В продолжение темы:
Мозг - квантовое поле. Согласно гипотезе экстрасоматической природы памяти, по крайней мере некоторая часть долговременной памяти существует не в виде актуально существующей в мозге
энграммы (записи), а существует в форме прямого доступа к прошлому (в виде прошлых состояний мозга или сознания).
Каков возможный механизм функционирования «экстрасоматической» памяти?
Например, реальность существования такого механизма можно обосновать исходя из «квантового подхода»:
В концепции «сознания в квантовом мире» лежит эвереттовская интерпретация квантовой механики, а также тезис М. Менского, о том, что функционально сознание проявляет себя как процесс селекции квантовой альтернативы, т.е., иными словами, как процесс редукции вектора состояния.
Функция сознания (в соответствии с гипотезой М. Менского) сводится к селекции квантовых альтернатив - сознание выбирает одну из альтернатив, порождает соответствующий этой альтернативе чувственный образ и далее запоминает свой выбор таким образом, чтобы последующие чувственные восприятия были согласованы с предыдущими. Назовем этот процесс селективного восприятия квантового состояния сознанием «актуализацией квантовой альтернативы».
Восприятие одной из альтернатив необратимо закрывает для сознания доступ к любым другим альтернативам. Сознание, осуществляя выбор, как бы «помечает» одну из ветвей квантового процесса. Эта «маркировка» на сами физические процессы никакого воздействия не оказывает - всё физически происходит так, как если бы никакого выбора, никакой «маркировки» не существовало.
Однако сознание способно при этом воздействовать само на себя.
«Маркируя» одну из компонент суперпозиции, оно исключает для себя в будущем любой доступ к немаркированным компонентам (а также к любым «потомкам» немаркированных компонент).
Это условие можно назвать условием «самосогласованности» селективного процесса, осуществляемого сознанием.
Оно заключается в том, что предыдущие восприятия квантовофизической реальности воздействуют на последующие восприятия, ограничивая их возможный спектр и обеспечивает причинно-следственную согласованность последовательных восприятий одного и того же квантового объекта.
Собственно, именно это условие самосогласованности и порождает иллюзию «редукции» вектора состояния: поскольку «не маркированные» компоненты суперпозиции никогда не дают «маркированных» «потомков», то соответствующие компоненты и их «потомки» никогда не станут объектом восприятия и, следовательно, ими можно попросту пренебречь.
Возможен ли, в таком случае, все же, целесообразный выбор квантовой альтернативы, зависящий от воли субъекта-наблюдателя?
Он возможен, но при строго определенных условиях, а именно - когда расстояние между наблюдателем и наблюдаемым событием в точности равно нулю (т.е. наблюдатель находится в той же области пространства, в которой происходит данное событие).
Значит, для «локального» наблюдателя, который расположен в пространстве там же, где и наблюдаемое событие, появляется возможность «управлять» с помощью усилия воли процессом селекции квантовых альтернатив.
Почему наше сознание, использует «экстрасоматический» механизм памяти, хотя «чисто технически» могло бы, конечно, обеспечить фиксацию такого же объема личностной информации обычным «физическим» путем, т.е. путем записи информации на неком молекулярном носителе?
Всякая сложно организованная материальная структура (подобная нашему мозгу) существует в качестве таковой лишь в интерсубъективном восприятии, содержимое которого определяется выборами, записанными в интерсубъективной «экстрасоматической» памяти и следовательно, любая форма «физического» запоминания (в виде записи на субстрате), включая и нейрональные механизмы запоминания, и технические запоминающие устройства, существует лишь как нечто производное от экстрасоматической интерсубъективной памяти. Иными словами, на самом деле всякая форма памяти существует лишь потому, что существует интерсубъектвная экстрасоматическая память, в которой, по сути, и существует весь наш мир, наш мозг, тело, технические устройства и вообще любые компактные структурированные объекты.
Осуществляемая сознаниями «коллективная» случайная селекция альтернатив не просто «полезна» для живых организмов, т.к. создает в их восприятии стабильный, преемственный интерсубъективный мир, в котором они могут выживать, но и сами эти организмы и вся их сложно организованная окружающая среда существуют лишь в их собственном интерсубъективном восприятии благодаря именно этой самой «коллективной» селекции квантовых альтернатив.
✔️ Восприятие.
Необходимо предположить, что в тех случаях, когда речь идет о восприятии собственных действий, селекция альтернатив уже не является чисто случайным процессом, а зависит от осмысленного, целесообразного выбора самого субъекта.
Для того чтобы сознание было способно целесообразно управлять восприятием наших собственных действий, оно, очевидно, должно быть непосредственно локализовано там, где эти действия инициируются, т.е. в мозге. Это означает, что целесообразная селекция альтернатив должна непосредственно касаться выбора элемента квантовой суперпозиции состояний командных нейронов, запускающих тот или иной поведенческий процесс.
Фактически, для того, чтобы сознание было способно управлять поведением человека через некие квантовые механизмы, локализованные в мозге, нам даже не нужна гипотеза целесообразной селекции альтернатив. Достаточно лишь предположить, что в некоторых нервных клетках, относящимся к командным нейронам или нейронам, модулирующим поведение командных нейронов, происходили какие-то когерентные квантовые процессы, сопряженные с механизмом генерации потенциала действия.
Генерация потенциала действия в некоторых нейронах действия зависит от того, каким образом (в фазе или противофазе) интерферируют некие квантовые волны, например, на нейронной мембране. Сознание способно «концентрировать внимание» на подобных процессах в отдельных нервных клетках и таким образом воспринимать их.
Восприятие, за счет даже случайной селекции одной из квантовых альтернатив, необратимо разрушит квантовую когерентность и этого может быть достаточно для того, чтобы инициировать или же, напротив, затормозить, генерацию потенциала действия.
Сознание может запускать или тормозить поведенческие акты, лишь обладая способностью случайной селекции альтернатив, а также способностью целенаправленно перемещать внимание с одного командного (или модулирующего) нейрона на другой.
Сознание никак не воздействует ни на наше тело, ни на наш мозг.
Просто оно воспринимает наше тело и мозг, которые, как квантовые системы, находятся в суперпозиционном состоянии относительно возможного спектра осуществляемых поведенческих актов (движений тела). Осуществляя целесообразную селекцию квантовой альтернативы, сознание выбирает (путем восприятия) ту компоненту суперпозиции, в которой содержится вариант поведения, соответствующий принятому субъектом решению.
В этом акте восприятия сознание прямо или косвенно выбирает в качестве воспринимаемого именно то состояние мозга и тела, которое соответствует принятому нами решению и игнорирует все остальные (необратимо закрывая к ним доступ для себя и для других субъектов).
✔️ Мышление.
Мышление, обладает иными гносеологическими свойствами, чем восприятие.
Чувственное восприятие характеризуется качественностью, пространственностью временностью, оно отвечает на вопросы: что, где и когда.
Мышление же имеет дело со смысловой реальностью, которая сама по себе свехчувственна: бескачественна, внепространственна и вневременна.
В рамках квантовой модели реальности, это означает, что сознание в акте восприятия всегда имеет дело с одной, локализованной во времени и в пространстве компонентой квантовой суперпозиции, которую оно воспринимает не прямо, а опосредованно (поскольку физическая реальность сама по себе бескачественна и лишена чувственной пространственности и временности).
Восприятие физической реальности здесь следует уподобить прочтению компьютером некого машинного кода, таким образом, что в результате этого прочтения компьютер формирует на мониторе некое цветное, двигающееся, звучащее изображение, хотя в самом этом коде не было ни цвета, ни звука, ни движения, ни даже геометрических форм.
Мышление же может иметь дело с физической реальностью «в подлиннике», т.е. как с неким сверхчувственным объектом и оно, в отличие от восприятия, не ограничено одной компонентой суперпозиции (мы можем мыслить весь спектр возможностей, а не только ту, которая дана нам в восприятии) и не ограничено только восприятием «настоящего», т.е. мышлении доступно и прошлое, и будущее и настоящее, причем доступны в системе альтернатив, т.е. потенциально доступен весь «квантовый кристалл» и даже, вероятно, некоторые структуры за его пределами (мыслимые возможные миры, в которых действуют иные физические законы).
Принимая решения о целесообразном выборе, мышление должно использовать личностную память. Поскольку мышление не ограничено пространственными временными рамками «сейчас», оно может черпать информацию отовсюду, в том числе, непосредственно из прошлого.
В «квантовой» модели, для реализации такой возможности достаточно лишь допустить, что мышление, в отличие от восприятия, способно различать свои «метки» (связанные с выбором квантовой альтернативы, как случайной, так и целесообразной, в которой непосредственно участвовало данное сознание), от «чужих» (выбор альтернативы, в которых оно непосредственно не участвовало, т.к. находилось в удалении от области пространства, где происходил процесс селекции альтернативы).
Поскольку сознание непосредственно занято только селекцией квантовых альтернативных состояний мозга (случайных и целесообразных), то способность различать свои «метки», по сути, будет означать, что сознание на уровне мышления способно считывать информацию непосредственно из прошлых состояний собственного мозга и учитывать ее в процессе выработки стратегии поведения.
Таким образом, можно предположить существование еще одного, сопряженного с квантовой моделью, механизма памяти, который в данном случае уже является механизмом личностной памяти. Эта память, связанная с мышлением, не совсем «экстрасоматична», т.к. информация здесь извлекается из прошлых состояний самого мозга, хотя, поскольку она «размазана во времени», то ее можно считать «экстрасоматической» по отношению к актуальному, локализованному во времени состоянию мозга, т.к. она не хранится в нем в виде какой-либо актуально существующей физической энграммы. И функционирует эта память по механизму «прямого доступа к прошлому», обеспечивая, таким образом, временную нелокальность сознания и возможность существования осмысленной идеи тождества «Я» во времени.
Итак, мы выяснили, как может работать «экстрасоматическая» память исходя из концепции «сознания в квантовом мире».
• Семантическая (смысловая) память не требует какого-либо «оживления» следов памяти. Выбор альтернативы, в котором учитывается семантическая информация, здесь может осуществляться на основе прямого соотнесения актуальной ситуации выбора с прошлым, без восстановления этого прошлого в настоящем.
• Эпизодическая память (воспоминания) напротив, предполагает воспроизведение в настоящем «картин» прошлого (с той или иной полнотой). Механизм «воспоминаний» можно представить как двухэтапный процесс:
- на первом этапе некая нейрональная «сенсорная матрица» (соответствующая модальности воспоминания) переводится в состояние суперпозиции всех возможных состояний сенсорного входа (для этой матрицы).
- на втором этапе осуществляется целесообразный выбор одной из компонент суперпозиции, соответствующей нужному воспоминанию. Информация о нужном выборе также считывается из прошлого и, следовательно, также не требует формирования каких-либо постоянных «записей» в мозге.
Нужно отметить, что мозг в значительной мере определяет функциональные возможности сознания, так что без помощи мозга сознание не может выполнять присущие ему функции. Где функция сознания сводится к случайной и целесообразной селекции квантовой альтернативы (первая характерна для восприятия внешнего «квантового мира», а вторая - для восприятия собственных действий в этом мире).
Вместе с тем, непосредственным объектом восприятия для сознания является лишь мозг, его квантовые состояния.
Мозг служит для сознания как бы «оптическим инструментом», через который оно способно воспринимать окружающий мир в характерных для нас макромасштабах и вместе с тем, служит инструментом, с помощью которого сознание способно «воздействовать» (иллюзорным образом, конечно - через процесс восприятия нужной квантовой компоненты состояния той системы мозга, которая инициирует поведение) на окружающую действительность.
Вместе с тем, и само сознание можно уподобить «оптическому инструменту» направленному на мозг, как на некое «зеркало», в котором в определенном масштабе отражается окружающий мир. Связь сознания с мозгом, с этой точки зрения, подобна связи «телескопа» с той «звездой», на которую он направлен, т.е. сознание оказывается сопряженным с определенным мозгом просто потому, что оно каким-то образом «направлено» на этот мозг, как на объект восприятия.
Мозг преобразует сигналы из внешнего мира в адекватную для осознанного восприятия форму, а также переводит сделанные сознанием целесообразные выборы (осуществляемые на уровне инициации того или иного поведенческого акта) в форму реальных предметных действий и, вероятно, автоматически контролирует правильность осуществления этих действий.
Но этим значимость мозга не ограничивается.
Рассматривая отношение мозга и сознания можно использовать «компьютерную метафору»: если уподобить сознание компьютеру (как техническому устройству), а мозг (а также и тело) - некой «программе» (типа «операционной системы»), загруженной в этот компьютер.
Внешний мир, в таком случае, есть аналог «данных», которые данный «компьютер-сознание» обрабатывает с помощью «мозга-программы».
Как компьютер не может работать без операционной системы, так и сознание не может нормально функционировать без мозга (хотя сам факт существования сознания никак не зависит от факта существования мозга). Отсюда понятна огромная зависимость психических функций от нормального функционирования мозга и понятно, почему поражения мозга («ошибки в программе») могут так сильно изменять характер психических функций.
Но, с другой стороны, также как программа существует в качестве некого осмысленного текста лишь в силу того, что компьютер способен ее адекватно прочитать и интерпретировать, так и мозг существует как сложный, структурированный, обладающий сложными функциями объект лишь постольку, поскольку таковым его (интерсубъективно) воспринимает сознание. Вне сознанного восприятия, мозг - это лишь размазанное в пространстве диффузное «квантовое облако», лишенное какой-либо внутренней структуры и сложной функции.
Для усиления аналогии, представим себе, что текст программы (операционной системы) - которую мы сопоставили с мозгом, содержит 99% случайным образом вставленных туда символов, и лишь один процент символов составляет осмысленный текст. Все это превращает данную программу в мешанину символов, лишенную всякого смысла (аналог квантовой суперпозиции без учета каких-либо актов редукции вектора состояния). Однако компьютер (аналог сознания) имеет встроенную программу (аналог множества интерсубъективных восприятий, «редуцирующих» квантовую суперпозицию, и, таким образом, «формирующих» мозг как сложноорганизованный интерсубъективный объект), способную игнорировать «мусорные» символы и выявлять «истинный текст» данной программы.
Сознание редуцирует квантовое состояние мозга как бы «отфильтровывая» из него «осмысленную» компоненту, но эта функция «фильтрации» определяется не столько индивидуальными выборами данного сознания, сколько предшествующими интерсубъективными выборами множества каких-то иных сознаний.
Мы получаем весьма своеобразное решение психофизической проблемы.
С одной стороны мозг и сознание существуют независимо друг от друга как две совершенно разные формы реальности. Сознание не может воздействовать на мозг, но может воспринимать его состояния (как некий «код»), переводя их в собственные чувственные восприятия. Но, в силу того, что мозг есть квантовый объект, существующий в виде ветвящегося набора связанных друг с другом альтернатив, сознание,
- во-первых (за счет предыдущих интерсубъективных актов селекции альтернатив), с необходимостью воспринимает мозг как классический, компактный, сложноорганизованный объект, обладающий сложными функциями,
- во-вторых, за счет собственной способности к целесообразной селекции альтернативных квантовых состояний мозга, сознание также способно «управлять» функциями мозга, осуществляя через его посредство те или иные формы разумного осознанного поведения (которые также существуют лишь в интерсубъективном восприятии, т.о. не предполагают какой-либо способности сознания воздействовать на физическую реальность).
При этом мозг, как объект, селективно воспринимаемый сознанием, способен воздействовать на функцию сознания, по сути, во многом определяя характер его функционирования, что объясняет эмпирический факт существенной зависимости работы сознания от структуры и функции мозга (хотя, при этом, мозг отнюдь не «производит» сознание, сам не является сознанием, но, напротив, как сложный, структурированный объект, существует лишь в интерсубъективном осознанном восприятии).
Если, наше тело, мозг и все окружающие нас предметы, существуют как компактные, сложноорганизованные и сложно функционирующие объекты лишь в интерсубъективном восприятии, то, отсюда следует, что само появление на Земле нашего тела, мозга, а значит и остальных живых существ - также есть результат огромного количества актов осознанной случайной и целесообразной селекции квантовых альтернатив.
Это означает, что процессы целесообразной селекции, происходили и происходят не только в нашем мозге, но за его пределами - по сути, в той или иной форме, видимо, в любой живой и одушевленной природе. Именно эти акты целесообразной селекции постепенно «вылепили» из «квантового газа» все живые организмы, начиная с простейших бактерий и кончая человеком.
Иными словами, помимо функции целесообразной селекции поведенческих альтернатив, сознания также участвуют в процессах селекции форм и структур биологических тел, их морфологии, функции, а поскольку все эти формы и структуры есть продукт эволюции, то можно предположить участие сознаний в целесообразной селекции альтернативных ветвей биологической эволюции живого.
Функция осознания (в виде целесообразной селекции альтернативы) необходима в тех случаях, когда для решения стоящих перед субъектом задач не существует врожденных или выученных алгоритмов, т.е. когда необходимо творческое озарение (инсайт).
Таким образом, способность к творчеству, созиданию нового, небывалого - есть объективный функциональный признак наличия сознания.
Исходя из этого, можно предположить, что везде, где проявляется творчество - действует тот или иной процесс осознанной целесообразной селекции квантовых альтернатив. Продуктом творчества являются любые объекты, порождение которых невозможно объяснить чисто натуралистически, т.е. как результат действия только известных нам законов физики.
Продуктом человеческого творчества является культура (совокупность материальных и духовных артефактов). Но и сам человек - тоже, видимо, есть продукт творчества, проявляющегося в самой природе.
Человек - продукт творческой эволюции живого.
Но и сама жизнь, видимо, - продукт химической эволюции. Оба эти вида эволюции, как нам представляется, невозможно до конца объяснить чисто натуралистически.
Следовательно, в обоих случаях можно предположить участие творческого осознания (в виде целесообразной селекции квантовых альтернатив). Представляется весьма вероятным, что осознание (с помощью целесообразной селекции квантовых альтернатив) творчески управляет вначале химической эволюцией, «порождая» жизнь, а затем направляет биологическую эволюцию - «порождая» в конечном итоге разумных существ. (Конечно, слово «порождение» здесь не совсем подходит, поскольку, согласно концепции, осознание ничего не создает и ничего не меняет в физическом мире, а лишь выделяет («маркирует»), т.е. делает интерсубъективно воспринимаемой ту часть «Квантового кристалла», в которой уже изначально в качестве потенции содержится живое и разумное).
Поэтому у высших животных (высших приматов, китообразных, врановых птиц - тех животных, которые проявляют способность к «инсайту» - т.е. способность сходу решать экстренно возникающие задачи, для решения которых не существует врожденного или выученного алгоритма) появляется механизм «быстрой регуляции», через разрушение суперпозиций путем случайного селективного отбора, а у человека этот механизм впервые становится главным и основным регулятором поведения.
Наряду с этим, вероятно у нас и у животных существует и другой, «медленный» механизм воздействия сознания на поведение - через посредство воздействия на морфогенез, т.е. путем постепенных изменений морфологии нервных связей.
Психические процессы не могут происходить без феноменального сопровождения, т.е. без их осознания, просто потому, что вне осознания вообще ничего не происходит, поскольку временная динамика существует только «внутри» самого сознания. С этой точки зрения нервно-психические процессы обладают временным становлением только в нашем восприятии, и никакой объективной «нейродинамики» за пределами нашего восприятия не существует. Да и сама нервная система и наш мозг, как мы установили выше, с позиций «квантовой модели Вселенной», существуют как компактные сложноорганизованные объекты лишь в интерсубъективном восприятии.
Таким образом «свет сознания» просто необходим для того, чтобы во Вселенной что-то изменялось, происходило, осуществляло какие-либо функции.
/Источник/ Click to view
Click to view
Тайны сознания. Бог в нейронах - Теория Всего от Athene
Сознание из вакуума. Сознательная вселенная. Теория пыли. ПИРРОН ОСТАНЕТСЯ. Сила мироздания. Обучающеяся вселенная. Вселенная - сознание. Сознание - состояние материи. Агент с ограниченной силой. Панпсихизм. Сознание Вселенной.
Картинка кликабельна