Первое знакомство с маленьким островным государством Тувалу состоялось в
предыдущей серии. Сегодня продолжим исследование атолла Фунафути и нравов местных жителей.
День выдался пасмурным, с переменными дождями, что не редкость для сезона циклонов в Океании. Но у меня есть мопед и предусмотрительно захваченная в путешествие рыбацкая куртка, так что дождь нам не помеха.
Лагуна под дождем. Вид с террасы моего номера. (1)
В поисках сокровищ
Сегодняшняя наша задача - найти на Фунафути исторические памятники, а именно - следы экспедиции, которая в конце XIX века проводила на Фунафути исследование природы коралловых рифов и следы второй мировой войны. А заодно и фиксировать все интересное, что попадется на глаза.
Что касается первой задачи, то предыстория такова. Чарльз Дарвин, путешествуя по Тихому океану на судне «Бигль» в 1835-36 годах предположил, что коралловые атоллы образуются на месте постепенно погружающихся в воду вулканических островов, обрастающих кораллами. Это гипотеза противоречила распространенному тогда мнению, что атоллы возникают на подводных платформах, поднимающихся вверх из-за вулканической активности. Дарвин предложил провести бурение кораллового атолла, чтобы убедиться в верности его представлений. Осуществить его идею удалось много лет спустя - в 1896-98 годах Королевское научное общество Британии снарядило три экспедиции на Фунафути под руководством австралийского профессора Эджворта Дэвида. В экспедиции в 1897-го года Дэвиду удалось добраться до глубины 340 метров и извлечь на поверхность следы мелководных организмов, тем самым подтвердив верность гипотезы Дарвина. До вулканической породы под атоллом добурили лишь в 1952 году на Маршалловых островах.
Место, где бурила экспедиция Дэвида называется сейчас Дэвид’c Дрилл (скважина Дэвида). Его-то мне и предстояло обнаружить.
Вторая задач - найти следы второй мировой войны - тоже не представлялась сложной. Хоть военные действия и обошли Фунафути стороной, но на острове сохранился американский бункер и остатки фортификационной техники.
Карта (1а)
Итак, отправляемся на поиски исторических реликвий на северную часть острова по единственной в стране дороге. (2)
Это - магазинчик и заправочная станция. Поскольку самый распространенный транспорт в Тувалу - мопед, то на большей части заправок бензин заливают не из колонок, а из канистр или металлических баков. (3)
Еще один магазинчик. (4)
Проезжая мимо домишек местных жителей обращаешь внимание на могилы почти у каждого дома. Земли на острове немного и для кладбища просто нет места, поэтому жители хоронят своих предков прямо у своего жилья. Часто на могилах сушится белье, играют дети - в общем, гробницы вовлечены в повседневную жизнь. (5-8)
У каждого дома обязательно есть и бак для сбора дождевой воды. Это единственный источник воды на острове, кроме привозной. Пластиковые баки на фотографиях ниже - новые и установлены с помощью Австралии и Новой Зеландии. (9-10)
Кое-где сохранились бетонные баки старого образца. (11)
Церковь Фету Аолима - самая большая в Тувалу. (12)
Гамак, лодка и мопед - почти список утвари обычной местной семьи. (13)
А вот и единственная в стране бензозаправка с привычными нам колонками. (14)
Это здание - городской совет Вайяку. (15)
Рядом - единственная на Фунафути школа. В Тувалу всеобщее обязательное бесплатное школьное образование. (16)
Детишки в начальной школе. (17)
Мальчик собрался в школу. (18)
После школы можно продолжить образование в Южнотихоокеанском университете. Сам университет находится на Фиджи, а на Фунафути есть его местное отделение. (19)
Единственное медучреждение в стране - больница принцессы Маргарет. Госпиталь был построен японцами в 2003 году. (20)
Отделение Общества красного креста. (21)
Где-то здесь, судя по карте, должен быть Дэвид’c Дрилл. (22)
Ничего похожего на монумент не видно. Рядом - жилые домишки с заброшенными автомобилями (если машина ломается, ее бросают прямо у дома - вывозить за пределы острова слишком дорого)… . (23)
Спортплощадка… (24)
Манеапа… (25)
Церковь Маинага-Фоу. (26)
Ну и где же памятник экспедиции бурильщиков? Наконец, обнаруживаю прямо у дороги какую-то маленькую бетонную площадку - это и есть Дэвид’c Дрилл. Если бы не знал заранее, где искать, никогда бы не обратил внимание на эту штуку. (27)
Вот эту самую дырку и пробурили в 1897 году. На бетонированном основании указаны стороны света и выцарапаны надписи «Drill site» («место бурения»), «Edgeworth Davis» и «Hole 1117,5 Ft deep» («скважина глубиной 1117,5 футов»). (28)
На этом океанском берегу располагался лагерь экспедиции. (29)
Что ж, половина плана выполнена. Теперь отправимся на поиск военных реликвий.
Это - местная видеотека - магазинчик по продаже и прокату фильмов. (30)
Рядом непонятно как оказавшийся на Фунафути филиппинский джипни - на Филиппинах такие машины выполняют роль маршруток. (31)
Скромная мечеть. 95% жителей Тувалу - христиане-протестанты, но есть и несколько десятков мусульман. (32)
Регбийный стадион. Как и везде в Океании, регби - самая популярная спортивная игра. Но здесь играют и в футбол, даже есть своя сборная команда. Человек в белой рубашке у трибуны - летевший со мной чиновник из Евросоюза. Вероятно, обновлять стадион будут с помощь европейцев. (33)
Метеорологическая станция Тувалу. (34)
Какой-то большой по местным масштабам промышленный объект. Никаких вывесок нет, поэтому, что это я не понял. (35)
Наконец, у порта в северной части острова обнаружился военный объект. Карта сообщала, что на этом месте есть остатки землеройной американской машины, с помощью которых строились защитные сооружения.
Ржавые остатки американской техники. (36)
Даже заводская табличка сохранилась - «Нортвест Инжиниринг, Чикаго, Иллинойс». (37)
Рядом с ржавой землеройной техникой - небольшое кладбище… (38)
… и церковь Иисуса Христа. (39)
Рядом на стапелях в порту отдыхают рыболовные суденышки. (40-41)
А у причала загружается «Нивага II» - одно из двух грузо-пассажирских судов флота Тувалу. Этот корабль и его собрат «Ману Фолау» периодически отправляются на остальные 8 островов государства, снабжая их жителей всем необходимым. (42)
План на сегодня выполнен. Можно возвращаться в отель, тем более что темнеет и снова собирается дождь. Впрочем, погода - не помеха местным любителям спорта. Вечером взлетно-посадочная полоса аэропорта и окружающие ее лужайки заполняются группками парней, играющих в регби или футбол. (43-44)
А у отеля мокнет под дождем брошенный пикап.. (45)
Etc…
Начало путешествия по Австралазии: