Порт Сунда Келапа и форт Ост-индской компании - часть старой Батавии, столицы голландских владений в Юго-Восточной Азии.
Сегодняшняя прогулка по старым кварталам Джакарты - продолжение экскурсии по столице Индонезии, начатой в предыдущем посте:
Джакарта, Индонезия. Кота Сунда Келапа
Сунда Келапа - район старого порта - находится минутах в 15 ходьбы от площади Таман Фатахилла, центра бывшей Батавии.
Сегодня мы посетим места, обозначенные на карте точками 6-8. (0)
Пройдя старый разводной мост и миновав акведуки железной дороги и автострады, оказываешься на берегу замусоренного канала с видом на трущобы и минареты мечети Луар Батанг. (51-52)
Еще через несколько десятков метров обнаруживается старинная башня. Это построенная в 1839-м году наблюдательная вышка порта. С нее управляли движением многочисленных рыбацких шхун и торговых кораблей. (53).
Сейчас башня - часть морского музея (музея Бахари). Самое интересное - это забраться на ее вершину и посмотреть на Сунда Келапа и Коту.
Под башней - старые склады Ост-индской компании, где сейчас располагается основная экспозиция музея Бахари (слева), а справа - район Пасар Икан - квартал рыбаков и рыбного рынка. Вдали - мечеть Луар Батанг (54).
Мечеть довольно древняя - небольшая «мушолла» (маленькое здание для служб) было построено в 1739. То, что мы видим сейчас - пирамидальная крыша с черепицей и два высоких минарета - гораздо более поздние добавления. (55)
Улочка в Пасар Икан. (56)
Справа от Пасар Икан - старый шлюз между каналом Кали Бесар (справа) и судоходным каналом Сунда Келапа (слева). (57)
Стоянка рыболовецких шхун и грузовых суденышек на канале Сунда Келапа. (58).
В километрах полутора от башни - бухта Джакарты - место стоянки больших судов. (59)
Администрация порта. (60)
Вид на юг. За железнодорожным акведуком - Кота, еще дальше - центральная Джакарта. (61).
Вид на запад. Улица Пакин. (62).
Теперь спустимся с башни в Пасар Икан. Ворота квартала. Слева - склады Ост-индской компании. (63).
Бывшие склады Ост-индской компании занимает теперь морской музей. (64)
Сам музей не очень интересен, а вот огромная территория форта Ост-индской компании, окруженная почти крепостной стеной, со старинными пакгаузами, которым почти 400 лет, впечатляет.
Пакгаузы были построены в период 1645 - 1719 годов, музейные экспонаты занимают лишь небольшую часть из них. Все строения форта открыты, посетителей почти нет и по старинным зданиям можно ходить в одиночестве, забираясь на пыльные чердаки и чувствуя себя спустившимся на берег средневековым голландским матросом.
Стены Ост-индского форта. (65, 66)
Пакгаузы. (67-69).
Чердак старинного склада пуст и пылен. Если здесь когда-то и хранились несметные богатства, то сейчас об этом ничто не напоминает. (70)
Старинное индонезийское каноэ - часть экспозиции морского музея. (71)
Так выглядела средневековая Батавия. (72)
А за стенами форта - повседневная жизнь индонезийских рыбаков, мелких торговцев и их босоногих семейств. (73-75)
Глодок
Если Сунда Келапа расположился к северу от квартала Кота, то Глодок - китайский квартал столицы Индонезии - лежит к югу от Коты, выступая буфером между старой Батавией и новым центром Джакарты.
Чтобы проникнуться духом этого квартала, нам придется вернуться к историческому экскурсу в голландские времена. Китайцы составляли значительную часть населения Батавии, занимающую, естественно, не самые верхние ниши в городской иерархии. Недовольство китайцев своей участью в 1740 году привело к массовым волнениям в Батавии, которые были жестоко подавлены. 5000 китайцев были убиты, а остальные отселены за пределы городских стен в Глодок. Волнения и беспорядки в Глодоке наблюдались и в гораздо более поздние времена - последние массовые выступления протеста, сопровождавшиеся насилием, поджогами домов и прочими беспорядками случились здесь в конце 90-х голов XX века. Законы, дискриминировавшие китайцев, были отменены лишь в 2000 году.
Улицы в квартале Глодок. (76 - 78)
Местный китаец. (79)
Уличная торговля. (80-81)
Место где улица Панкоран, главная улица района Гладок, вливается в проспект Гаджах Мада - южная граница квартала. (82)
Начало путешествия по Австралазии:
Австралазия. Анонс.
Бангкок, Банглампу Джакарта, Индонезия. Кота Etc…