Политика своих интересов II

Mar 16, 2014 01:11

Часть I. Тёмный властелин
Часть II. Кориолан: интересы Народа
Часть III. Кориолан: великая справедливость
Часть IV. Бездна одиночества и невыразимая надежда
Часть V. Избранный
Часть VI. Герой

Часть II. Кориолан: интересы Народа

«Нет, жизнью в том клянусь, скажу сейчас.
Достойные друзья, меня простите,
Но черни смрадной и непостоянной
Я льстить не в силах. Пусть она увидит
Себя в моих речах. Я повторяю,
Что, потакая ей во зло сенату,
Мы сами сеем сорную траву
Бесчинств и бунтов, для которой почву
Вспахали и удобрили мы сами,
Себя поставив с чернью наравне,
Смешавшись с ней и поступаясь властью
В угоду подлым нищим».


Удивительная вещь - «Кориолан». Как всегда, с Неба сваливается на тебя что-то нужное, чего не хватало, как последней детали в мозаике. Вот и на меня в очередной раз свалилось - в виде прекрасной современной постановки английского театра «Глобус». Как прилежный зритель, перед просмотром я прочитала пьесу, потому что никогда не читала её ранее, да и вообще о ней не слышала.

Эпиграф - это кульминационное выступление главного героя, Кая Марция Кориолана, где он прямодушно излагает свои взгляды. Его позиция бросается читателю в глаза. Недаром в интервью о постановке актеры говорят больше всего о том, что Кориолан страдает за свои непримиримые взгляды, трактуемые как близкие к фашистским. Но я читаю дальше, читаю, читаю до конца и… я спрашиваю себя, есть ли в пьесе хоть один персонаж, который, в свою очередь, не был бы «кориоланом»? Я понимаю, что все действующие лица на протяжении всей пьесы страдают одной и той же убежденностью - убеждённостью в исключительной ценности интересов и воззрений своих и своего социального слоя.

В «Кориолане» нет персонажа, который был бы прав. Это выглядит удручающе точно подмеченной правдой жизни, не утрированной, не подчеркнутой никакой особенной сквозной мыслью, и весьма обыденной (это слово уже звучало в первой части моего трактата, и оно важное). Это обыденность столкновения интересов. Я поясню: есть арт-хаусные варианты историй, где смакуется и утрируется отвратительность героев, всё происходит и кончается плохо, и венчается циничной мыслью о том, что верить в светлое начало - глупость. Есть классические трагедии - сплетение злых умыслов, роковых обстоятельств, ошибок и недоразумений с истинными чувствами, искренними порывами, горячей жаждой постижения истины и т.д. Есть картины, более или менее умело показывающие срез неприглядной, грустной или страшной стороны реальности, взывающие к сопереживанию и очищению. А «Кориолан» - это картина про то, как неправы бывают все.

Начнём с Народа. Народ Рима, конечно же, хочет двух вещей - свободы и сытости. Народ в «Кориолане» очень искренен в своих желаниях и, конечно, знать не хочет о политических и финансовых сложностях управляющих. Народ то ругает власть, то хвалит её. Он не лицемерит, а говорит, что думает в текущую минуту. Народ вполне готов принять Кориолана своим правителем, хотя и знает его недостатки, потому что они уравновешиваются весомыми достоинствами. Народ прощает эти недостатки и гипотетическое нарушение обычая, прощает отношение свысока. Но боится голода и рабства. И происходит следующее - он принимает Кориолана, и через минуту, когда народу «объяснили», «что к чему», казнит того, кого избрал.

Проблема в том, что желания Народа ограничиваются именно свободой и сытостью, и никаких других принципов выше этого он не исповедует. Нет у него и знаний. Нет и видения общей картины. Поэтому, заведенный своими представителями во власти Брутом и Сицинием, Народ изгоняет своего защитника. Народ не может остановиться и подумать: что происходит, каковы последствия, справедливо ли это. Народ обиделся - народ прогнал. Плебеи реализуют плебейскую свободу - «что хочу, то ворочу». Под свободой народ понимает _свою_ свободу, вседозволенность конкретного «я» в получении необходимого или желаемого.

Высшие принципы и твердые взгляды стоят на страже сохранения общества и целостности собственного «я» человека. Высшие принципы всегда позволяли людям выживать в тяжелейших обстоятельствах, выбираться из лап смерти, совершать невозможное. А ещё высшие принципы не позволяют человеку становиться игрушкой в чьих-либо руках. Отсутствие высших принципов у действующего на политической сцене народа приводит к тирании. Свой интерес у народа пьесы и у многих реальных представителей народа носит такой бесхитростный, ничем не сдерживаемый, не омраченный никакими взглядами, характер, что сравнение с фашизмом то и дело приходит на ум. Только это не идеологический фашизм, а такой, скажем, почти детский. Человек просто не в состоянии увидеть, что свой интерес в свободе и сытости - это не высшая истина, ни в духовном, ни в социальном, ни в психологическом понимании. В результате он добровольно продает себя в рабство, борясь за свободу. И - если обратиться к живой истории - получив право слова и действия, народ вывешивает списки инакомыслящих для гонения и порицания, требует введения жесткой цензуры в социуме и сходит с ума от власти.

Именно так народ и приводит к власти тёмного властелина, хотя в Кориолане его, как такового, конечно, нет, а есть просто те, кто Народ использует. И оригинальным итогом борьбы самых разнообразных (уже настоящих, а не литературных) народов за свободу становятся жесточайшие, циничные гонения от его лица на всех, чьи действия врезаются в пространство свободы конкретного «я», т.е. тех, кто думает и действует из каких-то других соображений, не «народных».

Да и по правде сказать, «свобода от» - величайшая иллюзия, которая недостижима никогда. Умные политики это знают, поэтому прекрасно разыгрывают народ именно в те моменты, когда он кричит про свободу. Дарт Сидиус - Палпатин демонстрирует нам отличный сценарий использования голоса народа для установления империи с абсолютной властью. Нужно устроить выдуманную войну, а потом представить себя как орудие мира. Интерес республиканцев удовлетворен, поэтому никто не обратит внимание на уничтожение высшего принципа, на котором Республика строилась. Да что Палпатин… разве же мы не насмотрелись на это в реальной мировой истории?

При этом высшие принципы социальной жизни, как мне кажется, заложены в человеке так же, как и понимание любви, способность дышать, внутренний закон и многое другое. Мы социальны по природе и мы, на самом деле, если сосредоточимся, то начинаем чувствовать, как все должно быть. Пусть всё это покрывается разными наслоениями и искажается разным опытом, мы все знаем, что преследование чисто своего интереса не может быть социально здоровым.

В «Кориолане» очень наглядно показана картина демократии, которая имеет место и в нашей, например, стране. Народ Рима, преследуя свой интерес, на самом деле, совершенно не хочет участвовать в делах управления. Он прекрасно понимает, что не способен на это, и этого не должен делать. Народ возмущён тем, что патриции не распределяют свои богатства, чтобы накормить голодных в трудные времена, но не тем, что патриции, в принципе, управляют народом. Народ, на самом деле, придерживается тех же взглядов на государственное и социальное устройство, что и Кориолан, несмотря на всю грубость кориолановских слов. Как он уверен, что управлять государством должны те, кто готовится к этому с юности, так и Народ. Выдвижение представителей нужд Народа - вот всё, что Народу нужно для уверенности в завтрашнем дне.

Народ Рима в «Кориолане» находится в кризисной ситуации, поэтому на первый план выходят вечные народные проблемы: еды и свободы. В рядовой ситуации народ (человек как человек) заинтересован в том, чтобы хорошо прожить свою жизнь. Хотя с точки зрения частной жизни это, конечно, полностью нормально, с точки зрения общесоциального блага проблемы возникают каждый раз, когда любой народ начинает вмешиваться в дела управления, преследуя лишь свой интерес в хорошей жизни, как он себе её представляет. Любой, кто начинает предъявлять требования власти, следуя лишь своему частному интересу, открывает широкую дорогу для политических злоупотреблений, социальных катаклизмов и прихода тирании. Это так потому, что ни один отдельно взятый частный интерес не может быть настоящим благом для всего общества. Хороший управляющий обязан постоянно сообразовывать благо отдельных людей с благом общества, перетягивать одеяло благ в сторону тех или иных групп, поддерживая и общее равновесие. Человек не должен наседать на власть с требованиями удовлетворять его частный интерес и отреагировать на его частные взгляды во что бы то ни стало, и не успокаиваться, пока не получит этого удовлетворения. Такие сцены я наблюдаю постоянно, в роли власти тут может выступать и родитель, и учитель, и директор школы, и мэр, и президент, и руководитель клуба.

Как я уже говорила, этот «интерес Народа» очень искренен и по-детски (с точки зрения власти) наивен, но он тем не менее становится одной из основных карт в партии, приводящей к катастрофе, тирании и приходу тёмного властелина. В своей искренности Народ наделяет представителя своего интереса очень глубоким доверием, но не понимает, что обещание исполнить его интерес не будет выполнено никогда, потому что не может быть выполнено. Любой честный правитель будет стараться донести до народа, что его частные интересы не могут быть полностью удовлетворены в общесоциальной политике НИКОГДА, он будет ругаться или он будет терпеливо доносить это, он будет сносить угрозы и попреки или будет стараться перекричать Народ, но он будет нести эту информацию. Тёмный властелин не будет говорить этой правды, он пообещает Народу всё, и будет добиваться «интересов народа» любой ценой - настолько любой, что в один прекрасный момент Народ взвоет и восплачет.

Да простит меня всякий за такие слова, но любой частный интерес в хорошо прожитой жизни может стать причиной катастрофы, если становится частным политическим лозунгом или даже реализуется, невзирая на положения и мнения других вовлечённых в вашу жизнь лиц. Когда Христос говорил про «отдать и вторую рубашку» или когда говорил, что «лилии не жнут и не сеют, но одеваются лучше царя Соломона», или когда св. Франциск воспевал госпожу Бедность, а какой-нибудь русский отшельник надевал вериги - никто из них не был садистом или человеконенавистником. Никто не призывал к бессмысленным страданиям. Они просто учили отказываться от житейского, «народного» своего интереса. Они просто знали, как он может быть опасен. Они старались сделать всё возможное, чтобы человек мог остановиться в нужный момент и отложить свои представления о принадлежащем ему по праву. Этому учили не только христиане. Нет такого здравомыслящего учения на земле - от индейского шаманизма до мировых религий, которое бы не учило: отложи своё, чтобы не разрушить общее. Чтобы это было возможно без самоистязания и самоуничтожения, необходимо искать разумные точки соприкосновения личного интереса с другими интересами.

Свобода и счастье - не политические величины, и они никогда не могут быть достигнуты политическими действиями. Тот, кто считает, что они достигаются «качеством жизни» или отсутствием коррупции, никогда не будет ни свободен, ни счастлив. Все помнят песню: «Наш ковёр - цветочная поляна, наши стены - сосны великаны…» - помнят и должны всегда помнить, и уметь обращаться к ней в минуты, когда эгоизм или житейские проблемы начинают заедать. Счастье дает сама жизнь, свободу дает истина.

Продолжение следует...

Эльгаладна, спасение мира, миф, со-бытие, культурология, cо-бытие, идти вперед, ista arquenion, меч, вера, католическая публицистика, о душе, толкование имён, политика, книги, рассуждения

Previous post Next post
Up