Начало:
Привычка к вранью? ,
Привычка или метод? ,
Особый путь по столбовой дороге Итак, о чём умолчал Гайдар, говоря о долгосрочных демографических тенденциях?
Прекрасную подачу делает нам сам автор «Долгого времени».
Влияние базовых проблем постсоциалистического наследства на среднюю продолжительность жизни мужчин хорошо видно на примере Белоруссии, где экономические реформы были крайне ограниченны, а динамика этого показателя сходна с российской.
Сходна, да. До 1991-го. Далее в Беларуси продолжается постепенное снижение продолжительности жизни до 1999 г. и выход в дальнейшем на плато. Такая динамика долгосрочными тенденциями объяснима. Но каким же трендом объяснить российскую яму 1992-1997 гг. и повторное резкое скатывание после 1998 г.?
Глядя на график, трудно не заметить, насколько позитивно на мужской продолжительности жизни сказалась антиалкогольная кампания 1985-1988 гг. Но, видя откат, который произошел в России в 1992-1994 гг., приходится задуматься о некой «алкогольной» кампании.
Предпримем для начала небольшой экскурс в историю вопроса - в те самые 1985-1988 гг. Для этого обратимся к другой книге того же автора, вышедшей следом за «Долгим временем» - к «Гибели империи» (2006). В параграфе, названном «Череда ошибок», читаем:
Правительство страны, столкнувшись с неблагоприятной конъюнктурой цен на доминирующие в экспорте товары, наносит три дополнительных удара по финансовой системе страны. Это, во-первых, антиалкогольная кампания, снижающая бюджетные поступления…
Не могу не отметить обычное для Е.Т.Гайдара передёргивание. Антиалкогольную компанию, которая началась 7 мая 1985 года с принятия Постановления ЦК КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановления Совмина СССР № 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»), никак не назовешь дополнительной к событию, произошедшему на следующий год. Обвал нефтяных цен случился в феврале-июле 1986 г. Ну, это к слову.
Главное, на что хочу обратить внимание, - первое место, которое отводит Е.Т.Гайдар антиалкогольной кампании в проблемах госбюджета. Именно с такой и только с такой точки зрения рассматриваются автором решения в этой сфере. Демографические проблемы не затрагиваются. Правда, надо признать, однажды тема взаимосвязи пьянства и продолжительности жизни мужчин в "Гибели империи" проскальзывает. Но относится совсем к другому времени.
Алкоголизация населения СССР, которая с начала 1960-х годов привела к стагнации, а затем к снижению средней продолжительности жизни мужчин, шла на фоне сочетания худших черт потребления спиртного в городе и деревне.
Заметим попутно, что здесь, в книге 2006-го года, автор не заблуждается по поводу тенденций в продолжительности жизни мужчин в 1960-х годах, как это случилось с ним годом ранее в книге «Долгое время». Но и тут, в «Гибели империи», ни намеком не обмолвился Е.Т.Гайдар о том позитивном демографическом эффекте, который имела антиалкогольная кампания. Эти слова из песни выкинуты напрочь.
Зато дважды приводится утверждение (в соседних абзацах того же параграфа «Череда ошибок»), что самогоноварение выросло настолько, что полностью компенсировало сокращение предложения спиртных напитков государством. В ложности этого высказывания мы уже имели возможность убедиться и по оценкам потребления алкоголя, сделанным разными исследователями, и, главное, - по резкому изменению демографических показателей. Но из книги «Гибель империи» читатель может вынести только ту единственную информацию, которую на разные лады доносит автор, что сокращение производства алкоголя разбалансировало бюджет. О том, что корень проблемы лежит не в самих решениях по алкоголю, а, в первую очередь, в безудержном нарушении первоначальных решений, говорится в проброс.
Кампания борьбы с алкоголизмом предполагала ежегодное сокращение производства и реализации водки и ликероводочных изделий на 10%, уменьшение их выпуска за пять лет наполовину. Выпуск плодово-ягодных алкогольных напитков в 1988 г. должен был прекратиться. Уже в 1985-1986 гг. производство алкогольных напитков сократилось более чем в два раза. В начале антиалкогольной кампании советское руководство надеялось, что повышение цен на алкоголь позволит компенсировать примерно 80% потерь бюджета и товарооборота от уменьшения объемов продажи алкогольных напитков в натуре. Развитие событий показало, что это было иллюзией.
Последняя авторская фраза занимает меня чрезвычайно. Почему события стали развиваться по безумной спирали, и решения партии и правительства были многократно нарушены? Но это остаётся за кадром. А по факту - за один только 1986 год выпуск водки рухнул на 38,2%, вина виноградного - на 46,8%, пива, которого постановление не касалось вообще, - на 25,6%.
Как бы там ни было, но в результате этих варварских действий был поставлен грандиозный социальный эксперимент, не заметить результаты которого невозможно: резкое снижение предложения алкоголя, помимо многочисленных негативных эффектов, привело к столь же быстрому снижению смертности, особенно мужской. А после отказа от антиалкогольной политики (сентябрь 1988 г.) та же корреляция подтвердилась ростом смертности при увеличении потребления спиртного.
Водка стала тем товаром, производство которого ежемесячно наращивалось не только в 1989-м году, в котором в последний раз Советский Союз показал положительный экономический рост, но и в 1990-м, и в 1991-м… В одном из последних статистических пресс-бюллетеней СССР №24 за 1991 год читаем, что в январе-октябре 1991 года производство алкогольных напитков составило 104% от соответствующего периода предыдущего года.
Именно фактор наполнения бюджета из неиссякаемого источника ставился во главу угла и той властью, что принялась за переустройство экономики России поздней осенью 1991 года. 6 декабря 1991 года был опубликован закон, которым в России вводились акцизы на алкоголь. Ставка акциза спирта составляла 90% от отпускной цены (или 900% от цены производителя).
На этом я умолкаю и предоставляю слово
С.Д.Шаталову, человеку, не понаслышке знакомому с проблемами бюджета, автору раздела «
Особенности взимания акцизов в России» из «Обзора российского законодательства и практики акцизного налогообложения в России». Этот обзор является частью 5-й главы 2-го тома изданного в 2000 году
сборника научных трудов института, который теперь называется «Институт Гайдара».
Однако такое решение породило другие проблемы:
Во-первых, возник очевидный дисбаланс в акцизном налогообложении отечественной подакцизной продукции и аналогичной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа, поскольку при тех же налоговых ставках в отношении импортируемых товаров налоговая база определялась как их таможенная стоимость, не включающая акцизов (см. п.9 Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 января 1993 г. №49 “О применении налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе с ее территории”). Даже при достаточно высоких таможенных пошлинах и более высокой стоимости производителя товары иностранного производства - главным образом алкогольные и табачные - в России получали лучшие конкурентные условия по сравнению с российскими. При утрате государственной монополии на эти товары и полной открытости российского рынка произошло резкое увеличение их поставок в Россию, что нанесло огромный ущерб российскому производству. Достаточно сказать, что легальное производство ликероводочных изделий в течение нескольких лет сократилось в 3-4 раза (по данным Госкомстата), что привело и к большим бюджетным потерям.
Конечно, такие катастрофические последствия обусловила не только акцизная политика. В значительно большей степени сказались такие факторы как:
- слабый таможенный контроль и возможность контрабандного ввоза в Россию подакцизных товаров в промышленных объемах;
- использование схемы фиктивного экспорта для освобождения от НДС и акцизов (в соответствии с п.2 ст.3 Закона об акцизах, Приказа Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 30 января 1993 г. №49 при экспорте товаров непосредственно предприятиями - изготовителями такие товары освобождаются от уплаты НДС и акцизов, а при экспорте товаров другими предприятиями сумма уплаченных НДС и акцизов возвращается налоговыми органами по подтверждению таможенных органов);
- открытость границы с государствами СНГ, особенно в условиях проведения отдельными государствами СНГ протекционистской политики в отношении экспорта (в том числе в Россию) и отказа от ранее согласованных общих на территории СНГ правил косвенного налогообложения;
- слабый контроль над легальностью и качеством предлагаемой на рынке подакцизной продукции;
- наконец, предоставление в 1993 году Указом Президента РФ эксклюзивных налоговых льгот отдельным организациям, выразившееся в их полном освобождении от всех налогов, сборов и пошлин. В результате этого решения НФС, общественные организации инвалидов и даже русская православная церковь (а также многие другие структуры, получившие “крышу” от этих организаций) стали крупнейшими в России импортерами алкогольной продукции и сигарет. Эти льготы удалось отменить с огромным трудом, а потери федерального бюджета за счет неполученных при ввозе таможенных пошлин, НДС и акцизов составили несколько миллиардов долларов.
Итак, бюджет проиграл, законопослушные производители - тоже, нелегальные производители и контрабандисты выиграли, рост потребления алкоголя и связанные с этим процессом проблемы преступности и сверхсмертности проявились тут же. Но ни о финансовых, ни об экономических, ни о демографических аспектах такого «перехода» не рассказывает Е.Т.Гайдар в своих книгах.
Как думаете, это из-за угрызений совести?