Наш "1 класс"

Sep 04, 2020 18:06

Начало нового учебного года. Расскажу чуть подробнее о нашем образовании (раньше только умную карту показывала). Сначала про 1 год. К записи я прилагаю ссылки на карты наших занятий, они дополняют рассказ, потому что там хотя бы исчерпывающий список тем. Одна карта посвящена общим занятиям, а вторая - индивидуальноей работе Ардана.
https://yadi.sk/i/XCMNpdMlZYGRQA
https://yadi.sk/i/87wFPvCR6fI0LA

Раньше я писала об это вот здесь.


1. Обстоятельства. Мы занимались вместе два раза в неделю. Мы - это четверо собственно «первоклассников» разного возраста, пятеро детей постарше (участвующих эпизодически и кто как) и четверо шебутных малышей-трёхлеток, и изредка и несколько других малышей. За два дня мы должны были успевать всё самое интересное. Что именно - определяли вместе. Кроме занятий дети привлекаются к быту - накрыть-убрать стол, убрать детскую, украсить помещение и т.п.

2. Семейное образование. Все семьи учатся по-своему, по выбранным самостоятельно стратегиям и книгам, кто-то более уверенно, кто-то менее. Кто-то сдаёт аттестации, кто-то - нет. Вместе мы начинаем учиться в октябре.

3. Учебный план совместных занятий. Год состоял из группы предметов, которые идут постоянно от недели к неделе, и предметов, которые идут блоками-погружениями месяц-другой-третий, а потом перетекают в другое. Все большие блоки объединяют ряд дисциплин, и взаимосвязи тут - самое важное и интересное. Вырисовывается большая тема, некая базовая канва, на которую надеваются, наслаиваются, цепляются другие вопросы. В карте вы можете видеть блок «История, язык, математика, литература», но в действительности, в него входили и другие вопросы из других блоков. И над всеми предметами возвышается наша сверх-задачаа, сверх-тема: научиться учиться. К ней мы возвращались, постоянно проговаривая, что вот это и вот то - такие способы запоминания, структурирования, оформления информации. У нас было несколько занятий, посвящённых конкретно методам изучения и запоминания, доступным ученикам.

4. Регулярные занятия. К регулярным у нас относились все занятия по искусствам, этикет, разминки («физическая нагрузка»), катехизация, «сезонные занятия» и естествознание. Естествознание вела прекраснейшая наша Наташа Геда, она знакомила детей с интересными опытами, учила их вести лабораторные отчёты и листы (и дневники) наблюдений, смотрела в микроскоп, делала с ними замечательные лэпбуки. С Наташей дети вырастили свои первые «огородики».

Отдельно от первоклассников для детей постарше я тоже вела занятия по христианской культуре, латыни, церковно-славянскому, литургике (обзорно). А ещё для них отдельно Тоня вела «окружающий мир», а точнее с ними читали и разбирали интересные книги о природе и путешествиях, и делали проект.

«Сезонные занятия» - наша традиция. Мы всегда проводим встречи, посвящённые сезону в том или ином виде, одну-две в сезон. В этом году они включали в себя знакомство с музыкой по временам года, рисование, стихи.

5. Большие блоки. На занятия больших блоков у нас отводилось 2 часа в неделю куском (с перерывами, конечно).

Сквозной над-темой первого блока 1 года (осень) было познание («Философия и методология науки и обучения»). Это были наши первые встречи, касающиеся школьного образования, и их мы посвящали беседам и обсуждениям. Зачем мы получаем образование? Что такое наука? Как, зачем, почему человек познаёт мир? Что в мире интересно, а что нет? Чему можно верить, а чему - нет? Что истина, а что - нет? Что такое мироздание, и какие Бог дал нам способности и возможности? Отдельно и долго мы обсуждали, какие есть науки, кому что нравится, какие науки любят окружающие взрослые. Мы изучали классификации на игрушках и конструкторах. Играли в карточки с науками и в «передай мяч» с называнием того, кто что любит. Мы смотрели на таблицу с перечнем предметов на всю общеобразовательную школу и обсуждали её. Мы говорили о научных теориях и Откровении.

Сквозной темой второго блока 1 года была линия времени и письменность. Как бы это рассказать… Вот собрались некоторые дети учиться. Традиционным началом любого обучения является изучение букв? Буквы-то все наши дети знают, но всё же традиция мудрая, мы подошли к ней по-своему, по-конструктивному. Перво-наперво надо обсудить, зачем человек вообще это делает сейчас, и как он вообще приходит к познанию. Откатиться, так сказать, к началу всякого познания - это мы сделали осенью. А если уж откатились к началу, неплохо бы окинуть взором всю историю, т.е. познакомиться с хронологическими эпохами. Развернули большую линию времени, научились располагать на ней эпохи в правильном порядке, потом - события. Нарисовали её и так, и сяк, а потом пошли по пути «изобретения письменности». Поиграли в каменный век и рисуночные послания, и в письмо царю Дарию, порисовали протоиероглифы, пописали кистью на рисовой бумаге иероглифы китайские и почитали египетские. Поплавали по игровой карте Средиземного моря вместе с финикийцами, покрутили Фестский диск и почитали японское слоговое письмо. А потом уж познакомились с финикийским, этрусским, греческим, латинским алфавитом. Пока не попали в Византию и не узнали о святых Кирилле и Мефодии. И на каждом этапе, на котором мы знакомились с разными подходами к письменности в истории, мы обсуждали (т.е. изучили через сравнение, через беседу и игры) что такое звуки, что такое письмо, слоги (и работали со слогами русского языка), что такое слово, часть речи. Сочиняли свои иероглифы, догадывались, в чём разница между частями речи, рисовали схемы, придумывали рассказы, заполняли таблички, знакомились с календарями и рисовали мир глазами древних людей. А ещё считали - например, считали, сколько и каких нужно продуктов на неделю одной семье в эпоху палеолита.

Весной мы продолжили историческую тему, но с большим акцентом на историю и математику. Мы знакомились с цивилизациями Древнего Мира, и в каждой цивилизации с некоторыми персоналиями, и тем, что нас с этой конкретной древностью связывает. И читали - я читала вслух мифы и легенды. «Энеида», «Рамаяна», легенды Египта и Греции, Рима и Китая.

Последним блоком у нас были темы, которые дети сами захотели изучать. Им мы посвятили несколько встреч.
В течение года я пару раз спрашивала детей, не хотят ли они сами рассказывать что-то, но они, конечно, говорили: «Нет, нет, ни за что». Но год мы всё-таки закончили первыми докладами по ботанике. А ещё я "заставила" их рассказать старшим детям по итогам занятий о том, как же появились письменности (в итоге появилось древо письменностей). Ну а финальным ярким аккордом гуманитарных изысканий стала постановка «Рамаяны» в лесном лагере летом. Это были ступеньки к новому этапу, в котором доля самостоятельно работы стала больше, и интерес детей к ней тоже вырос.

6. Домашние задания. Они у нас были, но умеренно и с возможностью их не выполнять.

7. Ардан. Что касается конкретно нашей семьи, в занятия мы погружались постепенно. Полгода у нас кроме общих учебных дней был только один - понедельник. Но он был посвящён полностью учёбе с перерывами. Мы тут и домашние задания делали, и писали, и лэпбуки клеили, и проекты делали (было два больших - про Великую китайскую стену и про соль). Каждый день вечером мы читали познавательные книги или смотрели документальные фильмы на разные темы. Во второй половине года мы стали делать какие-то задания и в другие дни. К лету у нас установился «утренний учебный ритуал» (когда в определённое время каждый день учебные рутины). А на второй год уже началась история с планированием недели.
Об этом продолжение следует…















Ардан, дзуйхицу, живые традиции, winë, Эльгаладна, со-бытие, дети, культурология, cо-бытие, лекции и занятия, община, образование, lapse, о воспитании, домашнее образование, семейная тема, ученые труды

Previous post Next post
Up