Наш "2 класс"

Sep 07, 2020 15:22

Ссылки на упомянутые материалы я соберу в конце текста, так мне удобнее.

Начало - про 1 класс - здесь https://elenhil.livejournal.com/338450.html
Карта общих занятий 2 года - https://yadi.sk/i/4AnbixI6Wx5g3w
Карта занятий Ардана 2 года - https://yadi.sk/i/NEOvVjt-sOITQw

1. Обстоятельства. К двум основным дням совместных занятий у нас прибавился день музыки для троих детей, включая Ардана. А последние учебные месяцы мы в ногу со всем миром прошли в Зуме, заменив запланированное на то, что удобнее для видеовстреч.


2. и 3. В ходе образования наших семей и в учебном плане сохранилась та же система и общая структура, но изменился состав занятий. Сверх-задачей я себе поставила переход от пассивного ученичества к активному: от моих рассказов к докладам, дискуссиям, диспутам, планам и конспектам.

4. Регулярными на протяжении всего года теперь были: химические опыты, катехизация, рисование, биология, разминка и пение+речь. Кроме этого на детей легла обязанность готовить обед.

Химические опыты (наборы Mel Chemistry) дети проводили по большей части самостоятельно, а потом рассказывали. Малыши тоже к концу года смогли участвовать, по крайней мере Дейрдре втянулась. По многим из опытов мы проводили обсуждения и делали конспекты, и увязали их с большим блоком по анатомии, биоритмам и питанию.

Рисование было призвано познакомить с жанрами и стилями искусства.

Биологию вела наша самая старшая девочка Агнесса по своему авторскому курсу.

Для старших детей также отдельно были занятия по истории культуры и костюма. Занятия по сольфеджио, истории музыки и музыкальным инструментам перенесли на отдельный день потому, что многие ходят в музыкальные школы, и это у нас не всем нужно.

Кроме этого мы умудрились поставить спектакль. Сезонные занятия в этом году включали в себя обсуждение календарей, народных традиций, сказания и рукоделие.

Наши разминки состоят из дыхательной гимнастики, гимнастики мозга, артикуляционных упражнений, упражнений для координации, на ритм, речевые упражнения и распевки.

5. Большие блоки.
1 блок: анатомия, питание, биоритмы, инструменты учёбы - осень+декабрь. Мы снова знакомились с умными картами, схемами, пиктограммами, ключевыми словами и применяли это всё на практике к изучению анатомии и биоритмов. Об органах чувств и системах дети рассказывали сами. Сами пытались составить большую умную схему систем, аппаратов и органов, а мы вместе их проверяли и дополняли у каждого. Потом сами вели наблюдения за тем, как проходит их день. Затем составляли на основе этого расписание, и мы вместе учились, получая домашнее задание, планировать день и время его выполнения. По итогам знакомства с темой биоритмов мы провели и первую дискуссию о том, как правильно строить свой день, где я была оппонентом, а они должны были меня убедить в необходимости правильного режима дня.
В продолжение этой темы, когда начался карантин и мы стали встречаться в зуме, у нас еженедельно были занятия, посвящённые разным веществам и их роли в питании (вместо химических опытов разговоры о химии). Снова делали доклады, а закончили сводной беседой - дети совместными усилиями должны были объяснить мне, так как же выглядит правильное питание с точки зрения изученных анатомии и химии.

2 блок, занявший три месяца, был гуманитарным и крутился вокруг русского языка и культуры. Мы познакомились с орфографией, пунктуацией, морфологией и морфемикой (я имею в виду: познакомились с тем, что есть эти науки, ну и со сведениями, касающимися второ- и третьеклассников), а также со словарями - всё через соприкосновение с историей языка и русским эпосом. Почитали тексты с ненормированной орфографией, вспомнили про кириллицу с глаголицей. Читали былины, выделяя и разбирая со всех сторон незнакомые слова и обсуждая сюжет. Познакомились с индоевропейцами и Повестью временных лет, почитали «Откуда берутся слова?» (энциклопедия «Белого города»), помучались, придумывая, как же находить корень в словах. Поздоровались за ручку с приставками и суффиксами и посоставляли слова с ними, стараясь отличить первых от предлогов. А потом понеслись в знакомство с видами текста, структурой повествования, разобрали по косточкам несколько сказок, определяли смысл сказки с опущенными определёнными частями речи, познакомились с Проппом и архетипами, написали свои истории, поиграли в «Коробку сказок» и научились делать доклад по плану. А завершили уже в карантине чтением «Эссе о волшебных сказках» Толкина (а потом и его сказки пошли).

3 блок, проведённый в карантине, в основе имел историю Древнего мира, встречались почти каждый день. Без карантина он тоже должен был быть практическим - с путешествием по карте и рассказами детей о разных цивилизациях, но это мы отложили. Вместо того, вооружившись «Силлабусом структуры и стиля русского языка» от «Классических бесед» мы отрабатывали выделение ключевых слов, составление опорной схемы текста и восстановление повествования по ключевым словам на основе небольших (1-2 абзаца) рассказов о странах Древнего мира. Попутно мы дополняли знания новыми персоналиями, картинками, изучением карт (физических, политических, военных), чтением памятников. Поговорили мы и о переселении народов, Израиле и Ханаане, путешествиях апостолов. Потом мы почитали «Этот древний-древний-древний мир», дополняя смешные рассказы новыми пояснениями и картинками. Параллельно мы познакомились с Сократом, Платоном и Аристотелем, с искусством диспута, и целых два диспута провели. Почитали один диалог Платона.
Финальным аккордом была игра в Троянскую войну.

6. Домашние задания в этот раз были каждую неделю, и я стараюсь, чтобы задания были больше на самостоятельную работу в русле общей.

7. Ардан. В этом году во мне проснулась мама-достигатор, с ней пришлось бороться. Потому что первый год мы закончили частично 3-м классом, поэтому занятий в день у нас было много, и меня несло быстрей-быстрей закрыть начальную школу на втором же году. Но при этом мы себе позволяли и регулярные каникулы. Мы много слушали аудио-книг и циклов передач на Арзамасе, стали читать-писать каждый день (учебные «рутины»), снова читали научпоп, смотрели разные передачи (в основном, история, биология и археология), делали проекты - например, составили большой альбом самых интересных соляных месторождений мира. И химические опыты делали сами, в том числе. Кроме того, мы как зайчики, выбрали себе иностранный язык - японский, и начали вместе его учить с Школой Даниила Григорьева. А к концу года к нам присоединился Эленхиль, и стал заниматься с нами по курсу Minna no Nihongo. Японский у нас 3 раза в неделю по вечерам + ежедневно иероглифы и слова.

Как я написала выше, я задавала составить расписание самостоятельно. Ардан составил. С тем, чтобы держать все пункты в голове самостоятельно, было пока сложновато. Также он сам решал, каким из проектов займётся на каком этапе. Каждый раз, когда нам приходится реструктурировать расписание, он делает это сам.
Закончили мы год с бесплатным из-за карантина Фосксфодом - слушали математику за 3-4 класс и биологию за 5. Так что достижения у нас вполне себе. И большие планы - приступить к биологии за 6 класс и химии за 7-8, а также к географии с пособием Классических бесед. А там поживём-увидим.

Подписка химических опытов Mel Chemistry - https://melscience.com/RU-ru/
«Откуда берутся слова?» - https://www.labirint.ru/books/355615/
«Коробка сказок» - http://korobkaskazok.ru/
Карточки Проппа - https://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/karty-proppa-dlya-detej
«Эссе о волшебных сказках» - https://royallib.com/read/tolkien_dgon/o_volshebnoy_skazke.html#0
Прекрасный спутниковый атлас библейских земель, онлайн - https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/sputnikovyj-biblejskij-atlas/
Усачёв А., Дмитриев А. «Этот древний-древний-древний мир!» - https://www.labirint.ru/books/539687/
Материалы «Классических бесед» - https://books.classical-conversations.ru/
Школа Данилы Григорьева - https://vk.com/japaninpictures

















Ардан, дзуйхицу, живые традиции, творчество, winë, Эльгаладна, со-бытие, Дейрдре, дети, культурология, лекции и занятия, история, община, образование, lapse, книги, о воспитании, домашнее образование, музыка, Япония, ученые труды, костюм

Previous post Next post
Up
[]