Село Коломенское. Часть 3

Sep 25, 2015 21:31

Продолжение. Начало см.:
Часть 1. http://eho-2013.livejournal.com/686390.html
Часть 2. http://eho-2013.livejournal.com/687188.html



Через полгода после своего избрания Борис Годунов решился венчаться царским венцом и отметил это событие торжественно и богато. Пиры в Кремле продолжались неделю, для простого народа на площадь выкатывали бочки с вином и выставляли закуски. Всем придворным выплатили по три годовых жалования, и по всей стране на год освободили подданных от всех налогов. Но настоящей преданности Годунов купить не смог; современники именовали его «самовластный восхититель трона». Положение усугубилось тем, что в 1601-1603 из-за неоднократной гибели урожая в стране разразился страшный голод, приведший к множеству жертв. Бориса обвиняли в бездействии и равнодушии к бедам народа.
В конце 1603 года в Польше объявился самозванец, называвший себя сыном Ивана Грозного Дмитрием. Когда самозванец, собрав войско, двинулся на Русь, многие переходили на его сторону, легко нарушая присягу, данную царю Борису. Всеми преданный, находясь в полном отчаянии, Годунов скончался, когда Лжедмитрий приближался к Москве.


Лжедмитрий

Занять Коломенское, резиденцию своего мнимого «отца» Ивана Грозного, для Лжедмитрия было особенно важно. Он мечтал показать: истинный царевич вернулся в отчий дом. Местные обитатели, поверившие, что к ним явился законный наследник престола, встретили его с хлебом-солью. На лугу в Коломенском был разбит огромный шатер, вмещавший несколько сотен человек; челядь готовила царский пир для нового государя и его приближенных. Сюда тянулись посланцы от окрестных крестьян и посадских людей с дарами; Лжедмитрий всех ласково принимал и обещал стать для подданных отцом родным.
Самозванец задержался в Коломенском на три дня, чтобы отдохнуть, «почистить перышки», приготовить парчовые наряды, роскошные драгоценности, лучших коней и экипажи, и под звон колоколов парадно вступить в Москву в окружении разряженных польских шляхтичей. На всякий случай он распорядился возвести в Коломенском деревянную крепость с четырьмя башнями и воротами, внутри которой можно было бы поставить несколько шатров: возможность отступления тоже следовало предусмотреть. Правда, этой крепостью самозванец так и не воспользовался, и подданные воспринимали ее как потешную - наверное, государь собирался устраивать тут какие-нибудь военные игры и турниры, иначе для чего она была бы нужна?
20 июня 1605 года Лжедмитрий вошел в Москву, обосновался в Кремле, и стал готовиться к венчанию на царство… Однако уже через несколько дней обнаружился первый заговор против нового государя. Участники заговора были казнены или отправились в ссылку, но противников самозванца это не напугало. Заговоры продолжались до тех пор, пока 17 мая 1606 года, в результате очередного заговора Лжедмитрий не был свергнут и убит. Тело его после надругательств сожгли; прах смешали с порохом и в версте от Коломенского, в селе Котлы, развеяли по ветру выстрелом из пушки в сторону Польши. В тот же день в Коломенском был дотла сожжен «ад» - потешная крепость, выстроенная по приказу самозванца. Власть перешла в руки лидера заговора князя Василия Шуйского, представлявшего суздальскую ветвь князей Рюриковичей.
Но Великая Смута на Руси продолжалась. В Москве оставалось много сторонников Лжедмитрия; город, как и вся страна, разделился на два лагеря. Поползли слухи, что молодой царь не был убит, погиб случайный человек, а Дмитрий Иванович спасся от лихих бояр. Через неделю после переворота в Москве стали обнаруживаться «подметные письма», в которых «царь Дмитрий» объявлял народу, что Бог защитил его от изменников. Вскоре в Белоруссии появился человек, внешне похожий на Лжедмитрия и называвший себя спасшимся царем. Перебравшись на Брянщину, в город Стародуб, он стал собирать армию, в которую вступали польские шляхтичи, казаки, местные дворяне, беглые крестьяне. Вскоре к нему пришел человек, сыгравший большую роль в истории Смуты (и села Коломенского) - Иван Болотников.


Иван Болотников со своим войском в Коломенском

Человек сложной судьбы и лихого нрава, Болотников успел пройти множество испытаний. Происходивший из обнищавших «детей боярских» *, Болотников за долги попал в кабалу к богатому князю, служил у него в отряде «боевым холопом», бежал на Дон к казакам и стал там атаманом, был взят в плен татарами и продан в рабство туркам. Там он невольником греб на галерах, в бою был освобожден итальянцами и на торговом судне добрался до Венеции, потом через Германию и Польшу стал пробираться на родину. В Польше Болотников встретил Михаила Молчанова, одного из сторонников самозванца, и получил от него рекомендательное письмо к князю Григорию Шаховскому, опекавшему Лжедмитрия II. Болотникову объяснили, что Дмитрий Иванович - вовсе не самозванец, а истинный государь, спасшийся от лихих бояр-заговорщиков, пытавшихся умертвить его и захватить власть. Болотников поверил, присягнул Лжедмитрию, и хранил верность этой клятве до своего смертного часа. Поскольку Молчанов рекомендовал Болотникова как «большого воеводу», ему дали оружие, крупную сумму денег и поставили командовать отрядом из 12 тысяч человек.
Иван Болотников отправился в поход, чтобы обеспечить «государю» возможность возвращения на отеческий престол. Целью его была Москва, а свою ставку он решил разместить в Коломенском, от которого до тогдашней границы Москвы было 7 верст. Ему приходилось вести непрерывные бои с войсками, верными Василию Шуйскому, но удача поначалу сопутствовала Болотникову. Его армия быстро разрасталась - к Болотникову приходили казаки, обиженная русскими правителями мордва, крепостные крестьяне, бежавшие от жестоких хозяев, даже дворянские отряды, недовольные новым правителем… Вскоре войско Болотникова увеличилось более чем вдвое, и новые бойцы все продолжали прибывать. Лжедмитрий II еще скитался по маленьким городкам, вербуя сторонников, а Болотников уже оказался на подступах к столице и брал один за другим крупные города. Жители Калуги, к примеру, сами открыли ему городские ворота, встретив его как освободителя от беззаконной власти Шуйского. А вот Коломна оказала повстанцам упорное сопротивление. Болотников довольствовался тем, что взял посады и, оставив коломенский кремль в осаде, двинулся дальше к Москве. Он постоянно проводил жестокие казни тех, кто не признавал Лжедмитрия царем. «Изменщиков» сбрасывали с башен, распинали, топили, причем делалось это публично, чтобы народ видел, как поступают с врагами «царя».
В конце октября 1606 года отряды Ивана Болотникова заняли Коломенское, а также соседние Заборье и Котлы. «И задумал [Болотников] измену и пришел под царствующий город Москву и стал в Коломенском и Заборье», - отмечали летописцы. Предводитель повстанцев называл себя воеводой царя Дмитрия, но вел войну по собственному разумению и сам принимал все важные тактические решения. Ему удалось сконцентрировать в своих руках большие ресурсы - деньги, хлеб и другое продовольствие, оружие… Ему подчинялась многотысячная армия, обученная и обстрелянная в боях. Он умело манипулировал людьми, награждая, подкупая, задаривая подчиненных и достигая соглашений с власть имущими…



Но его армия, вставшая на зимний постой в Коломенском, принесла много бед не только окрестным жителям, но и москвичам. Пока Болотников готовил штурм столицы, его бойцы сбивались в шайки и устраивали набеги не только на предместья, но и на городские улицы. Они налетали на богатые дома, грабили, убивали, насиловали женщин и на лихих конях снова скрывались под защиту стен Коломенского. Здесь по приказу Болотникова была устроена новая крепость, представлявшая своеобразную баррикаду. В мороз повстанцы собрали множество саней, набили их соломой и сеном, построили из них стену и залили водой. Заледеневшая как камень, она превратилась в неприступную преграду, которую трудно было пробить даже «огненным боем».
Поведение бойцов Болотникова заставило москвичей разочароваться в тех, кто объявлял себя их освободителями. Сподвижников Болотникова в Москве называли ворами, и не без оснований. В результате стала расти не только армия Болотникова, но и армия Шуйского, противостоявшая ей. На какое-то время между Москвой и Коломенским установился паритет - Болотников осадил Москву, но у него не хватало сил для мощного штурма, а Шуйский не мог решиться разгромить Коломенское и отбросить повстанцев. Возможно, так продолжалось бы и дальше, но в лагере Болотникова начались разногласия, и дворянское ополчение оставило Коломенское, перейдя на сторону правительственных войск. Отряды Болотникова, пытавшиеся осадить Москву, были разбиты, а их остатки отступили в Коломенское, где группировались основные силы повстанцев.
Василий Шуйский приказал взять Коломенское штурмом, но первый приступ был отбит. Однако штурм повторился, в дело пошли пушки, и 2 декабря 1606 года оборона Болотникова, несмотря на мощную ледяную крепость, была пробита. (На территории Коломенского и поныне находят каменные и чугунные ядра того времени, оставшиеся после боев). На плане Москвы, выполненном в 1606-1607 годах голландским дипломатом Исааком Массой, изображена сцена битвы между войсками Василия Шуйского и отрядами Ивана Болотникова в Коломенском. На рисунке показаны сооружения усадьбы, церковь Вознесения, въездные ворота, часть каменной ограды и… жесточайший бой на фоне этого великолепия.
После разгрома в Коломенском армия повстанцев вынужденно отступила к Калуге и Туле, но сдаваться не собиралась и еще почти год продолжала вести боевые действия, изнуряя правительственные войска. Только в октябре 1607 года армия Болотникова потерпела под Тулой окончательное поражение, а сам он был захвачен в плен и сослан в Каргополь. В ссылке с лидером повстанцев свели счеты - Иван Болотников был ослеплен и утоплен.



Лжедмитрий Второй

Лжедмитрий II осенью 1607 года также выдвинулся в поход, рассчитывая дойти со своим войском до Тулы и соединиться с остатками армии Болотникова. Но 10 октября Тула была взята правительственными войсками, и это спутало планы самозванца. Он попытался взять Брянск, но потерпел неудачу, и к началу 1608 года оказался в Орле. К Лжедмитрию на помощь подошли рати донских и запорожских казаков, а руководство его армией взяли в свои руки польские воеводы. Это позволило самозванцу дойти до Москвы, но занять ее не удалось, и он тоже стал лагерем у ее границ, правда, на этот раз не в Коломенском, а в Тушино, отчего получил у своих противников кличку Тушинский вор. Про разоренное Коломенское на какое-то время забыли.
Смута тянулась еще несколько лет, по всей стране шли бои между русскими людьми, оказавшимися в разных политических лагерях, польскими интервентами, пытавшимися под шумок захватить обескровленную Русь, шведами, ввязавшимися в драку, отрядами разноплеменных наемников, примыкавших то к той, то к другой стороне… Случались и перевороты, и переход власти из рук в руки, и массовая гибель людей. Вновь начались набеги татар - крымские и ногайские орды доходили до среднерусских городов и разоряли их. Поляки, заняв русскую столицу, намеревались сделать царем королевича Владислава, сына польского короля. В Москве, во время резни, устроенной польским гарнизоном, чтобы пресечь возможный бунт, в один день погибло более 10 тысяч человек, а в Стародубе, изначально поддержавшем Лжедмитрия II, при польском штурме погибло практически все население… Самозванец в 1610 году пал от руки собственных охранников.
Но разум возобладал; русские люди поняли, что страну нужно освобождать от захватчиков и заново налаживать жизнь. Было собрано мощное ополчение. Осенью 1612 года ополченцы во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским разгромили польскую армию гетмана Ходкевича и выбили захватчиков из Москвы. Князь Пожарский вошел в освобожденный Китай-город с иконой Казанской Божьей матери в руках и дал обет возвести храм в ее честь после победы (слова князя-воителя еще отзовутся в будущем и в судьбе Коломенского).
В 1613 году царем был избран Михаил Федорович Романов. Жизнь в стране стала входить в мирную колею.



Коломенское в 1972 году

* Дети (сыны) боярские - сословие, существовавшее на Руси с конца четырнадцатого до конца семнадцатого столетия; люди, происходившие из боярских семей, но сами боярами не являвшиеся; по своим правам и обязанностям были приближены к дворянам. Советские историки обычно называли Болотникова «крестьянским сыном», но современные исследователи утверждают, что вождь повстанцев имел благородное происхождение.

Продолжение следует...

история России, история Москвы, Коломенское

Previous post Next post
Up