Село Коломенское. Часть 5

Sep 29, 2015 21:08

Продолжение. Начало см.:
Часть 1. http://eho-2013.livejournal.com/686390.html
Часть 2. http://eho-2013.livejournal.com/687188.html
Часть 3. http://eho-2013.livejournal.com/687674.html
Часть. 4. http://eho-2013.livejournal.com/688359.html



В 1703 году столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, и значение Коломенского стало падать, впрочем, как и «царствующего града» Москвы. Однако и царь, и его близкие продолжали в усадьбе бывать. В 1709 году отправившись на войну со шведским королем Карлом, Петр оставил в Коломенском свою беременную возлюбленную Марту Скавронскую, в православном крещении Екатерину, с годовалой дочкой Анной. Вскоре здесь родилась любимая дочь Петра Елизавета, о чем он узнал, когда приехал в Москву пировать после победы над шведами под Полтавой. Петру это показалось более счастливым событием, чем уже отшумевшая битва. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь», - сказал он. Петр помчался в Коломенское, поздравил Екатерину (еще не ставшую его официальной женой), полюбовался на девочку и на радостях устроил пир. Победа над шведами тоже не была забыта, и два торжества слились в одно.
В парке Коломенского на берегу Москвы-реки и поныне стоят четыре чугунные пушки петровского времени, которые громили шведов в Полтавском сражении, а после по указу царя были перевезены в Коломенское и установлены здесь на вечную память о знатной виктории.



Петровская пушка в Коломенском

У Петра находилось все больше дел в новой северной столице, и в Москве он бывал все реже. Забытая усадьба Коломенское медленно приходила в упадок. Камер-юнкер Берхгольц, осматривая Коломенское в 1722 году, заметил: «Это огромное деревянное здание весьма замечательно по своей древности и необыкновенной величине. <…> В числе комнат есть очень красивые и большие; но все вообще так ветхо, что уж не везде можно ходить, почему наш вожатый в одном месте просил нас не ступать по двое на одну доску»… Работы по подводке под терема каменных фундаментов, которые по велению Петра велись в Коломенском, рациональный немец оценил невысоко: «Мы нашли.., что оно не стоит того, потому что в нем уж мало хорошего, между тем как такие поправки требуют больших издержек и трудов, не обещая все-таки сделать его обитаемым». Однако, приехав в Коломенское через два года, когда работы с фундаментом были полностью завершены, Берхгольц все же согласился, что это во благо, и дворец теперь сможет простоять долго.
В начале 1725 года Петр I скончался, и власть перешла к Екатерине I, которая к тому моменту не только стала его официальной женой, но и была коронована как императрица. Коломенское не стало для нее любимым домом, она предпочитала Царское Село под Петербургом. Там, в имении, подаренном мужем, все было устроено на ее вкус, не то, что в древнем Коломенском.
Правление Екатерины I было недолгим. В 1727 году на престол взошел внук Петра I юный Петр II. А в Коломенском часто находила приют Елизавета Петровна, оставшаяся в одиночестве - за три года из жизни ушли ее отец, мать и любимая сестра Анна… Юной царевне, прежде купавшейся в любви близких, капризной и избалованной, приходилось отныне рассчитывать только на себя. Впрочем, племянник Елизаветы Петр II, подростком пришедший к власти, был влюблен в молоденькую тетку и даже подумывал о женитьбе на ней, однако церковь не допускала такого близкородственного брака. Да и сама Елизавета не относилась серьезно к юному поклоннику. Петр II ревновал тетку и последовательно отдалял от нее бойких кавалеров и возможных женихов.



Валентин Серов. Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту

Елизавета старалась меньше бывать в Петербурге, предпочитая отцовские подмосковные усадьбы Коломенское и Преображенское, где развлекалась простыми забавами: ходила на охоту, каталась на санках с горки и на коньках по льду замерзших прудов, устраивала гуляния на Масленицу, собирала ягоды и грибы в лесу. Крепкая, энергичная, она была хороша и в седле, и в танцах… Петр II часто бывал в Коломенском вместе с Елизаветой; для них там устраивались псовые охоты и другие развлечения. В мае 1729 года юный император под охраной Преображенского и Семеновского полков явился в Коломенское на все лето. Полки встали в усадьбе лагерем и как в прежние времена развлекали государя учебными боями. Сюда же к Петру II приезжали послы и важные сановники с государственными делами. Увы, через полгода юного императора не стало, в январе 1730 года он умер от оспы. После внезапной смерти Петра II Елизавета по приказу новой государыни Анны Иоанновны была вынуждена переселиться в Петербург, где жила очень скромно, испытывая постоянные денежные затруднения.
Правление Анны Иоанновны и ее фаворита герцога Бирона своей жестокостью вызвало большое недовольство в России. Перед смертью Анна Иоанновна передала трон своему внучатому племяннику Ивану, не вышедшему из младенческого возраста, а правительницей при нем назначила племянницу Анну Леопольдовну, внучку царя Ивана. Но у Елизаветы, дщери Петровой, нашлось немало сторонников, желавших, чтобы власть перешла к ней. При помощи преданных придворных и гвардейцев Преображенского полка ей удалось совершить переворот и в 1741 году добиться царского венца.


Елизавета Петровна

Теперь ей волей-неволей пришлось жить в Санкт-Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Но дедовское Коломенское не было забыто - Елизавета Петровна бывала тут наездами, а если не могла приехать, то требовала, чтобы к ее столу в северную столицу доставляли выращенные в садах Коломенского фрукты. Яблоки, белые, черные и красные вишни, груши и сливы бережно упаковывали в холстину, складывали в корзины, пересыпая рожью или просом, и обозами везли в Петербург. Когда императрица выбиралась в любимое Коломенское, это обычно сопровождалось праздниками и увеселениями. Управителю заранее давалось указание к приему собрать побольше провизии и «заготовить тамо кислых щей и квасов, а буде медов нет, то и медов». Елизавета прибывала в усадьбу в кавалькаде из многочисленных экипажей с гостями, придворными, слугами, в окружении гвардейцев охраны, и начинались празднества: пиры, балы, маскарады, фейерверки, катания по Москве-реке на лодках и развлекательные прогулки по окрестностям Коломенского с сюрпризами в виде крестьянских хороводов и праздников урожая.

«…Во дщери Петр опять на трон взошел,
В Елизавете все свои дела нашел».

Александр Сумароков

Михайло Ломоносов, бывая у императрицы в Коломенском, внимательно ознакомился с царской усадьбой и неоднократно писал о ней в своем сочинении «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи».
В конце 1761 года Елизавета Петровна скончалась, императором стал ее племянник Петр III. Он процарствовал всего полгода, не успев даже короноваться, и был свергнут своей женой Екатериной, урожденной принцессой Ангальт-Цербстской, захватившей престол летом 1762 года.
В октябре 1762 года новая императрица посетила Коломенское. Старинная усадьба, а еще более - дивная природа этих мест, пришлись ей по вкусу. Она распорядилась произвести капитальный ремонт царского дворца, сохранившегося со времен Алексея Михайловича. К работам были привлечены архитекторы И. Мичурин и К. Бланк. Они осмотрели постройки и составили смету работ; однако, по их докладу выходило, что коломенские терема настолько обветшали, что проще и дешевле было их снести и построить в усадьбе новый дворец. Екатерина согласилась.



Екатерина II в молодости

В 1766 году начался снос старых строений и благоустройство усадьбы. Для почина разобрали строения Скотного и Конюшенного дворов, на месте которых планировалось возвести дворец для Екатерины.
В конце 1766 года Екатерина II созвала так называемую Уложенную комиссию для систематизации российских законов. На следующий год императрица провела в Коломенском лето, работая здесь над «Наказом Уложенной комиссии», превратившемся в своеобразный манифест просвещенного абсолютизма. Одновременно шла подготовка к разборке коломенских теремов, чтобы использовать материал при строительстве нового дворца. Архитектор Баженов, которому это было поручено, обнаружил, в отличие от своих коллег-предшественников, что материал, из которого построены терема, находится в идеальном состоянии. Он доложил императрице, что «во оном Коломенском дворце много выберется такого лесу, что не токмо в полы, но и в лучшую столяренную работу потребен быть может и какой по доброте и сухости купить не можно будет»… Были составлены тщательные замеры, планы, а также уменьшенная модель дворца, который, тем не менее, быстро разобрали на стройматериал. На месте царских теремов императрица распорядилась высадить кусты акации.
Над строительством нового дворца работал «от армии майор» П.В. Макулов; строение получилось добротным, но, по словам современников, изяществом архитектуры не поражало. К сожалению, екатерининский дворец также не сохранился, как и все его предшественники. Известно только, что императрица высказывала пожелание, чтобы дворец был «скромен» и снаружи, и внутри. Его возвели на берегу Москвы-реки рядом с церковью Вознесения. Два нижних этажа дворца были кирпичными, а два верхних - деревянными. Внутренние интерьеры, в отличие от внешнего оформления, были довольно изящными. Уцелевшая опись позволяет представить внутреннее убранство дворца: «В зале № 1 обои китайские красные с личинами, камины медные, перед каминами екран резной выкрашенный разными красками… в кабинете обои градитуровые белые малеванные, пол обит сукном зеленым тонким»…



Вид Коломенского с Екатерининским дворцом

«Скромный» дворец быстро обрастал другими постройками - театром, кавалерскими покоями для размещения свиты, кухнями и поварнями, конюшенным двором. В 1778 императрица распорядилась возвести отдельно стоящую просторную мыльню, соединенную с дворцом галереей. «Новоделы» заслоняли то немногое, что уцелело от старинной застройки.
Но у Екатерины II, славящейся переменчивым нравом, со временем возникла идея строительства парадной императорской резиденции не в Коломенском, а по соседству, в деревне Черная Грязь, которой владели князья Кантемиры. Екатерина, очарованная красотой этого места, выкупила усадьбу у престарелого князя Сергея Кантемира и переименовала в Царицыно.

«Однажды, устав бродить по долинам и лугам Коломенского, я отправилась на большую дорогу, ведшую из Москвы в Каширу... Эта дорога привела к громадному пруду, связанному с другим, еще огромнейшим: но второй пруд, богатый прелестнейшими видами, не принадлежал ее величеству (покойной императрице Елизавете Петровне. - Е.Х.), а некоему князю Кантемиру, ее соседу. Второй пруд соединялся с третьим прудом, который образовал бесчисленное множество заливов. И вот гуляющие, проходя от пруда к пруду, то пешком, то в карете, очутились в семи долгих верстах от Коломенского, высматривая имение своего соседа, семидесятилетнего старика, который нисколько не интересовался ни водами, ни лесами, ни прелестными видами, восхищавшими путешественников. Он проводил жизнь за карточным столом, проклиная свои проигрыши».

Императрица Екатерина II - барону Фридриху Мельхиору Гримму.

За две недели в новой усадьбе построили временный деревянный дворец, и государыня провела в Царицыно лето со своим фаворитом Григорием Потемкиным. «По общему мнению, это сущий рай», - писала она. Вскоре имение на двадцать лет превратилось в огромную строительную площадку. Архитектору Василию Баженову было дано задание возвести в Царицыно роскошную резиденцию. Интерес императрицы к Коломенскому угас; Царицыно должно было затмить его. Наскоро возведенный Екатерининский дворец в Коломенском ветшал.


Восстановленный дворцовый комплекс в Царицыно

Тем временем в селе Коломенском случился большой пожар - в сентябре 1781 года в доме крестьянина Ивана Зарубина от свечи, поставленной перед иконой, занялось пламя, быстро охватившее все углы и перекинувшееся к соседним избам. Дворцовые постройки не пострадали, но выгорело 62 крестьянских двора со всем имуществом; лишь кое-где смогли выгнать на улицу из горящих хлевов и конюшен скотину… Люди, лошади и другие домашние животные в преддверье зимы остались на улице. Императрица распорядилась немедленно начать возведение новых крестьянских домов, взяв материалы и рабочих со стройки в Царицыно. До наступления холодов успели заново построить село «с двумя посадами по дороге, ведущей к дворцу». Дома оказались настолько добротными, что без капитального ремонта простояли до начала 1980-х годов, когда Коломенское, ставшее к тому времени городским районом, полностью перестраивалось.


Историческая крестьянская застройка в Коломенском-Дьяково

А дворцы в Царицыно так и не были доведены до завершения. Екатерина, закапризничав, велела произвести там «изрядные поломки» и все переделать, сменив архитектора. Строительство затянулось, а императрице наскучили и Царицыно, и Коломенское.
Между тем, общественный интерес и к Коломенскому и другим старинным царским усадьбам в царствование Екатерины возрос, поскольку читателям стали доступны тексты летописей, указов, писем русских царей, где постоянно встречались названия государевых вотчин и описывались события, с ними связанные. Во второй половине XVIII века издавалась «Древняя российская вифлиофика»: сборники исторических документов, составленные просветителем Николаем Новиковым. Любители истории стали бывать в Коломенском, чтобы своими глазами полюбоваться на место, где разворачивались драматические события прошлого.

Продолжение следует...

Дом Романовых, Екатерина II, история России, история Москвы, Петр I, Коломенское, архитектура

Previous post Next post
Up