Начало:
Привычка к вранью? ,
Привычка или метод? ,
Особый путь по столбовой дороге ,
Откуда в трендах ямы? Результаты действий в сфере регулирования производства и, следовательно, потребления алкоголя, полученные в кратчайшие сроки, выглядят так.
В
1990 г. в виде поступлений налога с оборота с алкогольной продукции государственный бюджет получил 5% доходов. В
1992, 1993 и 1994 г. все акцизы (а не только с алкоголя) составили 3,9; 3,6 и 4,4% доходов консолидированного бюджета соответственно.
В 1994-м рухнуло легальное производство, которое удерживалось примерно на одном уровне в 1991-1993 гг.
В отличие от придушенного акцизом производства на небывалые высоты взлетел импорт алкоголя.
В 1994 году ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин снизилась на 5,9 лет по сравнению с 1991 годом и достигла отметки 57,6 лет, оставив позади показатель самой неблагополучной страны постсоветского пространства - Таджикистана, чей уровень составлял тогда 58,6 лет. В 1994 году из каждых 100 тыс. российских мужчин в возрасте от 15 до 54 лет от внешних причин погибли более 510 человек (в 1991-м - 295).
Зная такие итоги и взаимосвязи, Е.Т.Гайдар и в
2006 году уверен, что всё правильно:
О. РОМАНОВА: Самый общий вопрос, который повторяется все время <…>. Егор Тимурович, если бы вернуться на 15 лет назад, что бы вы сами сделали по-другому?
Е. ГАЙДАР: 15 лет назад, это мы с вами находимся в 91-м году?
О. РОМАНОВА: В 91-м, да.
Е. ГАЙДАР: А в 91-м я бы ничего по-другому не сделал.
О. РОМАНОВА: 92-й? Отлично.
Е. ГАЙДАР: И в 92-м бы ничего по-другому не сделал. Ну, по технике, по технике там, конечно, была масса технических ошибок, связанных с тем, что не было накоплено знания, которое сегодня стоит за нами, конечно, массу всего можно было сделать более грамотно, лучше. Но если вы спросите меня, изменилась ли бы от этого всерьез экономическая история и то положение, в котором мы сегодня находимся, нет, не изменилась бы.
В результате одной только «реформы» в государственных финансах - дыра, производство - в руках жуликов, поскольку законы не позволяют трудиться нормально, люди гибнут от девятого вала спиртного, захлестнувшего страну, а экономист, стоявший у руля, и через 15 лет продолжает приговаривать «всё хорошо, прекрасная маркиза».
До конца жизни Егор Гайдар не понимал того, что соратник
Борис Немцов кратенько сформулировал ещё в 1998 году?
Государство должно было создать условия для возникновения конкурентной среды. Антитрестовское законодательство, открытое и на конкурсной основе распределение государственных заказов, защита прав собственников, ограничение вмешательства бюрократии в бизнес, защита интересов вкладчиков - вот далеко не полный список того, что не было сделано.
Вместо этого государство позволило, вернее, даже способствовало концентрации собственности и власти в руках узкой группы предпринимателей, связанных с бюрократией.
Первоначальное накопление олигархического капитала шло по нескольким направлениям. Ограбление граждан (Русский дом "Селенга", МММ и другие финансовые пирамиды), ограбление государства - таможенные и налоговые льготы "своим" предпринимателям (Национальный фонд спорта, псевдоафганцы и т.д.), прокручивание (расхищение) бюджетных средств через систему уполномоченных банков, бесконтрольный вывоз сырья, ограбление крупных предприятий. Около каждого промышленного гиганта создавались фирмы, фирмочки и банки-паразиты, высасывающие из него все соки. Часть накопленных в результате этих манипуляций средств вкладывалась в приватизацию. Небольшая часть, так как приватизация долгое время проводилась кулуарно, по символическим ценам и часто для "своих".
Казалось бы, что добавить? Каких ещё красок не хватает в полотне?
Есть, оказывается ещё штришок, оттеняющий образ.
В 1994 году практически монопольным поставщиком импортных алкогольных напитков на российский рынок стал Национальный фонд спорта. Ю.Ю.Болдырев пишет в 2003 г. в книге
О бочках мёда и ложках дёгтя.
Осенью 1993 года, после разгона тогдашнего российского Парламента (Верховного Совета), но, разумеется, до избрания нового Парламента (Государственной Думы и Совета Федерации), Президентом был издан целый пакет указов в сфере экономики, в том числе касающихся наших природных ресурсов (о введении механизма "соглашений о разделе продукции"), внешнеэкономической деятельности и др. Ряд этих указов создавал видимость правовой основы (хотя какое уж тут право, когда незаконно распускается, а затем и расстреливается парламент?) для предоставления под благовидными предлогами льгот разнообразным коммерческим и некоммерческим (по формальному статусу) структурам.
В частности,
указ N 1973 от 22 ноября 1993 года "О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта" давал Правительству право предоставлять таможенные льготы при ввозе в Россию спортинвентаря и иной продукции для проведения международных спортивных соревнований.
В развитие этого указа Правительство предоставило ряду организаций право на беспошлинный ввоз уже не спортинвентаря, а спиртного и сигарет - для их последующей продажи и направления неуплаченной таможенной пошлины в Национальный фонд спорта (НФС) для финансирования международных спортивных соревнований.
В результате, как это выявила Счётная палата РФ, за один только 1994 год прямой ущерб бюджету от беспошлинного ввоза спиртного и сигарет, якобы в целях развития физической культуры населения и спорта, составил более полутора триллионов тогдашних рублей, что соответствовало примерно четырёмстам миллионам долларов США.
Нет-нет, я не собираюсь описывать историю НФС, который достоин монографии, но
не имеет даже странички в Википедии. Вытяну оттуда лишь одну ниточку.
Для представления этой организации (вдруг, кто забыл?) достаточно будет и одного абзаца из известинской статьи Д.Докучаева «Фонд спорта - национальный, а принадлежит единицам» (5 июня 1997 г.):
Казалось бы, скромная узкоспециализированная структура, призванная помогать отечественному спортивному движению, оказалась в эпицентре криминальных, политических и финансовых скандалов. В череде событий, принесших фонду дурную славу - покушение на экс-председателя Бориса Федорова и его арест, убийство двух сотрудников, крах дружественного банка "Национальный кредит", разоблачения Коржакова и отставка Тарпищева - людей из окружения президента страны, известных своей близостью к НФС.
О дружественности банку «Национальный кредит» свидетельствует, например, отчет Счётной палаты РФ, опубликованный в её Бюллетене №2 за 1997 год, который цитирует Ю.Болдырев
в упомянутой книге.
…часть, касающуюся судьбы 89 миллионов долларов, полученных НФС за счёт реализации экспортных квот на наше сырье. Эти деньги должны были пойти как раз на государственную целевую программу по улучшению лекарственного обеспечения, развития фармацевтической промышленности, а также обеспечения деятельности спортивно-медицинских диспансеров, центров подготовки сборных команд России. Итак, читаем: "... на лотерейную программу - 14,5 млн.долларов США; на приобретение валютных векселей коммерческого банка "Национальный кредит" - 40,5 млн. долларов США. При этом особенностью покупки векселей коммерческого банка "Национальный кредит", лицензия которого в настоящее время отозвана Центробанком России, являлся их беспроцентный характер."
В 1995 г. в связи с финансовыми трудностями председатель правления банка «Национальный кредит» О.В.Бойко передал руководство президенту Национального фонда спорта Б.В.Федорову.
А годом ранее Олег Бойко принимал участие в учредительном съезде партии "Демократический выбор России", где по предложению Егора Гайдара был избран председателем исполкома ДВР.
Концерн "ОЛБИ", куда входил и "Национальный кредит",
финансировал "Выбор России".
На этом моя ниточка от НФС к Е.Т.Гайдару заканчивается.
Деньги не пахнут.
К слову,
о сотрудничестве О.Бойко и Е.Гайдара в октябре 1993 г.
Интересен тот факт, что во время октябрьских событий 1993 года (т.н. "путча") БОЙКО О.В.по указанию Е. Гайдара, через работающих в службе безопасности АКБ "Национальный кpeдит" и "Концерн Олби" представителей т.н. "Солнцевского" организованного преступного сообщества Алексея Кима, Владимира (Вадима) Медведникова и Игоря Вусина осуществил "мобилизацию" практически всех боевых групп вышеназванного криминального образования, в целях охраны объектов и подразделений руководимых им коммерческих структур (последние по сегодняшний день финансируют политическую деятельность ряда партий т.н. "демократического" толка).Тaкжe по указанию Е.Гайдара лидерами "солнцевских" боевых группировок в упомянутые дни 1993 года из xpанилищ АКБ "Национальный кредит" было вывезено и выдано на руки боевикам около 11 миллиардов рублей. На указанные деньги осуществлялось финансирование "толп" возмущенного действиями путчистов народа, закупки большого количества спиртного, продовольствия в том числе и для военнослужащих введенных в Москву подразделений МВД и МО, которым кроме того были выданы большие суммы денег. Известно также, что именно "солнцевские" боевики при поддержке ряда менее значимых по масштабу криминальных группировок (кунцевская, подольская и т.д.) осуществляли и охрану практически всех подразделений Центробанка России.
Эпилог.
Из беседы на радио
Финам FM 19 марта 2010 г. НЕМЦОВ: <...> У меня, кстати, была такая - поскольку я все-таки публичной политикой занимался и занимаюсь, но тогда еще выборы были, сейчас-то их уже нет - но у меня тогда была идея, как Гайдара сделать популярным. Поскольку эта его особенность, что он мог много выпить, и при этом продолжать абсолютно внятно говорить, мало кому была известна, только после смерти, по-моему, стала больше известна. Я говорю: "Егор, давай мы все-таки один раз под камеру будем с тобой выпивать, причем водку - ты уж извини, конечно, виски - это не очень русский напиток". Егор мне говорит: "Ты знаешь, есть проблема: в принципе, хорошая идея. А ты что, считаешь, реально рейтинг изменится, будет популярность, и мы сможем реформы дальше проводить с моим запасом прочности?" Я говорю: "Знаешь, сто процентов изменится, никто в это не верит, все тебя считают таким высоколобым интеллигентом…"
ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ: И хлюпиком.
НЕМЦОВ: Да, и хлюпиком. "А ты, оказалось, такой здоровый, сильный, такой настоящий русский человек". Короче говоря, он говорит: "Не люблю водку - вот проблема-то в чем. Не могу выпить бутылку водки".
ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ: То есть, не получится натурально.
НЕМЦОВ: Да, вот "Занюхать корочкой хлеба или закусить огурчиком, конечно, могу, но только вискарь, понимаешь, какая история. Боюсь, что если народ увидит…"
ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ: Не поймет.
НЕМЦОВ: Нет, просто не поверит.
ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ: То есть, окно возможностей сузится, а не расширится, а тогда зачем?
НЕМЦОВ: То есть, рейтинг вырастет или не вырастет - непонятно. В итоге… Я реально несколько раз ему это предлагал, между прочим, причем я ему всегда это предлагал после того, как я с удивлением обнаруживал, что с ним ничего не происходило после большого количества выпитого.
ПРОНЬКО: Это и здоровье, и умение контролировать себя. Это дорогого стоит.
НЕМЦОВ: Нет, это мозги светлые.
ПРОНЬКО: И мозги.
НЕМЦОВ: Удивительно просто, я прямо не знаю, у него настолько мощный был IQ и настолько мощный мозг был у человека, что даже большое количество алкоголя ничего не могло изменить.