Законные мысли

Nov 04, 2011 22:48

Подумалось, что покаяние это такая штука, которая переводит все перфектные формы в аористные. Факт в прошлом остается, а состояние его совершенности исчезает. Факт, таким образ повисает в воздухе: не существует человека, находящегося в состоянии его совершения. Пример ( Read more... )

Писания, размышления

Leave a comment

Comments 48

fratello_lew November 4 2011, 19:04:06 UTC
семинарские размышления. нет никаких правил. абсолютных - нет. заповедей тоже - нет. вернее есть, одна, но она совершенно не проясняет, что черное, а что белое.

Reply

elga_student November 4 2011, 21:15:48 UTC
ну хоть за семинариста сойду)
под заповедью я понимаю не частное предписание типа "Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим". Заповедь это что-то вроде "устава". Вся совокупность требований, которые Господь прилагает к каждому из нас.
Когда Давид говорит "Закон Божий в век века" он явно не подразумевает "не вари козленка в молоке матери ее", а что-то более общее.
Если мы не знаем, что черное, а что белое, то Страшный Суд невозможен и несправедлив. А мы знаем, но не хотим принимать. И нас есть за что судить.

Reply

fratello_lew November 4 2011, 21:22:47 UTC
тогда получается, что заповедь-закон Божий-устав в твоем понимании это что-то вроде совести? если это что-то неконкретное, а общее. иначе откуда мы про это общее узнаем?
но тогда во-первых, совесть тоже замутнена человеческим грехом. а во-вторых, она у всех разная, зависит от социально-культурного контекста.

не знаю, может быть Страшный суд и невозможен. а почему он должен быть возможен? и тем более справедлив? если по справедливости, то всем придется гореть в аду, разве нет?

Reply

elga_student November 4 2011, 21:45:18 UTC
"заповедь-закон Божий" это общий закон бытия мира. В гораздо большей степени чем, например, законы Ньютона. Человеческая совесть, сохраняя какую-то богообразность, может чувствовать отклонения от этого закона. А может, как ты говоришь, и не чувствовать. Закон конституирует мир, задавая в нем "верх" и "низ", "право" и "лево" (как тот же закон Ньютона, между прочим). Имея смутное понятие об этом законе мы говорим, что, например, прп. Серафим - святой человек, а Гитлер - негодяй. Имея смутное понятие об этом законе мы понимаем притчу об овцах и козлищах, в которой первые оказываются по левую руку, а вторые - по правую.

Отвергая наличие Божьего закона мы, если не скатимся в анархизм, рискуем оказаться протестантами с их "solo fidei".

Обрати внимание, я не имею в виду того, что Страшный Суд будет проходить по справедливости. Я имею в виду, что само понятие суда оказывается совершенно бессмысленным если хотя бы в уме Бога нет понятия о "правом" и "неправом". В этом смысле он и невозможен. Авраам говорит: "Судия всей земли поступит ли

Reply


brat_den November 5 2011, 15:26:04 UTC
Смею не согласиться с последним высказыванием. Полнота, истина, свобода, закон... есть в Боге. И всё в абсолютном смысле, верхний предел содержания. Все остальные понятия и стоят "по сравнению". Всё в Боге соединяется как в платоновской идее - в идеальном смысле. Абсолютная полнота, относительно которой мы все остальные полноты можем анализировать. Истина в сущностном смысле, относительно которой мы можем говорить, что та или иная вещь истиннее, потому что она ближе к Истине, а другая хуже, поскольку отстоит от истины далеко.
С точки зрения Бога не важно, протестант ты или православный, но с точки зрения наличествующего мира, в котором мы живём, имеется большая разница. При первом приближении - в учении. При втором - в следствиях для бытовой жизни, в которой мы живём.

Reply

fratello_lew November 6 2011, 17:48:58 UTC
я так понимаю , вы с моим высказыванием не соглашаетесь?
если да, то отвечу.

в чем же следствия для бытовой жизни в разнице между православным и протестантским учением? и те и другие живут, верят в Бога, любят ближнего.

Reply

elga_student November 6 2011, 19:28:39 UTC
я так понимаю, вы с моим высказыванием соглашаетесь?)

Reply

brat_den November 6 2011, 20:42:32 UTC
Верно, несогласен я был с последним высказыванием про то, что "...нет никакой гарантированной полноты нигде. есть наша жизнь и то, как мы ее живем, не так уж важно по большому счету, кто мы православные или протестанты" и пытался его опровергнуть. Думаю, что из последующей дискуссии позиция мне ясна ( ... )

Reply


brat_den November 7 2011, 04:08:25 UTC
Польза в том, что мы знаем, "как надо, как на самом деле, как хорошо" благодаря теории. Поэтому нам есть к чему стремиться, благодаря теории мы можем иметь представления о должном образе существования, которому мы пока не соответствуем.

Практика стремится максимально соответствовать теории.

Reply

fratello_lew November 8 2011, 16:03:10 UTC
отлично. предлагаю проверить ваше утверждение в свете Евангелия. назовите мне среди людей, описанных в Евангелии, тех которые мыслили и говорили так как вы "мы знаем как надо, как на самом деле хорошо". апостолы, мироносицы, Никодим, Марфа и Мария, Лазарь, Богородица, Иосиф? (ну разве что Иоанн Креститель, но он, строго говоря, относится больше к ветхому завету, чем к новому). нет чаще всего, так мыслили и говорили фарисеи, саддукеи и книжники. блюдите, ибо опасно ходите.

Reply


Leave a comment

Up