Одна из достопримечательностей аэропорта Вантаа - «Юнкерс», висящий под потолком терминала 2. Эта машина - Junkers A50 начала 30-х годов с регистрационным номером OH-ABB - самолет одного из пионеров финской авиации Вяйнё Бремера.
Вяйнё «Кейсари» Бремер - Император. Летчик, офицер, спортсмен.
Его Junkers A50. (1-2)
Бремер на боту этой машины совершил несколько выдающихся перелетов. В 1931 году он пролетел по кольцевому маршруту вокруг Европы, в 1932 году совершил перелет из Хельсинки в Кейптаун. В 1933 Бремер планировал кругосветный перелет, но Россия запретила пролет над своей территорией. Бремеру пришлось ограничиться маршрутом из Хельсинки в Японию через Ближний Восток. Затем самолет на корабле транспортировали в Сан-Франциско, откуда неугомонный финн через Канаду долетел до восточного побережья США. Через Атлантику в Европу опять пришлось отправляться пароходом. Позднее Бремер написал книгу о своих транс-континентальных странствиях - «Полет над четырьмя континентами»
Вот и сам Вяйнё «Кейсари» Бремер за штурвалом. (3)
Бремер был очень интересным персонажем. В 1920-е годы он был капитаном ВВС Финляндии, командиром первой финской шоу-пилотажной группы “Keisarin Sirkuslaivue ("Emperor's Circus Squadron" - «Цирковой эскадрон императора»). Не самый плохое прозвище (а «Кейсари» в переводе с финского - «Император») заслужил себе Бремер к возрасту 25 лет. На зимних олимпийских играх 1924 года Вяйнё Бремер завоевал серебряную медаль в гонке военных патрулей, а на летних играх того же года в Париже занял 9-е место в современном пятиборье. В 1925-м пилотажная группа под его руководством начала свои выступления на французских истребителях «Гурду-Лезёр». Первое представление было дано на аэродроме Утти в марте 1925 года. В 30-е Бремер увлекся транс-континентальными перелетами. Я не нашел информации, о том, что он делал во вторую мировую войну. Вполне вероятно, воевал против СССР. Но не в составе боевых пилотов. В списке финских асов второй мировой Вяйнё Бремер не значится. Есть там его однофамилец и товарищ по званию капитан Лаури Бремер, сбивший 8 советских самолетов. Что же касается Вяйнё, известно, что в 1939 году «Юнкерс» Бремера был передан ВВС и использовался для разведывательных целей в зимней войне. В начале 50-х Бремер участвовал а авиасоревнованиях, например в Йоркширском международном авиаралли. Погиб Вяйнё Бремер в 1964 году в возрасте 65 лет за штурвалом Beechcraft Baron в местечке Керава при заходе на посадку в Вантаа.
Регистрационный номер «Юнкерса» - ABB - тоже интересен. Первые две буквы (AB) - инициалы жены авиатора Астрид Бремер, а третья буква (B) означает, что этот самолет был у Бремера вторым.
Несколько исторических фотографий и вырезок о Бремере и его перелетах.
Лейтенант Вяйнё Бремер, 1920 г. (4)
Первый самолет Бремера - Klemm Kl 25. Именно он носил регномер OH-ABA. Фото 50-х годов, когда самолет был перерегистрирован под номером OH-KLA. (5)
Гонка военных патрулей, ОИ-1924, Шамони. (6)
Gourdou-Leseurre GL.21 C1 пилотажной группы Бремера, аэродром Утти, март 1925 г. (7)
Летающий цирк императора Бремера. 1920-е годы. (8)
6 февраля 1928 года. Бремер испытывает пассажирские аэросани на льду озера Нясиярви. (9)
Маршрут европейского перелета 1931 года. (10)
Газета «Хельсингин Саномат» с материалом о транс-африканском перелете 1932 года. (11)
Памятная медаль в честь африканского перелета Бремера. (12)
«Ууси Суоми» сообщает о планах Бремера про американский перелет 1933 года. (13)
Маршруты транс-азиатского ... (14)
... и транс-американского этапов. (15)
Вяйнё Бремер приземлился в Вашингтоне. (16)
«Юнкерс» над Ниагарой... (17)
... и над Манхеттеном. (18)
Самолет Бремера над Вантаа. (19)
Майор в отставке Вяйнё Бремер, 1960-е годы. (20)
Такие люди как Бремер и делают историю. А не унылые блогеры и толстожопые блогершы. Не сидите в интернете! Ваш «Юнкерс» у подъезда.
Etc…
Евроспоттинг
">
Еще об истории авиации и военной истории: