Политика своих интересов

Mar 06, 2014 00:34

Это будет большой рассказ об Искажении, а к нему будет маленькое предисловие. Все эти размышления касаются сегодняшнего дня и его проблем, но причина написания - не в них. Я хочу поделиться опытом, но сразу расписываюсь в том, что не смогу достаточно ясно его выразить. Я предостерегаю усердного читателя от того, чтобы посчитать написанное преувеличением, максимализмом или попыткой указать кому-то на недостатки. Как говорили многие мудрецы, в нас есть тёмная и светлая сторона. И ту, и другую нужно принимать. Но писать проще всего о серой нашей стороне. А о Тьме и Свете писать неимоверно сложно, поэтому умные люди пишут об этом мифы.

Какая бы позитивная цель не стояла перед человеком в жизни, любому понятно, что чрезвычайно важная часть жизненного пути проходит по темноте, в трудностях, в ситуации, где необходимо стать лучше (не можно, а необходимо, иначе не выкрутиться). Католики знают, что есть Ночь Души - тот духовный путь без радости и поддержки, который любой христианин с необходимостью проходит. Я не пессимист, не фаталист и не прирожденный страдалец, я легко отношусь к жизни, всегда стараюсь научить людей чувствовать и принимать счастье, смотреть на светлые стороны, надеяться, но тёмный путь неизбежен. Только в аду души по-настоящему обретаешь её рай. Конечно, речь идёт не о том, что не познав зла, не «побывав его адептом», не поймёшь добро, а о том, что глубокое осмысление тёмных сторон человека и прохождение испытаний очень важно.
Часть I. Тёмный властелин
Часть II. Кориолан: интересы Народа
Часть III. Кориолан: великая справедливость
Часть IV. Бездна одиночества и невыразимая надежда
Часть V. Избранный
Часть VI. Герой


Часть I. Тёмный Властелин.

«Его достоинство (и причина падения) в том, что он любил порядок и согласование, и не терпел путаницы и бесполезных ссор (его владыка привлекал его именно волей и мощью, подходящими для быстрого и властного исполнения его собственных замыслов)…. Его любовь (а позднее - простое понимание) к другим индивидуальностям была слабее. И хотя (из стремления к добру, или из рациональных мотивов) все его планы, приказы и организации были направлены на добро для обитателей Мира (пусть даже включающее в себя право его быть их верховным властелином), "замыслы" его одинокого разума стали единственной целью его воли, "вещью в себе"».

«- Сенат собирается сегодня наделить Канцлера особыми полномочиями.
- Значит, станет меньше рассуждений, больше действия. Это плохо?»

«Он так тонко познал силу, что научился воскрешать к жизни тех, кто был ему особенно дорог… Какая ирония: он спасал от смерти других, а себя спасти не смог».

Тёмный Властелин. Один из главных героев всех самых крупных мифов XX в. Среди всех архетипических персонажей «тёмной стороны» именно он так уверенно вышел на первый план в XX-XXI веке. Это обусловлено самыми разными причинами. Тут у нас в центр внимания попал не злой демиург, не политический злодей, а такой Темный Властелин, который желает управлять всем миром, навести везде идеальный порядок, познать все тайны и восторжествовать над смертью. Это не Антихрист, который придет перед Концом света глумиться над людьми, и не сам отец зла, который хочет уничтожить всё, это некто, познавший пределы силы сотворенного существа. Тёмный Властелин влюблен в абсолютную власть, и у него есть на это причины.

Много слов сказано о том, что антагонисты книг Толкина, Льюиса, Роулинг или Лукаса слишком уж утрированы, повествования уж очень черно-белы, а эти тёмных властелинов не бывает. Это, как мне кажется, претензия №1 ко всей современной мифологии.

Я всегда, так сказать, понимала путь тёмных властелинов, они никогда не казались мне картонными, но, с другой стороны, я всегда думала, что «тёмное властелинство» доступно немногим (и это проблема немногих), ведь масштаб личности должен быть значителен. Власть - самый опасный из даров, так я сейчас думаю, поэтому именно она приводит к такому итогу.

В последнее время я думаю совсем иначе. Я думаю, что тёмный властелин всегда смотрит на нас из нашего зеркала. Я много думаю о том, как он смотрит на меня из моей собственной души. Я, как молитву, повторяю слова Илуватара Мелькору - это последняя надежда. «Что бы ты ни сделал, ты лишь будешь инструментом в создании вещей более прекрасных, чем мог вообразить».

Конечно, все мы думаем о том, что хорошо, и что плохо, что причиняет боль, а что несет исцеление. Даже если кто-то устраняется от максим Добро и Зло, он тоже ищет способ быть лучше, научиться отвечать за себя. Мы все копаемся в прошлом, ищем причины горестей, нащупываем пути радостей. Великие слова пророков об отношении к ближним понятны нам, осуществлять их трудно, но каждый, кто с ними знаком, старается это делать. Мы все время от времени теряем суть всех этих наставлений, потому что устаем, потому что годами безрезультатно бьемся в дверь своей праведности, потому что правильные слова теряют новизну. Мы стараемся, но всё время что-то упускаем и не можем до конца понимать, что стоит за словами Христа о бревне в глазу, о второй пощёчине или второй рубашке, о потерянной овечке, о Крестном пути, в конце концов. Мы всё время что-то упускаем, потому что иначе мы бы просто взялись и выполнили Его рекомендации. Нам не помогают новые и новые слова, поэтому только на Пути Ночи, наконец, нам становится ясно, какой же, на самом деле, дорогой ценой мы куплены, как велико всепроникающее Искажение и … как велика Надежда.

Мы все - персонажи одного большого мифа, но в моменты жизненной важности мы исполняем не только наши родные мифологические роли, а также реализуем один из двух самых основных и глубинных архетипов на свете - Тёмного Властелина или Спасителя Мира. И мы думаем, что мы всё-таки - не тёмный властелин, потому что его замыслы и поступки поистине ужасны, падение необъяснимо, и в них нет ничего человеческого.

Поэтому я в качестве эпиграфа привела три цитаты, чтобы показать мотивы и желания тёмных властелинов. И всякий может увидеть, что эти мотивы естественны и понятны. Первая цитата - о Сауроне, об ангеле Майроне, «восхитительном», который любил порядок и размеренность, чьей целью было построить идеальное правление и дать народам Средиземья устойчивый мир. О том же мире и порядке мечтал и автор второй цитаты - Дарт Вейдер, как и его учитель, Дарт Сидиус. А ещё Дарт Вейдер был готов пожертвовать чем угодно, включая свою жизнь и душу, чтобы спасти жену от смерти. И, в свою очередь, Том Реддл, как и означенные сидхи, мечтал найти своё место в мире, постичь тайны бытия и обрести бессмертие. Они хотели того, чего хочет практически каждый первый (даже тот, кто время от времени любит беспорядок и импровизации), причём вполне законно. Однако же это становится причиной глубочайшего падения.

Идентифицировать себя с тёмным властелином на полном серьезе удается не каждому. Те, кто делают это напоказ, как правило, демонстрируют лишь пафос своей незрелости. Что касается меня, то тёмные властелины для меня всегда были трагедией и примером безумия, я понимала их путь, но никогда не думала о том, что их действия не так уж безумны, напротив, они совершенно обыденны и повседневны. Уникальным может быть масштаб и характер действия тёмного властелина, но само действие является нашей обыденностью. Выбор тёмного властелина делаем мы все, часто даже не по своей вине. Помогла мне понять это пьеса Уильяма нашего Шекспира «Кориолан».

Эта пьеса - одна из лучших повестей о тёмных властелинах, больших и малых. Я очень рекомендую почитать или посмотреть (в сети есть фильм, хотя я его не видела) «Кориолана». Происходящее на мировой арене он поможет вам понять лучше, чем все СМИ, вместе взятые.

Это была затравка, а дальше будет уже ближе к сути.

Эльгаладна, спасение мира, миф, со-бытие, культурология, Толкин, cо-бытие, идти вперед, ista arquenion, меч, святость, вера, католическая публицистика, о душе, толкование имён, герой моего сердца, рассуждения

Previous post Next post
Up