Мэрил

May 11, 2008 22:55

Вот статьи Мэрил про unschooling в музыкальной педагогике. Я вышла на Мэрил, когда искала в сети информацию про одного из основоположников движения unschooling, Джона Холта. Холт в 60-е был учителем в школе, и вот что он делал. Он много лет систематически ходил на уроки к разным своим коллегам и очень внимательно следил за каждым ребенком - как тот ( Read more... )

школа, песня, женщины

Leave a comment

Comments 95

shenbuv May 12 2008, 04:24:35 UTC
Не знаю, не знаю.
У Яшки первая учительница была очень хорошая, хорошо развивала слух. Но мягкая и нетребовательная. И он, в общем, дурака валял. А когда мы переехали в Кирьят Арбу, его новая учительница сделала из него котлету, я даже однажды ей записку написала, чтобы она все же помягче с ним. Но поставила руку, и теперь он делает аттестат зрелости по музыке и играет, как профессиональный музыкант. Несколько лет чуть не плакал, но в итоге что-то вышло. И что плохого в страхе неуспеха и соревновательности? Любая человеческая деятельность на этом и построена.

Reply

emahunt May 12 2008, 04:48:33 UTC
Ну ты знаешь, вот Мэрил - сама пример такого подхода. В детстве ее ничему строгим образом не учили - ни нотам, ни технике игры - просто вокруг была музыка все время. Уже в сознательном возрасте, лет в 17, она начала учиться играть на скрипке и вскоре стала профессиональным музыкантом в серьезных оркестрах. Безо всяких слез и заставляний в детстве.

А у меня самой просто драйва такого нет - кого-то что-то насильно заставлять.

Ты так правда думаешь? Надеюсь, все же, что не любая. Не хотелось бы, плохие клеши.

Reply

shenbuv May 12 2008, 05:05:36 UTC
Это редкое исключение, особенно среди скрипачей, просто руку поставить очень сложно в позднем возрасте.
Чтобы музыка вокруг была, этому нужно уделять много времени и внимания, а где его взять? Отправить на урок и проследить, чтобы сделал домашнее задание, - гораздо легче.

Reply

emahunt May 12 2008, 05:18:01 UTC
Вопрос - почему это редкое исключение. Кажется, просто никто особо и не пытается: в детстве не научили - значит, фсио. Есть эта идея, что потом уже никак. Кстати, сам Холт выучился играть на виолончели в 50 лет. Было бы желание.

Ну, мы с тобой не музыканты, да, а филологи - у нас соответствующая среда в доме. Такая же интенсивность внимания к слову, к языку, как в иных семьях - к музыке. Так что правда, приходится прибегать к помощи внешних людей. Вопрос в том, какой месседж эти люди сообщат ребенку. Его мы решаем в соответствии с нашей идеологией in general - что для нас важно, приоритетно.

Reply


kushka May 12 2008, 05:30:50 UTC
ya soglasna s pred. oratorom ( ... )

Reply

emahunt May 12 2008, 05:44:03 UTC
Ну, это разумно, в принципе, в идеале. Только, к сожалению, на практике обычно получается что? Сколько там лет музыкальной школы, и потом человек всю жизнь близко не подходит к инструменту. Это то, что я наблюдала на примере своих одноклассников. Руку-то им поставили, а хули толку?

Понимаю также, что многие либеральные учителя не дали желаемого родителями результата. Но из этого еще не следует, что все последовательно либеральные - бестолковые.

Наверно, нельзя сказать, что строгая метода или там либеральная - хорошо или плохо. Был бы человек правильный, могущий найти взаимопонимание с учеником на той или иной почве.

Reply

kushka May 12 2008, 05:55:14 UTC
a chto dlya tebya "tolk"? pochemu ty dumaesh', chto tolku net? Ya bezumno zaviduyu ludyam, kotorye mogut podoyti k intrumentu i chto-to sygrat' - dlya sebya, v moment ploxogo nastroeniya.
i dazhe esli uzhe vsy zabyli, i sygrat' nichego ne mogut - znanie gde-to vnutri ostalos', i kak eto znanie povliyalo na umenie delat' chto-to v sovershenno drugix oblastyax - my ne znaem, no zub dayu - povliyalo eschyo kak.
U nas bylo 4 liberal'nyx uchitelya i 1 konservativnyi --- rezul'taty byli tol'ko u konservativnogo. Rebyonok vorchit, rugaetsya, tyazhelo, ne budu, a potom, kogda posle etogo "tyazhelo" nakonez poluchaetsya, i on igraet na scene, i potom lyudi podxodyat k nemu, i govoryat --- kak xorosho --- etot high ne na chto ne promenyat' -- eto nastoyaschee udovol'stvie ot im samim dostignutogo. S liberal'nym podxodom takim udovol'stviy u nas ne bylo (zato legko, da..)

Reply

emahunt May 12 2008, 06:50:20 UTC
Толку нет, когда человеку не хочется подходить к инструменту, когда музыка не стала для него важной частью жизни (видала, что часто возникает сильное отторжение в результате муштры). Спрашиваю всегда у людей - а ты когда-нибудь играешь? Садишься за интсрумент? Скрипку в руки берешь? Как правило, нет. Или садятся, только если надо проследить за домашним заданием детей. Потому что воспроизводство должно быть, reproduction ( ... )

Reply


kreina57 May 12 2008, 07:57:33 UTC
А вот система Сузуки? Насколько я понимаю, весьма распространенная в США. На LI, где я прожила почти семь лет, у нас чуть не все дети туда ходили с трех лет. Никакого советского затравливания, а результаты прекрасные, причем со скрипкой.
Сама я, к сожалению, выучена в системе "через тернии к звездам" (не музыке) и по-другому заниматься с детьми не могу. Но не очень-то этому рада. Не считаю слезы и отвращение обязательными элементами обучения на высоком уровне. Хотя в психологии описан же демотивационный кризис, вот как у детей с ним бороться?

Reply

emahunt May 12 2008, 08:06:51 UTC
Я как раз спросила сегодня у Мэрил про Судзуки. Она говорит, что это подход, прямо противоположный ее собственному. Затравливания там нет, но, насколько я поняла из ее объяснения, он достаточно бихевиористский и технологичный. Долбишь один маленький кусочек до полного совершенства. Потом другой так же. И постепенно доводишь продукт до кондиции. А у Мэрил все строится на текучести, перетекании, живом интересе. Естественный интерес ребенка удерживатся на одном предмете столько, сколько удерживается. Потом ты можешь спокойно двинуться к чему тебе захотелось дальше. А к первому ты еще не раз с радостью вернешься так или иначе, на других уровнях. Нелинейный процесс, холистический.

Про демотивационный кризис не знаю. Где почитать?

Reply

kreina57 May 12 2008, 08:56:40 UTC
Да я и сама не знаю. Взрослым обычно так и объясняют - это, мол, у Вас кризис, так как сейчас нет незамедлительных результатов. Потерпите, это пройдет.
А как с детьми, кроме как давить на них, сама не умею.
М.б., по системе Мэрил их (кризисов, а не детей) и не бывает?

Reply

emahunt May 12 2008, 14:13:37 UTC
Кажется, по Мэрил не должно быть кризисов, нет :) Тут, видимо, главное не заморачиваться, не зацикливаться на каких-то этапах, сроках, последовательности действий, ожидаемых результатах, а самому помощнику (sic - не учителю, это важный момент) чувствовать себя в этой среде как рыба в воде. И когда нет боязни, страха, что кто-то утонет - все плывут, вода сама держит.

Кстати, прямая аналогия с родами. Отдаться процессу и не мешать ему, "to trust birth". Как бы роль не гинеколога, а hands-off-style акушерки или дулы :)

Reply


uzheletta May 12 2008, 13:34:47 UTC
Катичка, ты забываешь все ж, что Q -совершенно уникальный ребенок.
и в чуть более конкретном и ярко-выраженном смысле, чем "все дети талантливы" и т.д.

все дети тянутся к музыке инстинктивно, с этим я согласна.
но Q из тех детей, которым важно не мешать, а предоставлять возможности.
очень многим другим детям нужны структура, дополнительная мотивация (возможно даже в виде соревнований),
формальная музыкальная грамота тоже не помешает и т.д и т.п.
Холт-крут :)

Reply

emahunt May 12 2008, 14:01:21 UTC
А я верю, верю, что разным детям нужно разное. В том-то и штука, чтобы им всем не предлагать одинаковое, традиционное и не быть недовольным, если что-то идет не по схеме.

Холт крут, а ты тоже. Очень круто то, что ты делаешь с детьми в театре, очень. Я счастлива, что у Q есть такая возможность, что ты ее ему предоставляешь. Что у Q есть такие взрослые люди, как ты и Мэрил, которые его чувствуют и доверяют его интуиции. Это дает ему очень большой заряд сил и ощущение того, что все возможно.

Reply

uzheletta May 12 2008, 14:08:07 UTC
про разное и разные подходы согласна очень.
похвалы и дифирамбы передам Ванде :)
приходите в субботу, скучаем очень.

Reply

emahunt May 12 2008, 14:16:54 UTC
Ванда тоже молодец, я знаю. Но ты первая задала сеттинг, тон.
Придем. Позвоню сегодня Мифе.

Reply


vsha May 12 2008, 14:50:40 UTC
сколько ж надо детей сломать, чтобы к такому подходу придти в конце концов.
оба подхода (муштра и игра) работают. главное знать где, к кому и как их смешивать. не верю в метод сам по себе. дело в личности педагога.

Reply

uzheletta May 12 2008, 14:59:07 UTC
мне тоже кажется, что харизма педагога безумно важна.
ребенку должно хотеться быть рядом с этим человеком и быть похожим на него.
и да, должна быть где-то счастливая золотая средина, между игрой и муштрой.

Reply

emahunt May 12 2008, 15:16:12 UTC
Кажется, исторически при помощи музыкальной долбежки детей сломали много больше, чем вдохновили.

Я согласна, что личность педагога важна. Она как бы входит в метод, предполагается в нем. О плохих, никчемных учителях даже не говорим здесь. Скажем, есть два крутых учителя - такой и сякой. Мне кажется, на стороне либерального - маневренность + возможность и желание охватить больше уровней и потребностей этого конкретного человека, ребенка (в т.ч. не имеющих прямого отношения к музыке).

Reply

vsha May 12 2008, 15:24:21 UTC
>Мне кажется, на стороне либерального - маневренность + возможность и желание
>охватить больше уровней и потребностей этого конкретного человека, ребенка

вполне. я самолично сломал одного долбёжкой. зато другой три года учится, а ноты не знает. но не дебил.
ничего нового всё равно никто из нас не скажет на эту тему. музыкант - это как лотерея, когда многие компоненты и обстоятельства вдруг совпали в одном месте для одного человека.
все же остальное регулируется силами посторонних(читай, образователей) в том или ином направлении в зависимости от их же целей. пользуптся они совокупностью искутвенных рычагов, и при этом стараются сделать весь процесс приемлемым для всех, если не приятным.

Reply


Leave a comment

Up