Аэропорт Бейрута очень фотогеничен. С одной стороны - море, с другой - взбирающийся по холмам город. Несколько взлетных полос, одна из которых выдается в море. Есть и отличные точки для съемки самолетов. Все замечательно, но ливанцы помешаны на безопасности - везде военные, полиция, и охрана. Их можно понять - постоянные конфликты с Израилем, граница с Сирией, Хезболла и стони тысяч палестинских и сирийских беженцев. В общем, поснимать самолеты вдумчиво и спокойно не получится.
В одном месте мне не разрешили снимать военные, в другом - прогнала охрана, а еще на паре точек приходилось снимать скрытно и не слишком задерживаясь.
В общем, общие принципы споттинга на БВ - не светиться, никому не попадаться на глаза и не задерживаться долго в одном месте с камерой наперевес - в Ливане справедливы как нигде. Но если их придерживаться, можно уехать с интересными кадрами.
Бейрут из окна самолета
Благодаря особенностям расположения аэропорта и розе ветров в окрестностях города, на посадку в Бейрут самолеты обычно заходят с севера на полосу 16/34, и глиссада идет вдоль берега. Если сидеть слева по ходу полета, посадка в Бейруте - отличная возможность ознакомиться с географией города.
Центр Бейрута застроен офисным небоскребами и многоэтажными жилыми высотками. (1)
Сразу за городом - отроги хребта Джебель Либан («белые горы») со снеговыми шапками на вершинах. (2)
В южных прибрежных районах столицы Ливана есть отели для пляжного отдыха, ... (3)
... соседствующие с не самыми престижными районами. Яркие фасады домов призваны скрасить контраст между по-европейски ухоженным центром Бейрута и типично ближневосточными жилыми кварталами, в которых живет большинство ливанцев. (4)
А это пляж Майами Бич. Купаться и загорать я там бы не рекомендовал, а вот снимать самолеты, заходящие на посадку - вполне. Это одна из точек, с которых я снимал. (5)
Аэропорт Бейрута
Международный аэропорт имени Рафика Харири (BEY / OLBA) расположен в южной части столицы Ливана на берегу Средиземного моря. Аэропорт является хабом для национальной ливанской авиакомпании Middle East Airlines, а также для небольшого частного авиаперевозчика Wings of Lebanon. Статистика перевозок в аэропорту Бейрута в 2017 г - 8.2 млн пассажиров и 71 тысяча взлетов-посадок.
В аэропорту Бейрута 1 пассажирский терминал и 3 взлетно-посадочных полосы. (6)
ВПП 16/34 (самая западная, или левая на рисунке) используется чаще всего для посадок, а полоса 03/21 (самая правая) - для взлетов. Расположеная между ними ВПП 17/35 действует реже.
Общий вид на аэропорт. (7)
Полоса 17/35. (8)
Контрольная башня и пожарное депо. (9)
Ливанские самолеты у ангаров. (10)
Табло прилетов. (11)
Точки для съемки
Первые две точки находятся на подъездной эстакаде к терминалу с противоположных от него сторон. Точка 1 - на въезде, точка 2 - на выезде.
Терминал и эстакада. Вид с точки 1. (12)
Так это место выглядит из иллюминатора самолета. Мой рейс «Эмирейтс» причалил к ближней к эстакаде стоянке. (13)
Точка 1 удобна для съемки самолетов, выруливающих к ближним стоянкам, или взлетающим с ВПП 17/35.
B777-300ER (A6-EGG), Emirates. (14)
B777-300ER (A6-EBE), Emirates. (15-16)
Садящиеся на основную полосу 16/34 с этой точки тоже видны, но далеко, и поднимающийся от асфальта горячий воздух сильно мешает. Получается примерно вот так - A320 (9K-AKA), Kuwait Airways. (17)
Зато, если какая-то редкая птица направляется на взлет с 17/35 - она как на ладони. Как этот Cessna 208B Caravan (L-402) военно-воздушных сил Ливана. (18)
Обратите внимание, что под крылом этого безобидно выглядящего легкого самолета - ракета. Служащие в составе ливанского воздушного флота «Сессны Караван 208B» модифицированы для выполнения штурмовых задач и могут нести ракеты воздух-земля AGM-114 Hellfire.
Кроме притворяющихся штурмовиками «Караванов» в Бейруте базируются и вертолетные эскадрильи ВВС. Bell UH-1 (L1201). (19)
Если пройтись вдоль эстакады дальше, то можно увидеть стоянки военных и гражданских машин.
Еще одна военная Cessna 208B Caravan - L-403. (20)
Sikorsky S-61L (AD-1603) тоже находится на службе в ВВС. (21)
Поздним вечером стоянки у эстакады занимают вернувшиеся в родную гавань самолеты ливанского национального перевозчика.
A320 (OD-MRT), Middle East Airlines. (22)
A320 (T7-MRC), Middle East Airlines. Этот борт по каким-то неизвестным мне причинам имеет регистрационный код республики Сан-Марино. (23)
С другой стороны эстакады расположена точка 2. Оттуда удобно было бы фотографировать самолеты, выезжающие на взлет ВПП 03/21, но проблема в том, что прямо в том месте, откуда можно снимать стоит военный пост, и охранник снимать не разрешает. Можно только попытаться улучить момент для пары-тройки кадров. Красно-белая будка военного поста видна слева. (24)
Точка 3, пожалуй, самое спокойное место для споттинга в Бейруте. И одно из самых удачных. Точка расположена на пляже Майами Бич в паре сотен метров от торца 16 ВПП 16/34, выдающейся в море, и все садящиеся в Бейруте самолеты пролетают в непосредственной близости от наблюдателя. Правда, тач-даун отсюда не виден - зона касания чуть дальше и перекрывается бетонными надолбами вдоль ВПП.
Пляж Майами найти довольно легко. Улица, идущая вдоль берега - шоссе Бейрут-Сайда - с правой стороны от центра застроена маленьким лавками и магазинчиками. В чреде этих лавок - неприметная арка с табличкой Miami Rest. Beach. (25)
Нырнув в эту арку мы оказываемся на «пляже» Майями. Мусор, мол, ВПП и тишина. Это место мы видели с борта самолета на фото 4. Тишину же время от времени нарушают работники уличных лавок, задние двери которых выходят на пляж (26)
Виды на садящиеся самолеты с пляжа такой. B 738-800 (SU-GCR), Egypt Air. (27-28)
Bombardier CRJ-900LR (YI-AQB), Iraqi Airways. (29-30)
Ну и последнее опробованное мной место для споттина в Бейруте - точка 4.
Поле того, как военные вежливо просили меня с точки 2 на эстакаде перед терминалом, я решил поискать вид на полосу 03/21 с другой стороны - со стороны города, тем более, что жилые кварталы к востоку от аэропорта находятся на холмах и возвышаются над летным полем, обещая хорошие ракурсы.
Найти удобное место оказалось не так просто. Во-первых, идущая вдоль восточного периметра аэропорта дорога оказалась скоростным шоссе, «утопленным» ниже уровня аэропорта и огороженным бетонными стенами. Пришлось подняться выше и искать выходы к видам на аэропорт в череде довольно запутанных жилых кварталов в не самой благополучной части города. Но вскоре жилые дома сменились промзоной, и обнаружилась большая полупустая автостоянка завода «Пепси», возвышающаяся над шоссе вдоль аэропорта.
Моя Киа Пиканта на Пепси-стоянке. (31)
Стоянка огорожена забором с сеткой и колючей проволокой, но в самом конце забора есть дыра, через которую вполне удобно фотографировать. (32)
Общий вид оттуда такой. На переднем плане - бетонное ограждение шоссе, затем - забор аэропорта, ВПП 03/21 и стоянки у восточной части терминала. (33)
Ливанский A320 (OD-MRT), Middle East Airlines, только что прилетел. (34)
B787 (A7-BDC), Qatar Airways. (35)
A320 (9K-AKA) “Bubbyan”, Kuwait Airways, прилет которого мы наблюдали с точки 1, уже готов отправится обратно в Кувейт. (36-37)
B737-800 (F-HTVG), Transavia, прилетел из Орли. (38-39)
Место у «Пепси» казалось очень удобной точкой. Но, увы, удача не может длиться долго. Вскоре я увидел целую группу охраны в гражданском, направлявшуюся в мою сторону. Стражи тайн компании «Пепсико» поинтересовались, что я тут делаю, и вежливо попросили покинуть вверенную им территорию. Я не стал возражать. Свой долг по первой в истории мирового споттинга рекогносцировке в Бейруте на этом считаю выполненным.
Etc…
Споттинг на Ближнем Востоке