Мэрил

May 11, 2008 22:55

Вот статьи Мэрил про unschooling в музыкальной педагогике. Я вышла на Мэрил, когда искала в сети информацию про одного из основоположников движения unschooling, Джона Холта. Холт в 60-е был учителем в школе, и вот что он делал. Он много лет систематически ходил на уроки к разным своим коллегам и очень внимательно следил за каждым ребенком - как тот ( Read more... )

школа, песня, женщины

Leave a comment

kushka May 12 2008, 05:30:50 UTC
ya soglasna s pred. oratorom ))
a eschyo - u menya samoy ochen' negativnyi opyt kak raz myagkogo nezastavlenchiskogo podxoda: nichego ne dovela do konca, nigde ne stala profi.
I so starshim - delaet, chto xochet, chto nravitsya i kak nravitsya -- seichas igraet na bassgitare, ot uchitelya bez uma, no --- nichego dl'nogo iz etogo ne vyxodit - ni znaniy, ni umeniy, ni ponimaniya , ni prosto chuvstvovaniya.
a srednego reshila taki blyusti, blago i uchitel'nica popalas' klassnaya, strogaya, no ochen' uvlechyonnaya. Da, zastavlyayu, da, inogda ne xochet, maetsya - no, ruka postavlena pravil'no (nakonec-taki), osnovy znaet, i kogda na nego naxodit vdoznovenie - sochinyaet zamechatel'noe.
Tvoy sluchai - ochen' chastnyi (imho).
Detei nuzhno zastavlyat' i zainteresovyvat' - both! est' osnovy, kotorye skuchny, est' momenty v izuchenie chego-libo, kogda kazhetsya - vsyo , ne xochu, est' prosto rabota i umenie rabotat'. Konechno, est' takantlivye deti, kotorye i bez vsyakix shkol budut znat' i umet' i chuvstvovat'. mozart pisal v 3 goda to, chto mne ne napisat' i v 60. Est' i uchitelya, kotorye umeyut zainteresovat'. No takix edinicy.
Gde-to est' zolotaya seredina - eyo i pytayus' derzha'sya.

Reply

emahunt May 12 2008, 05:44:03 UTC
Ну, это разумно, в принципе, в идеале. Только, к сожалению, на практике обычно получается что? Сколько там лет музыкальной школы, и потом человек всю жизнь близко не подходит к инструменту. Это то, что я наблюдала на примере своих одноклассников. Руку-то им поставили, а хули толку?

Понимаю также, что многие либеральные учителя не дали желаемого родителями результата. Но из этого еще не следует, что все последовательно либеральные - бестолковые.

Наверно, нельзя сказать, что строгая метода или там либеральная - хорошо или плохо. Был бы человек правильный, могущий найти взаимопонимание с учеником на той или иной почве.

Reply

kushka May 12 2008, 05:55:14 UTC
a chto dlya tebya "tolk"? pochemu ty dumaesh', chto tolku net? Ya bezumno zaviduyu ludyam, kotorye mogut podoyti k intrumentu i chto-to sygrat' - dlya sebya, v moment ploxogo nastroeniya.
i dazhe esli uzhe vsy zabyli, i sygrat' nichego ne mogut - znanie gde-to vnutri ostalos', i kak eto znanie povliyalo na umenie delat' chto-to v sovershenno drugix oblastyax - my ne znaem, no zub dayu - povliyalo eschyo kak.
U nas bylo 4 liberal'nyx uchitelya i 1 konservativnyi --- rezul'taty byli tol'ko u konservativnogo. Rebyonok vorchit, rugaetsya, tyazhelo, ne budu, a potom, kogda posle etogo "tyazhelo" nakonez poluchaetsya, i on igraet na scene, i potom lyudi podxodyat k nemu, i govoryat --- kak xorosho --- etot high ne na chto ne promenyat' -- eto nastoyaschee udovol'stvie ot im samim dostignutogo. S liberal'nym podxodom takim udovol'stviy u nas ne bylo (zato legko, da..)

Reply

emahunt May 12 2008, 06:50:20 UTC
Толку нет, когда человеку не хочется подходить к инструменту, когда музыка не стала для него важной частью жизни (видала, что часто возникает сильное отторжение в результате муштры). Спрашиваю всегда у людей - а ты когда-нибудь играешь? Садишься за интсрумент? Скрипку в руки берешь? Как правило, нет. Или садятся, только если надо проследить за домашним заданием детей. Потому что воспроизводство должно быть, reproduction.

Про косвенное влияние на другие сферы мышления и мировосприятия - это наверняка. Как любая серьезная практика.

У Q удовольствие от занятий с Мэрил огромное, мало с чем сравнимое. От классических уроков у него оставалось смутное чувство вины и безвыходности, загнанности в ловушку. Он их саботировал. Насчет выступления на сцене - Q очень здорово играет в театре. Это для него не является каким-то трудом, не дается кровью. Просто играет, как дышит. Тоже люди потом подходят, хвалят: "ты потрясающе играл, лучше всех!", но ему это не важно вообще. В этом нет никакого для него личного достижения. Он просто получал удовольствие от игры, pure pleasure.

Reply

kushka May 12 2008, 07:02:52 UTC
naskol'ko ya ponimayu, Q - ne srednestatisticheskiy mal'chik ))
poetomu, po nemu trudno delat' obsche-social'nye vyvody.
No esli by takaya maryl byla by dostupna vezde i vsem - eto bylo by xorosho. No uvy - takix edinicy. a liberalism v neumelyx rukax - eto skoree zlo, chem dobro.

Reply

emahunt May 12 2008, 07:36:07 UTC
Я не защищаю раздолбайство как таковое и не делаю выводов о среднестатистических людях. Хотя при ином подходе - кто знает? - среднестатические люди могли бы оказаться не среднестатистическими. Вдруг бы был такой шанс - если бы им больше повезло со средой, с учителями, которые бы распознали их конкретные, индивидуальные нужды и особенности.

Когда мне говорят - просто у тебя ребенок такой талантливый, мне хочется сказать, что это и так, и не так. Мне кажется, очень многое формируется подходом к жизни и условиями, которые у нас сложились, в которые он попал, и которые ему хорошо подходят, конкретно ему.

Reply

kushka May 12 2008, 17:22:08 UTC
Imenno - konkretno emu, s uchyotom ego vrozhdyonnyx predraspolozhennostey, ot kotoryx nikuda ne det'sya.
Esli by u menya ne bylo detey - ya by na 100 proc. s toboy soglasilas', potomu chto eta teoriya liberalizma v pedagogike mne ochen' sozvuchna, no na praktike - uvy - nichego ne vyshlo. Pochemu ? ne znayu -- byli li ploxie uchitelya? ili ya ne tak kak nado uchavstvovala v processe - ne znayu.
Mozhet, prosto u nas net etoy vrozhdyonnoy predraspolozhennosti k muzyke. Zato starshiy bez uchiteley i zanyatiy pishet scenarii k fil'mam, a sredniy -- opyat' zhe bez zastavleniy i uchiteley -- sobiraet elektricheskie seti.

Reply

emahunt May 12 2008, 17:36:34 UTC
Ух ты, круть! Я вот так и думаю, что все дети талантливы в своем уникальном роде. Важно только понять, в чем именно, как это устроено и постараться поддержать/не мешать. А фильмы потом кто-нибудь снимает по сценариям?

Сети Q с удовольствием собирает вместе с малюткой Л., ребенком pozvonochnoe - у них конструктор электрический есть :) Они у нас главные по science.

Reply

kushka May 12 2008, 19:30:32 UTC
o, malyutku L videla paru raz. On zamechatel'nyi.
fil'my - predlagayu emu sobrat' komandu i zasnyat' malen'kuyu korotkometrazhku, no on poka stesnyaetsya.
da, ya vsyo boyus', chto chto-to ne raspoznayu v detyax. poetomu pytayus' ix sovat' vezde i vsyudu -- universitetskiy podxod. a tam dal'she oni sami razberut'sya, k chemu u nix lezhit dusha.

Reply

emahunt May 12 2008, 19:45:32 UTC
А сколько лет твоему старшему? Может, их всех как-то сконтачить при случае - пусть снимают. Ты детей сюда возишь когда-нибудь?

Reply

kushka May 12 2008, 20:08:52 UTC
byla mysl' soedinit'sya s Inkoy i priexat' cyganskim taborom, no poluchaetsya uzhanso dorogo. (

Reply

seva May 12 2008, 08:47:24 UTC
От классических уроков у него оставалось смутное чувство вины и безвыходности, загнанности в ловушку. Он их саботировал.

Так это, видимо, просто педагог плохой.

Reply

emahunt May 12 2008, 13:50:32 UTC
Это не так. Педагог был очень серьезный, вырастил настоящих серьезных пианистов. Уверяю тебя, что все сторонники академического подхода были бы (и есть) довольны. Неприемлема для нас была сама идея, что нужно работать в поте лица, продираться, и оно окупится сторицею.

Reply

seva May 12 2008, 15:28:00 UTC
Это не мешает ему быть плохим. Я знаю тоже очень серьезных из Московской консерватории, они выращивают, кстати, скрипачей, но при этом способны превратить детство в какую-то катастрофу. Детей можно нормально учить, вполне академически и при этом чтоб им приятно было. Вернее, чтоб им приятно было нормально заниматься.
Нет, Кать, если ты не хочешь, чтоб ребенок был гилельсом, и тем более если он этого не хочет, так и нормально.

Reply

emahunt May 12 2008, 15:37:51 UTC
Да вот он, вроде, не хочет. А у меня тоже такого драйва нету, чтоб гилельсом. Хотелось бы, чтобы он получал радость от музыки и от собственной работы/игры с музыкой.

Reply

seva May 12 2008, 15:53:10 UTC
Ну и хорошо, только тут есть другая опасность - а вдруг как потом он все-таки захочет, гилельсом там или негилельсом, ан как бы поздно не было. Вот тогда где будет его радость. Потому как настоящая радость от музыки - это когда умеешь нормально играть, но тут совершенно никак без гамм.
Кстати, не видела фильм Five easy Pieces? Там ак раз о том, как Джека Николсона задолбали классической музыкой. При этом я совершенно уверен, что можно не задалбывать, а мирно ее использовать.

Reply


Leave a comment

Up