Очередное споттинг-дестинейшн - Хельсинки, международный аэропорт Вантаа. Сегодня мы узнаем, откуда лучше всего снимать в Хельсинки, увидим много финских и не только самолетов, закинем удочку на пару следующих постов. А норвежские самолеты помогут получить ответ на интригующий вопрос в заголовке.
Финляндия - очень уютная страна. И главный международный аэропорт Суоми - Хельсинки-Вантаа - аэропорт с интересной историей, тоже очень уютный и домашний. Главный он, впрочем, только по финским масштабам. По мировой или европейской шкале аэропорт Вантаа - вполне среднего размера.
В 2016 голу Вантаа принял немногим более 17 млн пассажиров, что поместило его на 31 место Европе. И даже в Скандинавии Хельсинки существенно уступает всем остальным столицам, находясь на 4 месте по числу авиапассажиров после Копенгагена, Осло и Стокгольма.
Международный аэропорт близ местечка Вантаа в окрестностях Хельсинки был открыт в 1952 году, к олимпийским играм, заменив ставший тесным небольшой аэропорт Мальми.
Сейчас Вантаа - вполне современная воздушная гавань с двумя терминалами и тремя взлетно-посадочными полосами, обеспечивающая воздушную связь столицы Финляндии со 130 городами Европы, Азии, Америки и Ближнего Востока.
Полосы, терминалы и смотровая площадка
На схеме аэропорта видны две параллельные полосы 04/22, которые могут действовать независимо, и перпендикулярная им 15/33. Порядок действия полос определяется направлением ветра и условиями допуска по шуму двигателей. Когда я был в аэропорту, 14R/22L использовалась для взлетов и посадок средне и дальнемагистральных самолетов, а 15/33 - для региональных джетов и турбопропов. Терминал 1 (бывший внутренний) и более новый Терминал 2 (бывший международный) связаны крытыми переходами. Оранжевой точкой обозначена смотровая площадка, с которой я снимал. (1)
Теперь посмотрим на терминалы и площадку поближе. Зоны в терминалах сейчас поделены не на домашнюю/международную, а на шенгенскую/не-шенгенску. Шенгенская зона включает весь Т1 и правую часть Т2 (выходы с 11 по 30), а левая часть Т2 (выходы 31-38) предназначена для рейсов за пределы Шенгена. (2)
В Вантаа есть официальная смотровая площадка (Observation Deck), расположенная в офисном здании рядом с Т2. В терминалах выходы к площадке не обозначены. Чтобы туда попасть, нужно идти от терминала 2 мимо парковки по указателям к отелю «Хилтон». На углу первого здания по пути будет лифт, на котором нужно подняться на последний этаж на площадку (в лифте на кнопках площадка указана). Работает площадка с 7 утра до 10 вечера. Она небольшая, но есть закрытая часть, где можно спрятаться от ветра и балкончик, откуда видно практически все летнее поле. В закрытой части есть автомат с напитками и табло аэропорта.
Вот так выглядит площадка. (3)
Вид на терминал 2 с летного поля. В левой части более низкого здания с синими окнами за терминалом виден балкон со стеклянными панелями - это и есть смотровая площадка. (4)
Виды с площадки такие. В сторону полос 04/22. (5)
Терминал 2 и полоса 15/33. (6)
Терминал 2, парковка и терминал 1 (справа). (7)
Площадка хороша всем, кроме того, что она достаточно далека от полос. Я снимал объективом 70-300, и его хватало на пределе. Лучше иметь более мощное оружие. Посадки на дальнюю 04/22 выглядят с площадки так: (8)
Впрочем, все рулежки и буксировки самолетов видны гораздо лучше.
B737-300 (YL-BBX), Air Baltic на фоне терминала 2. (9)
Embraer 190 (OH-LKI), Finnair у Т2. (10)
Embrarer 190 (OH-LKN), Finnair в ливрее OneWorld у Т1. (11)
Исторический «Юнкерс» и его хозяин
Одна из достопримечательностей аэропорта Вантаа - «Юнкерс», висящий под потолком терминала 2. Эта машина - Junkers A50 начала 30-х годов с регистрационным номером OH-ABB - самолет одного из пионеров финской авиации Вяйнё Бремера. (12)
Подробнее об этом «Юнкерсе» и его хозяине - в следующем посте.
Finnair и другие
Разумеется, главный эксплуатант аэропорта Вантаа - финский национальный авиаперевозчик «Финнэйр». Весь флот компании из 48 аэробусов базируется в Вантаа. В составе флота - 8 A319, 10 A320, 15 A321, 8 A330 и 7 A350.
У «Финнэйр» есть дочерняя компания - Norra (Nordic Regional Airlines), куда финский флагман передал весь парк «Эмбраеров» (11 штук). Norra образовалась в 2015 году на месте Flybe Nordic - совместного предприятия Finnair и Flybe. В наследство от Flybe Norra получила 12 ATR 72. «Эмбраеры» «Норы» летают в ливрее «Финнэйр», а ATR’ы - в собственных цветах компании. О региональных компанях в Хельсинки тоже будет отдельный пост.
Из других крупных компаний в качестве хаба аэропорт Вантаа использует «Норвегиан Эйр Шаттл». Ну а кроме завсегдатаев в Хельсинки-Вантаа можно увидеть самолеты многих других европейских и не только компаний.
В оставшейся части поста - самолеты «Финнэйра» и других европейских перевозчиков. А в одной из следующих серий - финские и иные региональные компании.
Norwegian Air Shuttle, B737-800 (LN-DYW) “Thorbjoern Egner, Norwegian author”. Однообразие флота и ливреи (54 одинаковых красно-белых «Боинга») компания компенсирует собственными именами машин в честь выдающихся норвежцев с портретами героев на хвосте. (13)
B737-800 (LN-DYB) “Bjornstjerne Bjornson, Norwegian writer”. (14)
Нечастый Air Berlin, B737-800 (D-ABMK). (15)
Обязательная Lufthansa, A321-200 (D-AIDC). (16)
Всемирный Turkish Airlines, A321 “Datca” (TC-JRS). (17)
Родной Aeroflot, A319 “A. Borodin” (VP-BDM). (18)
Местный Finnair, A319 (OH-LVL). (19)
Вездесущий KLM, B737-800 “Hawk” (PH-BXE). (20)
Еще Finnair, A319 (OH-LVH). (21)
И еще Finnair, A319 (OH-LVB). (22)
Опять Norwegian Air Shuttle, B737-800 (LN-DYT) “Kirsten Flagstad, Norwegian opera singer”. (23)
Бьёрнстьерн Бьёрнсон едет обратно. (24)
Finnair, A319 (OH-LVG). (25)
В очередь! (26)
Lufthansa, A321-100 “Konstanz” (D-AIRO). (27)
Finnair, A330-300 (OH-LTR). (28-30)
Красавец и гвоздь программы из далекого Рейкьявика - Icelandair, B757-200 “Eldfell” (TF-ISK). (31-32)
Скучный поляк - EnterAir, B737-800 (SP-ENR). (33)
Идем дальше. Lufthansa, A321-100 “Flensburg” (D-AIRY). (34)
Die Maus. (35)
Еще раз LVL. Finnair, A319 (OH-LVL). (36)
Опять норвежский челнок - Norwegian Air Shuttle, B737-800 (LN-DYU) “Jorn Utzon, Danish architect”. (37)
Что можно сказать по поводу этой ливреи? Во-первых, во всей Норвегии не набралось и 50 выдающихся личностей. Пришлось рисовать датчанина, автора проекта
Сиднейской оперы.
Во-вторых, «Норвегиан» была одной из первых компаний, предоставивших бесплатный вай-фай на борту. Вот для чего, по мнению норвежских маркетологов, может понадобиться интернет в полете: (38)
- искать отели;
- заказать новую машину;
- оплатить счета;
- поделиться результатами викторины;
- запланировать встречу;
- подать заявление в колледж;
- искать новые рецепты;
- следить за своими акциями;
- подкалывать друзей;
- смотреть милые видеоролики;
- читать новые твиты;
- выучить новый язык;
- получить последние новости;
- проверить погоду;
- изменить свой статус;
- узнать что-нибудь о месте назначения;
- проверить е-мейл;
- чатиться.
В список того, что я делаю в полете, входят лишь 2-3 пункта из перечня норвежцев, не более. А у вас?
И да, кто-нибудь знает. Что такое “Bid on a used chair”? Может, это и есть главное назначение интернета на борту?
Etc…
Евроспоттинг
Еще: