они будут между людьми и агентами по-другому.



Пикантной особенностью тут служит то, что даже в случае карандаша и бумажки вынесенная мысль может быть использована для координации работ, ровно как сейчас в качестве экзокортекса для таких мыслей используется корпоративная информационная система.

Координации семьи.
Координации какого-то хобби-кружка.
И не спрашивайте, сколько в этих корпорациях, семьях, кружках будет живых людей, а сколько не очень живых агентов-из-экзокортекса.

Люди очень адаптивны, привыкнут ко всему.
А deep learning алгоритмы тёплую ламповую человечность будут моделировать не хуже, чем холодную транзисторную злобу - по потребности (у обычного сотового телефона всё точно так же, и это никого не смущает).

image Click to view





Картинка кликабельна

Сознание, Технологии, Мнение, Здоровье

Previous post Next post
Up